Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:31, контрольная работа
Общее учение об обществе: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, истории социологии, характеристика современных социологических направлений и учений о методах социологии;
Первая из них –· компенсация, когда инновация высвобождает,
вызывает к жизни цепь обратных негативных
противоречий, которые путем контрреформ
могут привести к ограничению сфер проявления
инновации
и даже к ее искоренению и к возвращению
статус-кво.
Может быть даже· сверхкомпенсация, когда сопротивление против
видимой инновации настолько сильно, что
реакция компенсационных механизмов переходит
за границы той сферы, в которой была инициирована
инновация (например, ультраконсервативная
реакция на перемены).
Третья возможность – это· усиление, основанное на действии позитивных
встречных сил, приводящих в движение
процессы самоусиления. Первоначальное
изменение вызывает здесь ряд последующих
изменений
в других областях нормативной структуры,
приводя к умножению числа инноваций и
даже к фундаментальным преобразованиям
всей нормативной структуры. Примером
может служить лавинообразное развитие
в истории социальных революций.
Четвертая возможная разновидность процесса
диффузии, как справедливо отмечает Петр
Штомпка, – это· дисперсия, или распыление и рассредоточение
первичных инноваций. Происходят случайные
преобразования в определенной ограниченной
группе других норм, ценностей, ролей или
институтов, оставаясь в результате лишь
хаотичной мозаикой не связанных друг
с другом реформ, не затрагивающих фундаментальных
основ прежней нормативной структуры.
Инновационное влияние при этом отводится
в побочные каналы, внимание общества
отвлекается от первостепенных задач
[45, с. 446–447].
Последний вариант диффузии – это· изолирование, или своего рода возможность
заморозить изменения в их изначальном
виде, предотвратить какие-либо широкие
последствия. Инновация в таком случае
не вызывает никакой реакции, усиления,
а лишь преобразует отдельную роль, ценность
или институт. Это возможно либо когда
нормативная структура особенно сильно
дезинтегрирована, аморфна, лишена внутренних
связей, либо тогда, когда инновация касается
периферийных составляющих структуры
(например, сооружение нового памятника
кардинально не повлияет на уровень исторического
сознания общества, введение нового типа
военного мундира не окажет существенного
влияния на правила поведения, существующие
в армии).
В итоге описанной процедуры
институционализации могут быть достигнуты
следующие результаты:
– сохранение статус-кво,
или отсутствие изменений;
– изменения, противоположные
намерению, наступающие в том случае,
когда механизмы компенсации реагируют
слишком бурно;
– маргинальные изменения,
когда изменения затрагивают лишь какую-либо
отдельную составляющую, занимающую периферийное
положение в структуре, и не имеют никаких
иных откликов и последствий;
– радикальные изменения,
когда преобразованиям подлежат главные,
основные составляющие той или иной структуры
(например, основополагающая система ценностей);
– оппортунистические
изменения, при которых нормативные
инновации проводятся случайно, без взаимного
согласования и координации друг с другом,
чтобы смягчить какие-либо особо обострившиеся
напряженные ситуации или общественные
противоречия;
– тотальные изменения
революционного характера (смена систем,
изменение строя), когда все существующие
компоненты и сегменты нормативной структуры
подлежат модификации, осуществляемой
в результате или реформ широкого действия,
или эскалации и усиления изменений, проведенных
вначале в более узкой сфере.
«Жизненный цикл» нововведений включает
три этапа:
· зарождение – осознание потребности
и возможности поиска новшества, разработка и
экспериментальное внедрение. Стадия
зарождения может быть описана и в таких
понятиях, как:
· диффузия – многократное
повторение, тиражирование нововведений
на других объектах;
· рутинизация – нововведения
реализуются на других, постоянно функционирующих
элементах соответствующих объектов.
^ Схема 2. Факторы совершенствования
структуры организации
Первоочередной задачей является анализ
поведения людей, обладающих ключевым
влиянием (формальных и неформальных лидеров),
для
определения их отношения к инновациям
в данное время. Важно установить, каковы
содержание внутриорганизационной культуры,
основные нормы, ценности и убеждения;
необходимо определить, какие элементы
внутриорганизационной культуры подлежат
изменению, а какие важно сохранить.
Выделяются три основных стратегии
производственных организаций по отношению
к инновациям:
Перед инициаторами нововведений
встает проблема: каким путем провести
необходимое изменение в
Наиболее эффективной может показаться революционная ломка
Другой путь – постепенное, «пошаговое» изменение, при
котором, казалось бы, нет риска, и положительный
эффект нововведений обеспечен. Но теория
систем (а организации являются системными
объектами
и функционируют по законам теории систем)
установила, что «пошаговые» изменения
довольно быстро «приручаются» старой
системой и практически не дают эффекта.
Следовательно, системный объект должен
меняться также системно, то есть в случае
коренной переориентации в деятельности
организации в ней должны быть произведены
глубокие системные изменения.
5.Социальные общности. Дети, подростки, молодёжь.(Тест)
Современное российское
общество переживает ряд глубоких реформ
во всех сферах жизни: создание основ
рыночной экономики, гражданского общества
и правового государства. Масштабность
и глубина происходящих в России
перемен свидетельствуют о
По официальным данным на 1 января 2002 года в России проживало 36 млн. молодых граждан (каждый четвертый её житель). Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2005 года она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения.
Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе. В.Чупров отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений ”.
Исследованием проблем
Под молодежью в настоящее
время в соответствии с
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового
созревания,
параллельно которому происходит становление
других биологических систем
организма. Для этого возраста
характерны максимальные диспропорции
в
уровне и темпах физиологического
и психологического развития.
Это в основном учащиеся средних
школ и профессиональных учебных заведений,
находящиеся, как правило, на иждивении
родителей или государства.
2. 17-19 лет
- юношество. Биологически
это период завершения
физического созревания, возраст самоопределения
- начала самостоятельной
профессиональной деятельности или
выбора и осуществления качественно
новой профессиональной учебы.
Начинается разделение жизненных
путей
юношей и девушек,
что в последующем
приводит к более глубокой
экономической, политической и
культурной дифференциации среди них.
В
этом возрасте начинается процесс социализации
- происходит приобретение
почти всей полноты гражданских прав,
а вместе с тем расширяется диапазон
общественно-политических ролей
и связанных с
ними интересов и
ответственности.
3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет - старшая
молодежь. В этом возрасте на основе
личного
опыта производственной и семейной
жизни, а также участия молодежи
в
политических отношениях
завершается процесс
формирования зрелой
личности. Молодые люди этого возраста
играют роль родителей в собственных
семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Россия вступила в XXI век. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.