Социология этно-национальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль в изучении этничности сыграли работы норвежского ученого Фредерика Барта. Он обратил внимание на то, что характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Таким образом, этничность - это форма социальной организации культурных различий.

Файлы: 1 файл

Тема16. Социология этно-национальных отношений.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Второе место по числу  верующих и пока третье — по количеству общин в России занимает ислам  — 3467 религиозных объединений (в 1992 г. было 1216). Зарегистрировано также 218 буддистских и 270 иудаистских объединений, 97 — Общества сознания Кришны. Остальные 550 зарегистрированных в Минюсте объединений приходятся на 22 малочисленных и маловлиятельных религиозных направления. Все эти почти 21500 религиозных объединений существуют в нашей стране на законных основаниях, зарегистрировав свои уставы в органах юстиции.

В силу особенностей исторического  развития России, в силу наибольшей массовости своей базы православие  занимает особое, преобладающее место  в конфессиональном пространстве страны, которое никто не может и не пытается поставить под сомнение. Особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры признана законодателем в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 г.

 

Современные тенденции этнических отношений  в РФ

 

В наши дни появилась  реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить  себя не только некоторые национально - , но и административно - территориальные образования.

Каждая из территориальных  исторически сложившихся общностей  обладает особым региональным самосознанием. Это порой находит свое отражение  в практике противопоставления себя другим регионам и народам (мы - уральцы, мы - сибиряки), местном патриотизме и предпочтениях.

В региональном сознании есть уровни меньшей общности - сознание этнических групп. Взаимодействие, “взаимоналожение” этих двух уровней требуют своего изучения, ибо в процессе сосуществования разных этносов в рамках замкнутого пространства могут возникать поползновения со стороны одного доминировать над другими. В настоящее время сие нередко проявляется в претензиях так называемых титульных (коренных) наций. Это ведет к болезненному обострению взаимоотношений сограждан и даже вражде. Важную роль в определении атмосферы межнационального общения в регионе играют поведенческая практика, складывающаяся из официальных и бытовых контактов, их морально - нравственное содержание.

Под влиянием постоянного  неудовлетворения собственным национальным статусом у значительной части общества сформировалась установка на активные действия в конфликтной ситуации на стороне своей национальной группы.

Столь высокая готовность горожан участвовать в подобного  рода разборках не может не вызвать озабоченности хотя бы потому, что ставка на силу как метод решения назревших проблем становится все заметнее.

Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском  конфликте, когда в результате действий национал - экстремистских элементов пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с целью локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений.

Разгорающиеся и тлеющие  очаги межнациональной конфронтации в южных оконечностях нашего Отечества  создают серьезную опасность  ее расширения и распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата повышает тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к разного вида 'фобиям' , страху за завтрашний день, порождает стремление избавиться от 'чужих' или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе безопасность и благополучие.

В ряду причин, ведущих  к этническим распрям, стоят пространственные притязания и разворачивающаяся  борьба за передел территории, инспирируемые  национальными движениями, подчас становящимися по мере своей радикализации явно националистическими.

Но объективные предпосылки  не допустить эскалации этнических конфликтов реальны. Многие связывают  нормализацию национальных отношений  с выполнением Федеративного  Договора. Иными словами, претворением в действительность нового конституционного принципа сожительства субъектов Российской Федерации, основанного на учете общих интересов, отказе от пересмотра границ, от претензий населяющих ее народов, не исключая и русского, на развитие собственной государственности, рассматриваемое многими как доведение требования национального самоопределения до абсурда. Национальные проблемы следует решать в рамках культурно - национальных автономий. На этой основе Россия, безусловно, сумеет продолжить свою историческую миссию 'собирательницы народов' и гаранта их безопасности.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 2009.
  2. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М., 2007.
  3. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1983.
  4. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. - М., 2001.
  5. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. - М., 2004.
  6. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 2002.
  7. Козлов В. И. Проблематика этничности // Этнографическое обозрение. 1995. №4.
  8. Краткий этнологический словарь. - М., 2009.
  9. Русский этнос и русская школа в XX веке. - М., 2006.
  10. Народы и религии: Энциклопедия. - М., 2008.
  11. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе// Вопросы социологии. 2009. № 1-2.
  12. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. - М., 2005.

 

 




Информация о работе Социология этно-национальных отношений