Социологическое изучение общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность общественного мнения определяется его значимостью в современных социальных процессах. Не случайно общественное мнение характеризуется как "пятая власть": в демократическом обществе оно является важным фактором принятия и осуществления решений по всем ключевым вопросам общественной жизни. Формирование гражданского общества, становление реальной демократии требует углубленного внимания к функционированию общественного мнения в системе социальных взаимодействий. Обозначившиеся в XX веке проблемы, связанные с возможностями манипулирования общественным мнением, и осознание опасностей такого манипулирования также делает актуальным теоретическое исследование процессов формирования общественного мнения и факторов, влияющих на эти процессы.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения……………………………..4

1.1 История формирования общественного мнения…………………..4

1.2 Общественное мнение: определение, содержание, признаки…….6

1.3 Понимание проблемы общественного мнения…………………...11

2 Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением…………………………………………………………13

2.1 Причины и источники формирования общественного мнения…13

2.2 Манипулирование общественным мнением……………………...16

3 Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»?.............................................................................................................19

Заключение ………………………………………………………………………21

Список использованной литературы …………………………………………..22

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г.Уфа 
 
 

Кафедра Философии, истории и права 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

            Дисциплина  Социология

            Тема  №   24

            Название  темы  Социологическое изучение         общественного мнения 
 
 
 
 
 

                                    Выполнил  студент

                                    Теплова Анжела Геннадьевна

                                    Группа  № 142 Ф

                                    Студенческий  билет № 09ффд41175 

                                    Проверил:

                                    Зайнетдинов Шамиль Рашитович 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2011

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………..3

1 Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения……………………………..4

      1.1 История формирования общественного мнения…………………..4

      1.2 Общественное мнение: определение, содержание, признаки…….6

      1.3 Понимание проблемы общественного мнения…………………...11

2 Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением…………………………………………………………13

      2.1 Причины и источники формирования общественного мнения…13

      2.2 Манипулирование общественным мнением……………………...16

3 Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»?.............................................................................................................19

Заключение  ………………………………………………………………………21

Список  использованной литературы …………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  общественного мнения определяется его значимостью в современных социальных процессах. Не случайно общественное мнение характеризуется как "пятая власть": в демократическом обществе оно является важным фактором принятия и осуществления решений по всем ключевым вопросам общественной жизни. Формирование гражданского общества, становление реальной демократии требует углубленного внимания к функционированию общественного мнения в системе социальных взаимодействий. Обозначившиеся в XX веке проблемы, связанные с возможностями манипулирования общественным мнением, и осознание опасностей такого манипулирования также делает актуальным теоретическое исследование процессов формирования общественного мнения и факторов, влияющих на эти процессы.

      Также, актуальность темы связана с тем, что к настоящему времени сформировалась специализированная профессиональная сфера деятельности в области формирования общественного мнения. Паблик рилейшенз - связи с общественностью - существует на данном этапе как развитая социальная практика, основы которой остаются недостаточно определенными, а в качестве базовых используются идеи и данные психологии, лингвистики, социологии и других дисциплин.

      Поэтому изучение понятия «общественное  мнение» является необходимой частью саморазвития общества. 
 
 
 
 
 

1 Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения 

1.1 История формирования общественного мнения 

      Историческую  реконструкцию первоначального  типа общественного мнения следует  соотнести с первыми объединениями  коллективов людей, которые в  истории называются праобщинами. Ведущей характеристикой этого периода является установление социального (над биологическим, животным эгоизмом) приоритета в человеке, в общественных отношениях. Чтобы выжить и продолжить род, нужны были организованность, дисциплина, справедливое распределение общинного труда. Все, что этому мешало, подавлялось силой такого регулятора социальной жизни, как общественное мнение. Конечно, это было еще «стадное» мнение и проявлялось оно в сфере материальных потребностей с дальнейшим разделением труда, с осознанием своих интересов, поступков. Общественное мнение выступает как способ самоуправления общин. [3]

      Появление родовых общин (первобытнообщинный строй), крупные сдвиги в развитии производительных сил и, как следствие, изменение в организации общества общественное мнение начинает приобретать относительную самостоятельность как социальный феномен, включающий уже в себя интеллектуальную, эмоциональную и волевую стороны общественного сознания. Предельно простая иерархия управления родовыми отношениями выражалась в простом и демократическом самоуправлении, на вершине которого находилось общественное мнение. Общественное мнение формирует и утверждает традиции, нормы, обычаи, формы поощрения и наказания. Общественное мнение в этот период носит оценочный характер. Именно в этот период закладывались корни механизма действия общественного мнения и в наше время.

      Рабовладение  с расцветом культуры и делением общества на классы порождает и новые  качества общественного мнения. Смена  формации идет в жесткой борьбе внутри самого мнения. Консерватор по своей сути, оно отстаивало сохранение родоплеменных отношений, боролось со всеми новыми ростками прогресса. И одних экономических, организационных рычагов для его усмирения было недостаточно. [3]

      В этот период появляются первые манипуляторы общественного мнения – духовно-идеологические. Постепенно укрепляясь, приобретая гибкость и организованность воздействия, оно рождает особый слой идеологов, способных объяснить и показать правильность безраздельного господства меньшинства над большинством. Появляются и новые структурные компоненты общественного мнения: относительно самостоятельная идеология и общественная психология.

      В конце средних веков общественное мнение играет значительную роль и в церковных реформах. К концу эпохи феодализма общественное мнение бесправного большинства как бы останавливается в своем социальном росте. Только следующая общественно-экономическая формация оживляет и активизирует его.

      Капитализм  с его всплеском в духовной культуре (книгоиздание, появление  газет, расцвет наук, искусства), вольный дух буржуазных революций дает видимость того, что общественное мнение вот-вот займет то главенствующее место, которое оно занимало на заре возникновения человечества. Однако буржуазия, до этого активно использовавшая мнение большинства в борьбе с остатками феодальных отношений, укрепляет свои позиции и направляет все усилия на разработку идеологической системы, которая обеспечила бы ее власть и господство. Появляется идеология, мораль, в которой частный интерес (как основа предпринимательской деятельности) провозглашается как высшая цель и главный мотив человеческой жизни. Социальное неравенство закрепляется не только в идеологии, но и в праве. Наступает период манипулятивной пропаганды с использованием социально-психологических, пропагандистских и коммуникативных механизмов. [3]

      Итак, подводя итог, можно сказать, что  общественное мнение было сформировано за 4 этапа:

I. зарождение индивидуальных мнений;

II. обмен мнениями;

III. выделение общей точки зрения из многих мнений;

IV. переход к практическому состоянию.

      Следует отметить, что в реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений. 

1.2 Общественное мнение: определение, содержание, признаки 

      Сам термин «общественное мнение» (public opinion) появился в Англии. В 1759 году его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» - «Глас Народа - Глас Божий». [5]

      В Кратком словаре по социологии общественное мнение определяется как «состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности».

      Общественное  мнение отражает реальное состояние  общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни. В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной. Под общественным мнением в широком смысле понимается коллективная заинтересованно ценностная, оценочная и практическая деятельность субъектов, а также результат этой деятельности.

      Важнейший фактор при формировании общественного мнения - это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения очень сложен, так он предполагает борьбу индивидуальных мнений. [5]

      В чем сущность общественного мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей, во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности, в-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки, в-четвертых, общественное мнение - побудительная сила людей к практической деятельности, в-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.

      Содержание  сложившегося общественного  мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже, если они не истинны.

      Ключевыми понятиями феномена «общественное  мнение» являются понятия объекта  и субъекта.

      Субъект общественного мнения - народное большинство - обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

      Общественное  мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять  стабильность, а иногда даже закрепиться в обычаях, традициях.

      Объект  общественного мнения - это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Например, в условиях переходного периода к демократии и рыночным отношениям, переживаемым нашим обществом, очень важно переориентировать общественное мнение в направлении данного пути развития. Для человечества в целом актуальны экологические проблемы и предотвращения ядерной войны. [5]

      Основные  признаки общественного мнения:

1) публично  выраженное мнение;

2) распространённое  мнение;

3) динамичное, подвижное;

4) продукт  социального взаимодействия людей.

      Эти признаки позволяют характеризовать  общественное мнение как одну из форм сознания общества. [2]

        Мнения - это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.

Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения