Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:02, контрольная работа
Актуальность общественного мнения определяется его значимостью в современных социальных процессах. Не случайно общественное мнение характеризуется как "пятая власть": в демократическом обществе оно является важным фактором принятия и осуществления решений по всем ключевым вопросам общественной жизни. Формирование гражданского общества, становление реальной демократии требует углубленного внимания к функционированию общественного мнения в системе социальных взаимодействий. Обозначившиеся в XX веке проблемы, связанные с возможностями манипулирования общественным мнением, и осознание опасностей такого манипулирования также делает актуальным теоретическое исследование процессов формирования общественного мнения и факторов, влияющих на эти процессы.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения……………………………..4
1.1 История формирования общественного мнения…………………..4
1.2 Общественное мнение: определение, содержание, признаки…….6
1.3 Понимание проблемы общественного мнения…………………...11
2 Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением…………………………………………………………13
2.1 Причины и источники формирования общественного мнения…13
2.2 Манипулирование общественным мнением……………………...16
3 Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»?.............................................................................................................19
Заключение ………………………………………………………………………21
Список использованной литературы …………………………………………..22
Условие
успешной манипуляции заключается
в том, что в подавляющем большинстве
случаев преобладающее
В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:
Цель тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и неосознанным. [1]
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
Становление
общественного мнения есть процесс
очень сложный. Он определяется не только
влиянием движущих сил деятельности людей,
таких, как потребности, интересы, ценности,
установки, стереотипы. На содержание
и интенсивность формирования общественного
мнения влияют все массовые духовно-психологические
образования, существующие в обществе.
Кроме того, на формирование и динамику
развития общественного мнения влияют
экономические политические, правовые,
нравственные и другие условия.
3 Сравните
понятия «субъект общественного
мнения» и «выразитель
общественного мнения».
Как вы понимаете термин
«мнение общества»?
Субъект общественного мнения - это большая устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, с позиций интересов которой оно высказывается.
Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами.
Сегодня на роль выразителей общественного мнения претендуют различные общественные организации, политические партии.
Таким образом, у этих двух понятий есть и различия и сходства. «Субъект общественного мнения» понятие более узкое чем «выразитель общественного мнения». У субъектов мнение разделено на классы общества, т.е. у каждого класса свои потребности. Мнение же выразителя основывается на интересах всего общества в целом, тех членов общества, которые поддерживают интересы данного выразителя.
В
каждый данный момент в обществе существует
множество мнений, принадлежащих большим
и малым социальным общностям и высказываемым
по самым различным вопросам. Для обобщения
всей совокупности мнений в социологических
исследованиях принято употреблять понятие
«мнение общества». Если общественное
мнение - это мнение большинства, то мнение
общества включает в
себя как мнение большинства, так и мнения
отдельных групп общества. Такая совокупность
мнений представляет особый интерес для
исследователей общественного мнения,
так как любое из этих мнений в любой момент
под воздействием определённых факторов
может стать мнением большинства, общественным
мнением.
Заключение
Общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.
Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем.
К причинам или движущим силам общественного мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.
Общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений.
Социологические
исследования общественного мнения сегодня
являются необходимым элементом принятия
управленческих решений во всех сферах
общественной жизни.
Список
использованной литературы
1. Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. - М., 2003.
2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. - М., 2008.
3. Горшков М.К. Общественное мнение. - М., 2005.
4. Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону, 2005.
5. Социология:
Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2004.
Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения