Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:31, контрольная работа
Общее учение об обществе: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, истории социологии, характеристика современных социологических направлений и учений о методах социологии;
Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сторонником этой теории был Е.Дюринг. Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в результате войн, в результате захвата и порабощения одних племен другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происходили такого рода события, но само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причиной появления классов.
Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущности классов, К.Маркс смог разработать научную, материалистическую теорию классов, связав их возникновение и существование с развитием материального производства. Диалектикоматериалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад К.Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем, было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития.
Классы возникли в период разложения родового слоя. Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание двух процессов: развития производительных сил и общественного разделения труда. Эти два процесса так тесно взаимосвязаны, что фактически можно говорить о них как о двух сторонах одного явления – общего прогрессивного развития производительных сил. Это развитие привело
к отделению земледелия от скотоводства, а затем и ремесла от земледелия, к первому и второму великому разделению труда, к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что и обусловило социальную дифференциацию людей, которая явилась основой для формирования классов. Научный анализ истории, общества дает возможность выделить решающий признак класса, показать, что его сущность находится в прямой зависимости от того, какое место он занимает в системе общественного производства, в каком отношении он находится к средствам производства, что от этого, в конечном счете зависит его социальное положение в обществе, образ жизни, а это в свою очередь определяет его психологию и мировоззрение. Поскольку решающим условием жизни и развития общества является материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.
Критериев деления на классы применялось множество, то естественный отбор; то раса; то различие хозяйственных систем; то разделение труда и образование профессий; то социальный ранг; то просто уровень жизни; то факт богатства; то отношения распределения; то, наконец, отношения в производстве.
Безусловно, при делении общества на классы, необходимо осуществить глубокую абстракцию, найти критерий для деления, лежащий глубоко внутри общественного механизма, связанный с основными внутренними пружинами жизни, которые приводят общество к классовым образованиям, рождают классовую структуру, формацию. До Маркса буржуазные обществоведы, социалисты открывали критерии, которые делили общество на три, четыре, а то и более, класса. Взаимодействие между ними показывало отход от научности изображения действительности, порождало много противоречий, необъяснимых проблем, мешало возможности прогнозирования.
Исходя из потребностей равенства, справедливости, Холл в 1805 г. ставил задачу найти критерий, который бы делил общество на две части. Он писал: «Народонаселение в каждом цивилизованном государстве может быть разделено на множество различных порядков, но в целях исследования того, каким образом одни наслаждаются, а другие лишены необходимого для поддержания жизни, необходимо разделить население на два класса, то есть на богатых и бедных».
В марксизме общепризнанным является определение классов, данное Владимиром Ильичом Лениным (1870 - 1924): "Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".
Главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные) и их благосостояние (богатые и бедные). Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные - это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.
Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются социальные слои. Социальные слои – это промежуточные или переходные социальные группы, не имеющие ярко выраженного отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (например, интеллигенция).
Плодотворной представляется идея о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.
4.Инновационный процесс в организации.
Явления
общественной жизни, возникшие в
результате инициативных
действий индивидов или социальных групп
и получившие признание
в данном обществе, получают статус инновации. Это
внедрение вновь со-
зданных элементов или моделей в определенную
сферу деятельности. Понятие «инновация»
не тождественно понятиям «новинка» или
«новшество». В развитой социальной структуре
новинки разного рода проявляются постоянно,
однако далеко не все они проходят через
общественный «фильтр» отбора. Инновациями
становятся те новинки, которые получают
«социальное одобрение», интегрируются
в общий массив культуры и с течением времени
становятся его органичными компонентами.
В ходе своей институционализации социальные
инновации обычно проходят стадии селекции (неформального
отбора среди собственных социальных
новшеств и заимствованных культурных
образцов), адаптации (
и интеграции, когда
сложившиеся формы поведения оснащаются
формальными механизмами организационно-правового
регулирования. Таким образом, инновация
эволюционирует, постепенно трансформируясь
в традиции.
Различные критерии задают соответствующую
шкалу вариации признаков:
◙ В зависимости от интенсивности реализации
инновации ее характеристика может колебаться
в диапазоне «эволюционная –
революционная».
◙ По критерию широты внедрения характеристика
инновации варьирует в границах «локальная – глобальная».
◙ В зависимости от конечной цели выделяют
инновации, направленные на обновление принципа осуществления
деятельности в той или иной сфере либо
насоздание нового
продукта деятельности. Первые «процесс-инновации»
– видоизменяют способ создания различных
благ. Речь идет
о преобразовании методов организации
и инструментального обеспечения производственных
процессов. Вторые – «продукт-инновации»
– порождают новые объекты материальной
и духовной культур.
Инициативный тип
индивидуального или коллективного поведения,
связанный с систематическим освоением
социальными субъектами новых способов
деятельности в различных сферах общественной
жизни либо
с созданием новых объектов материальной
и духовной культур, получил название
«инновационное
поведение». Инновационное поведение,
являясь средством осуществления социальных
инноваций и относясь к активным типам
поведения, выступает основным способом
развития индивида, коллектива, сообщества.
В условиях полноценного функционирования
социально-экономи-
ческого закона разделения труда и закона
перемены труда, а также их «катализатора»
– закона конкуренции, инновационное
поведение обеспечивает его носителям
широкие возможности для легального развития.
В ситуации же жесткого искусственного
ограничения со стороны государства существует
опасность трансформации инновационного
поведения
в псевдоинновационное.
Тогда идет постоянный поиск нелегальных
или полулегальных тактических поведенческих
моделей, которые отвечают истинным интересам
конкретного социального субъекта и обеспечивают
ему возможность индивидуального выживания
при сохранении автономности и относительной
независимости от регламентирующих его
деятельность надсистем.
В условиях действия универсального закона
конкуренции необходимой предпосылкой
выживания и развития индивидов и социальных
групп становитсяинновационный
образ мышления, то есть присущий человеку
активный способ восприятия и оценки объектов
внешнего мира, связанный с необходимостью
постоянной разработки и освоения новых
моделей взаимодействия с ними. Инновационный
образ мышления представляет собой, скорее,
специфический подход к организации деятельности,
чем набор уже готовых выводов относительно
способов осуществления нововведений.
Такой образ мышления выступает источником
инновационной культуры, ценностно-нормативная
сфера которой включает наиболее распространенные
в данном обществе представления о типах
поведения и методах их реализации.
Социальные
инновации – это явления в социальной
сфере общества, которых не было на предыдущей
стадии его развития и которые возникли
естественным образом либо введены по
инициативе субъектов управления – государства,
церкви и т. д. Органичное сочетание
инноваций обоих типов выступает необходимой
предпосылкой общественного прогресса
и является ключевой задачей социального
управления. Относительно закономерностей
развития конкретного общества различаются
инновации:
Исторически сложившаяся
устойчивая система норм, правил и
способов осуществления нововведений
в различных сферах жизни общества,
характерная для данной социокультурной
общности, представляет собой инновационную
культуру. Это исторически адаптированная
в конкретном социуме структура моделей
и алгоритмов инновационных действий.
Она играет роль социокультурного механизма
регуляции инновационного поведения социальных
субъектов. Инновационная культура выполняет
следующие функции:
Можно выделить следующие типы
субъектов, инициирующих изменения:
Потребность в нововведениях
на различных уровнях деятельности
социума, в том числе и в
производственных организациях, обусловливает
технологические изменения, модернизацию
системы управления, обновление механизма
взаимодействия организации с внешней
средой. Это, в свою очередь, предполагает
преобразование структуры деятельности
и управления организацией.
Можно выделить три
основных этапа инновационного процесса:
^ Механизмы фильтрации в значительной степени зависят
от самой инновации. Если инновации идут
«сверху» (например,
в законодательной сфере, связанной с
распоряжениями, регламентами), то фильтрация
имеет характер спонтанной общественной
реакции, которая выражается в игнорировании,
неисполнении новых правил. Может возникнуть
и спонтанное движение сопротивления –
организованный отпор навязанным законам,
их несоблюдение посредством разнообразных
видов давления, натиска, бойкота и даже
физических мер воздействия против конформистов.
Если инновации идут «сверху» и касаются
морали, обычаев, то блокирующие функции
исполняют организованные государственные
и административные агенты (когда дело
заходит об инновациях, нарушающих законы
или подрывающих политический строй) или
организации иного типа, например, религиозные
(когда речь идет об инновациях, подрывающих
нравственные постулаты, принятые данной
церковью) [45, с. 445].