Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:20, контрольная работа
Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
Введение 3
Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного мнения". Объект и субъект "общественного мнения"………………………………...4
Формирование общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"……………………………………………………………….8
Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?...............11
Заключение 12
Список литературы 13
Основной причиной формирования
общественного мнения является необходимость
в естественной движущей силе для
общества, а, как уже писалось, именно
общественное мнение является глобальной
движущей силой, ведь общественное мнение
- это состояние массового
Цель формирования общественного мнения - направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
Типология общественных мнений:
В социологии сложилось несколько
концепций общественного
Современные исследователи
попытались "примирить" эти взгляды.
Они полагают, что общественное мнение
имеет монистически-
Именно из - за монистически-плюралистической природы появляется возможность манипулирования общественным мнением.
Социальное манипулирование рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей. В социальных системах он представляет собой воздействие субъекта манипулирования на объект манипулирования с целью перевода его в новое желательное состояние.
Если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения, его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения.
Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, например: мнений, суждений, убеждений, идеологий, слухов, сплетен, заблуждений.
В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.
Для манипулирования общественным мнением характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная, директивная.
Одним из основных регуляторов общественного мнения являются средства массовой информации.
Формирование общественного
мнения и его выражение посредством
печати, радио и телевидения - две
взаимосвязанных стороны в
Сами печать, радио и телевидения также находятся под воздействием общественного мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории.
За последние тридцать лет телевидение значительно усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни и поведения, на мировоззрения людей.
Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой - то степени способствует изменению природы выборов. Иногда этот источник становится разработчиком определённых суждений, которые в последствие воспринимаются обществом как правильное решение какой - либо проблемы. Для достижения данного обстоятельства применяются такие средства воздействия на сознания людей как пропаганда и реклама.
Пропаганда - особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей иной информации в целях формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них - оказание влияния на поведение людей.
Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. В тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. Соответственно использование такого "общественного мнения" является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Можно сказать, что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.
Достаточно часто при обсуждении проблемы субъекта общественного мнения встречаются два понятия: "субъект" общественного мнения и "выразитель" общественного мнения. Следует различать эти понятия.
Субъектом общественного мнения может являться только общество в целом, народ, международная общественность. В данном понятии "субъект" общественного мнения выступает "творцом мнений". ООН (Организация Объединённых Наций) - яркий тому пример. Это организация, занимающаяся постановкой и решением глобальных международных проблем, как, к примеру, терроризм. В тоже время, мнения лиц этой организации являются мнением общества.
"Выразители" же являются
более узким понятием. Это небольшие
социальные общности: отдельные
государства и народы, организации
и союзы, политические и
Следует отметить, что, как и во всех областях, понятие "общественное мнение" может носить также и негативную окраску. Например, когда объектом становится фашизм. "Выразители" представляют собой достаточно сильную организацию, и в период своего расцвета принесла немало негативных последствий. Не следует забывать об этом.
В разговоре о социологическом изучении общественного мнения допускается употребление словосочетания "мнение общества". Под ним подразумеваются мысли определенной группы людей, по какому - либо заинтересовавшему их вопросу, вызвавшему дискуссию. По сути, "мнение общества" также употребляемо с понятием "выразитель" общественного мнения, как понятие "общественное мнение" с понятием "субъект" На мой взгляд, мнение общества, или общественное мнение, оно всегда противопоставляется мнению индивида.
Заключение
Существует такое понятие,
как социальная установка - устойчивая
предрасположенность, готовность индивида
или группы к действию, ориентированному
на социально значимый объект. Общественное
настроение - более широкое, чем общественное
настроение, понятие, характеризующее
отношение людей к
Каждое общество на определенном этапе своего развития создает специальный институт, называемый государством. С этого момента жизнь каждого человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов, которые они создают, от принимаемых ими решений. Очевидно, что решения, принимаемые на государственном уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них зависит судьба общества страны и каждого его члена, поэтому государственные деятели должны использовать в работе такие знания, изучать общественное мнение и все процессы, с ним связанные.
Список литературы
1. Социология. Учебник для
вузов. Под ред.В.Н.
2. "Философия права", Г.В. Гегель, М., 1990
3. Основы социологии.М., 1993
4. Менеджмент и маркетинг в социальной сфере.В.А. Бачук, "Книжный дом", 2003г.
5. Социология. Учебник для вузов. Ю.Г. Волков, М., 1998.
6. Социология общественного мнения.Л.Н. Короткова, М., 2000.
7. www.dobroe.ru
8. BRES (Большой Российский Энциклопедический словарь)
Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения