Социология и её отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

Общее учение об обществе: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, истории социологии, характеристика современных социологических направлений и учений о методах социологии;

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Широкое распространение в прошлом  получила  теория,  согласно которой классы  возникли в результате насилия одних людей над другими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сторонником этой теории был  Е.Дюринг. Сторонники теории насилия утверждали,  что классы возникли  в результате войн,  в  результате захвата и порабощения одних племен другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происходили такого  рода  события,  но само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причиной появления классов.

Обобщив различные взгляды относительно происхождения  и  сущности классов,  К.Маркс смог разработать научную, материалистическую теорию классов,  связав их  возникновение  и  существование  с развитием материального производства.  Диалектикоматериалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества.  Поэтому оспаривать вклад К.Маркса в учение о классах,  равно как и  отрицать важные моменты,  содержащиеся в нем, было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов,  и классовых отношений, что  привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития.

Классы возникли  в период разложения родового слоя.  Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание  двух процессов: развития  производительных сил и общественного разделения труда. Эти два процесса так тесно взаимосвязаны, что фактически можно говорить  о  них как о двух сторонах одного явления – общего прогрессивного развития производительных сил. Это развитие привело

к отделению земледелия от скотоводства,  а затем и ремесла от земледелия, к первому и второму великому разделению труда,  к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что и обусловило социальную дифференциацию людей,  которая явилась  основой  для формирования классов.  Научный анализ истории,  общества дает возможность выделить решающий признак класса,  показать, что его сущность находится в прямой зависимости от того, какое место он занимает в системе общественного производства,  в каком  отношении  он находится к средствам производства,  что от этого, в конечном счете зависит его социальное положение в обществе,  образ жизни, а это в свою очередь определяет его психологию и мировоззрение.  Поскольку решающим условием жизни и развития общества является  материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.

Критериев деления на классы применялось  множество, то естественный отбор; то раса; то различие хозяйственных систем; то разделение труда и образование профессий; то социальный ранг; то просто уровень жизни; то факт богатства; то отношения распределения; то, наконец, отношения в производстве.

Безусловно, при делении общества на классы, необходимо осуществить  глубокую абстракцию, найти критерий для деления, лежащий глубоко внутри общественного механизма, связанный с основными внутренними пружинами жизни, которые приводят общество к классовым образованиям, рождают классовую структуру, формацию. До Маркса буржуазные обществоведы, социалисты открывали критерии, которые делили общество на три, четыре, а то и более, класса. Взаимодействие между ними показывало отход от научности изображения действительности, порождало много противоречий, необъяснимых проблем, мешало возможности прогнозирования.

Исходя из потребностей равенства, справедливости, Холл в 1805 г. ставил задачу найти критерий, который бы делил  общество на две части. Он писал: «Народонаселение в каждом цивилизованном государстве  может быть разделено на множество  различных порядков, но в целях исследования того, каким образом одни наслаждаются, а другие лишены необходимого для поддержания жизни, необходимо разделить население на два класса, то есть  на богатых и бедных».

В марксизме общепризнанным является определение классов, данное Владимиром Ильичом Лениным (1870 - 1924): "Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

Главный признак класса – отношение  к средствам производства (владение или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации  труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные) и их благосостояние (богатые и бедные). Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные - это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

Помимо основных и неосновных классов  структурным элементом общества являются социальные слои. Социальные слои – это промежуточные или  переходные социальные группы, не имеющие  ярко выраженного отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (например, интеллигенция).

Плодотворной представляется идея о том, что стабильность иерархической  структуры общества зависит от удельного  веса и роли среднего класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Инновационный  процесс в организации.

 

Явления общественной жизни, возникшие в  результате инициативных действий индивидов или социальных групп и получившие признание  
в данном обществе, получают статус инновации. Это внедрение вновь со- 
зданных элементов или моделей в определенную сферу деятельности. Понятие «инновация» не тождественно понятиям «новинка» или «новшество». В развитой социальной структуре новинки разного рода проявляются постоянно, однако далеко не все они проходят через общественный «фильтр» отбора. Инновациями становятся те новинки, которые получают «социальное одобрение», интегрируются в общий массив культуры и с течением времени становятся его органичными компонентами.  
 
В ходе своей институционализации социальные инновации обычно проходят стадии селекции (неформального отбора среди собственных социальных новшеств и заимствованных культурных образцов), адаптации (приспособления к специфике существующей социальной структуры)  
и интеграции, когда сложившиеся формы поведения оснащаются формальными механизмами организационно-правового регулирования. Таким образом, инновация эволюционирует, постепенно трансформируясь  
в традиции. 
 
Различные критерии задают соответствующую шкалу вариации признаков: 
 
◙ В зависимости от интенсивности реализации инновации ее характеристика может колебаться в диапазоне «эволюционная – революционная».  
 
◙ По критерию широты внедрения характеристика инновации варьирует в границах «локальная – глобальная».  
 
◙ В зависимости от конечной цели выделяют инновации, направленные на обновление принципа осуществления деятельности в той или иной сфере либо насоздание нового продукта деятельности. Первые «процесс-инновации» – видоизменяют способ создания различных благ. Речь идет  
о преобразовании методов организации и инструментального обеспечения производственных процессов. Вторые – «продукт-инновации» – порождают новые объекты материальной и духовной культур. 
 
Инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо  
с созданием новых объектов материальной и духовной культур, получил название «инновационное поведение». Инновационное поведение, являясь средством осуществления социальных инноваций и относясь к активным типам поведения, выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества. 
 
В условиях полноценного функционирования социально-экономи- 
ческого закона разделения труда и закона перемены труда, а также их «катализатора» – закона конкуренции, инновационное поведение обеспечивает его носителям широкие возможности для легального развития.  
В ситуации же жесткого искусственного ограничения со стороны государства существует опасность трансформации инновационного поведения  
в псевдоинновационное. Тогда идет постоянный поиск нелегальных или полулегальных тактических поведенческих моделей, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем. 
 
В условиях действия универсального закона конкуренции необходимой предпосылкой выживания и развития индивидов и социальных групп становитсяинновационный образ мышления, то есть присущий человеку активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними. Инновационный образ мышления представляет собой, скорее, специфический подход к организации деятельности, чем набор уже готовых выводов относительно способов осуществления нововведений. Такой образ мышления выступает источником инновационной культуры, ценностно-нормативная сфера которой включает наиболее распространенные в данном обществе представления о типах поведения и методах их реализации. 
 
Социальные инновации – это явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом либо введены по инициативе субъектов управления – государства, церкви и т. д. Органичное сочетание инноваций обоих типов выступает необходимой предпосылкой общественного прогресса и является ключевой задачей социального управления. Относительно закономерностей развития конкретного общества различаются инновации: 

  •  
    органичные – внутренне обусловленные с присущим этому обществу содержанием (эволюционные социальные преобразования в глубоко традиционном английском обществе);
  •  
    заимствованные – внутренне обусловленные с внешним содержательным источником (реформы Петра І в России конца ХVІІ – начала ХVІІІ в.);
  •  
    стимулированные (например, Чернобыльская катастрофа, послужившая внешним природным фактором ряда социально-территориальных, социально-структурных и социально-ролевых трансформаций в Украине);
  •  
    экспансивные – внешне обусловленные с внешним содержательным источником (кардинальное изменение американского этноса, начавшееся в ХVI веке в результате освоения европейцами Нового Света).

 
Исторически сложившаяся  устойчивая система норм, правил и  способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности, представляет собой инновационную культуру. Это исторически адаптированная в конкретном социуме структура моделей и алгоритмов инновационных действий. Она играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов. Инновационная культура выполняет следующие функции: 

    •  
      трансляционную – передача из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее устоявшихся типов инновационного поведения социальных субъектов, которые прошли длительную апробацию и приобрели ценностную окраску в рамках данного общества;
    •  
      селекционную – отбор вновь созданных или заимствованных инновационных поведенческих моделей, в наибольшей степени отвечающих потребностям общества на определенном этапе его развития;
    •  
      инновационную – раскрытие креативных возможностей описываемого социокультурного механизма, выработка новых типов инновационного поведения на основе образцов инновационной деятельности, которые возникли внутри самой культуры или были привиты извне.

 
Можно выделить следующие типы субъектов, инициирующих изменения: 

  •  
    отдельные люди, выступающие с инновациями (ученый, разрабатывающий новый метод; политик, проводящий правовые реформы; изобретатель новых технологий и т. п.). Эти люди заслужили определенное признание, они авторитетны, возможно, наделены харизмой;
  •  
    инновационные роли (художник, мудрец, шаман, интеллектуал, эксперт и др.). Творчество таких людей становится общественным ожиданием, входит в обязанность независимо от субъективных качеств;
  •  
    инновационные организации (законодательные комитеты, парламенты, «мозговые тресты» и т. п.). Обязанность инициирования и проведения инноваций в этом случае является конституционной составляющей самого статуса или «устава» таких организаций;
  •  
    группы, коллективы, социальная среда, или социальные круги новаторского характера (артистическая «богема», студенты, джазовые музыканты, мастера кино, религиозные секты и т. п.). Отбрасываются принятые нормы, практики; ценности и символы таких социальных кругов новаторского характера преобразовываются в своеобразную идеологию данной среды. На ее основе предлагаются альтернативные образцы и правила, формируется новый образ жизни, стиль одежды и т. п.;
  •  
    социальные движения, направленные на изменения социальных норм и ценностей (экологические, феминистские, религиозные, молодежные и т. п.). Они формируются вокруг четкой, обоснованной и осознанной цели, каковой является позитивное, конструктивное преобразование норм и ценностей в какой-либо отдельной, частной области (реформаторские движения) или во всей целостной структуре (революционные движения);
  •  
    обычные люди, которые в своей повседневной жизни вырабатывают какой-либо новый способ речи, обращения к другим, одежды, прически, готовят новые блюда, заполняют свободное время новыми способами развлечений. Их практики осваиваются сначала в близком кругу, потом – в среде «знакомых знакомых» и становятся общепринятыми в широкой среде [45, с. 440].

 
Потребность в нововведениях  на различных уровнях деятельности социума, в том числе и в  производственных организациях, обусловливает технологические изменения, модернизацию системы управления, обновление механизма взаимодействия организации с внешней средой. Это, в свою очередь, предполагает преобразование структуры деятельности и управления организацией. 
 
Можно выделить три основных этапа инновационного процесса: 

  •  
    обнаружение импульса перемен (на основе поступающей из внешней среды информации). Например, научные публикации, техническая  
    и торговая пропаганда, выставки, ярмарки могут стимулировать технологические изменения, а трудности со сбытом продукции, снижение прибыли – экономические и управленческие преобразования;
  •  
    осознание потребности в переменах, когда в ходе глубокой аналитической работы, связанной с психологической ломкой стереотипов, осмыслением факторов кризисного сознания признается несостоятельность прежнего пути, ценностей и идеалов;
  •  
    преодоление сопротивления, которое выступает реакцией на изменения. Это выражается, как правило, в инерции, страхе, нарушениях привычек.
  •  
    После инициирования инноваций (первая фаза) важное значение имеет их выявление (вторая фаза), то есть момент, который разделяет инновацию, бывшую еще «частным делом» инициатора, от инновации, которая уже становится «публичной». Необходимым условием общественного восприятия инновации является создание доступа к ней со стороны других людей, оповещение о ней. 
  •  
    Однако выявление инноваций не означает немедленного успеха. Поэтому важной ступенью является процесс фильтрации, своеобразной селекции(третий этап) инноваций. Иногда селекция проводится спонтанно, в обычной повседневной жизни (например, руководитель кафедры запрещает использовать спорные исследовательские методы, или соседи осуждают нетипичный образ жизни артистической семьи). В других случаях селекция становится задачей специально созданных для этого учреждений  
    и органов (цензура, комиссии по изобретениям, художественная критика, литературное рецензирование и т. п.)

 
^ Механизмы фильтрации в значительной степени зависят от самой инновации. Если инновации идут «сверху» (например, в законодательной сфере, связанной с распоряжениями, регламентами), то фильтрация имеет характер спонтанной общественной реакции, которая выражается в игнорировании, неисполнении новых правил. Может возникнуть и спонтанное движение сопротивления – организованный отпор навязанным законам, их несоблюдение посредством разнообразных видов давления, натиска, бойкота и даже физических мер воздействия против конформистов.  
 
Если инновации идут «сверху» и касаются морали, обычаев, то блокирующие функции исполняют организованные государственные и административные агенты (когда дело заходит об инновациях, нарушающих законы или подрывающих политический строй) или организации иного типа, например, религиозные (когда речь идет об инновациях, подрывающих нравственные постулаты, принятые данной церковью) [45, с. 445]. 

Информация о работе Социология и её отрасли