Социологическое изучение общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность общественного мнения определяется его значимостью в современных социальных процессах. Не случайно общественное мнение характеризуется как "пятая власть": в демократическом обществе оно является важным фактором принятия и осуществления решений по всем ключевым вопросам общественной жизни. Формирование гражданского общества, становление реальной демократии требует углубленного внимания к функционированию общественного мнения в системе социальных взаимодействий. Обозначившиеся в XX веке проблемы, связанные с возможностями манипулирования общественным мнением, и осознание опасностей такого манипулирования также делает актуальным теоретическое исследование процессов формирования общественного мнения и факторов, влияющих на эти процессы.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения……………………………..4

1.1 История формирования общественного мнения…………………..4

1.2 Общественное мнение: определение, содержание, признаки…….6

1.3 Понимание проблемы общественного мнения…………………...11

2 Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением…………………………………………………………13

2.1 Причины и источники формирования общественного мнения…13

2.2 Манипулирование общественным мнением……………………...16

3 Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»?.............................................................................................................19

Заключение ………………………………………………………………………21

Список использованной литературы …………………………………………..22

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

      Условие успешной манипуляции заключается  в том, что в подавляющем большинстве  случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не насилие, а соблазн. [1]

      В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно  выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:
    • заступничество,
    • успокаивание,
    • комплимент,
    • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
    • сообщение хороших новостей,
    • общие интересы…
  • отрицательные формы:
    • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
    • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
    • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

      Цель  тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и неосознанным. [1]

      Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

  1. Использование внушения.
  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
  4. Метод под названием «нужны трупы».
  5. Метод «страшилок».
  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  7. Метод фрагментации.
  8. Многократные повторы или «метод Геббельса».
  9. Создание лжесобытий, мистификация.

      Становление общественного мнения есть процесс  очень сложный. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовые духовно-психологические образования, существующие в обществе. Кроме того, на формирование и динамику развития общественного мнения влияют экономические политические, правовые, нравственные и другие условия. 

3 Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»? 

      Субъект общественного мнения - это большая устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, с позиций интересов которой оно высказывается.

      Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами.

      Сегодня на роль выразителей общественного мнения претендуют различные общественные организации, политические партии.

      Таким образом, у этих двух понятий есть и различия и сходства. «Субъект общественного мнения» понятие более узкое чем «выразитель общественного мнения». У субъектов мнение разделено на классы общества, т.е. у каждого класса свои потребности. Мнение же выразителя основывается на интересах всего общества в целом, тех членов общества, которые поддерживают интересы данного выразителя.

      В каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самым различным вопросам. Для обобщения всей совокупности мнений в социологических исследованиях принято употреблять понятие «мнение общества». Если общественное мнение - это мнение большинства, то мнение общества включает в себя как мнение большинства, так и мнения отдельных групп общества. Такая совокупность мнений представляет особый интерес для исследователей общественного мнения, так как любое из этих мнений в любой момент под воздействием определённых факторов может стать мнением большинства, общественным мнением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Общественное  мнение - это состояние массового  сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

      Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем.

      К причинам или движущим силам общественного  мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.

      Общественное  мнение как публично выраженное и  распространенное мнение является выразителем  общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений.

      Социологические исследования общественного мнения сегодня являются необходимым элементом принятия управленческих решений во всех сферах общественной жизни. 
 
 

Список  использованной литературы 

1.  Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. - М., 2003.

2.  Волков Ю.Г. Социология: Учебник. - М., 2008.

3.  Горшков М.К. Общественное мнение. - М., 2005.

4.  Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону, 2005.

5.  Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2004. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения