Социологический опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 01:56, реферат

Краткое описание

Социологический опрос – самый распространенный метод сбора информации. Методом опроса изучаются явления, которые не поддаются прямому наблюдению. Его основное назначение– обеспечить двусторонний поток информации между управляющими и управляемыми, получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений (например, как основная масса населения относится к международным событиям). Его основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность, обусловленная добровольностью участия.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 43.17 Кб (Скачать)

 Наблюдение представляет  собой метод сбора первичной  соц. информации о значимом объекте  путем непосредственного восприятия  и прямой регистрации событий (единиц наблюдений) значимых с  точки зрения цели исследования. Основное назначение метода наблюдений  получить объективную информацию  доступную восприятию наблюдателя  и регистрации признаков (категорий  наблюдения), определить их повторяемость  и типичность.  

 Эксперимент в соц. исследованиях представляет собой  метод получения информации об  изменении показателей деятельности  соц. объекта в результате воздействия  на него заданных и контролируемых  факторов (переменных). Основное назначение  эксперимента состоит в выявлении  информации о причинно-следственных  связей между некоторыми явлениями, их свойствами в достижении  нового более точного знания  о закономерностях, тенденций соц. процессов.  

 Существует также специфический  метод для исследования малых  групп - социометрическое исследование. Оно применяется в малых группах. Суть: измерение специфики персональных  и групповых индексов соучастия.   

 Анализ данных - основной  этап соц. исследования, направленный  на выявление устойчивых существенных  свойств, тенденций изучения объекта; включает выделение и расчет  показателей, обоснование и доказательство  гипотез, построение выводов исследования. Этот анализ поддерживает логическую  стройность, последовательность, обоснованность  всех процедур исследования. Основное  назначение анализа данных - зафиксировать  информацию об изучаемом объекте  в виде признаков, определить  ее надежность, выработать объективные  и субъективно оценочные характеристики  и показатели исследуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты исследования, установить направления и формы  их практического применения. Описание - этап анализа, характеристика объекта  исследования, его признаков, необходимая  для выдвижения, обоснования и  проверки гипотез исследования. В ходе описания эмпирические  данные приводятся к виду доступному  для различных теоретических  процедур, позволяющих раскрыть  сущность установленных взаимосвязей  и явлений. Описание включает 3 компонента:   

-- Эмпирические данные  исследования;  

-- Система обозначений, придающих  описанию экономную, строгую форму  и наглядность;  

-- Научные понятия, отображающие  предметную область изучения  явлений.  

 Интерпретация - раскрытие  на основе анализа эмпирических  данных и теоретических положений  сущности объекта, возможности его  диагностики через поиск ведущих (результативных) факторов и причин, показателей их подчиненности  определенным объективным законам, тенденциям.  

 Общая характеристика  статистический методов.  

 Функции стат. методов:   

-- Дескриптивная - описание  соц. объектов.  

-- Статистический вывод.  

 Задачи, решаемые с  помощью стат. методов:  

-- Построение вариационных  рядов.  

-- Расчет параметров распределений.   

-- Составление стат. группировочных  таблиц (поля представлений результатов  исследования, их сравнение).  

-- Интервальное оценивание  параметров генеральной совокупности  по результатам измерения значения  признаков выборочной совокупности.   

 Виды анализа:  

-- Качественные виды анализа:   

-- Функциональный анализ  по выявлению устойчивых инвариантных  связей объекта  

-- Структурный анализ  по выявлению внутренних элементов  объекта и способа их сочетания.   

-- Генетический анализ  по выявлению последовательности  фаз развития объекта, установлению  причинных связей.  

-- Системный анализ - целостное  изучение объекта.  

-- Виды анализа с использованием  методов статистики.  

-- Методы описательной  статистики: анализ средних величин, графический анализ, вариационный (дисперсный) анализ.  

-- Методы статистического  анализа взаимосвязи признаков:  

-- регрессивный анализ (изучение  изменений значений, результативного  признака в зависимости от  изменений признаков, факторов).  

-- Корреляционный анализ   

-- Факторный анализ (всегда  многомерный статистический анализ).   

-- Кластерный (таксономический  анализ) - классификация признаков  и анализ связей классификационных  единиц.  

-- Логлинейный анализ (выявление  скрытых внешне ненаблюдаемых  признаков объекта).  

-- Латентный анализ (выявление  скрытых внешне не наблюдаемых  признаков объекта).  

-- Теоретико-информационный  анализ - обработка данных на основе  использования математической теоретической  информации.  

 

Теоретическая подготовка программы соц. исследования.   

Ответ: Социологическое исследование начинается не с составления анкеты, как многие думают, а с детальной проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Все эти процедуры составляют программу соц. исследования.  

 Разработка программы  соц. исследования проходит в  трех этапах:  

-- Макет программы с  указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировкой  гипотезы.  

-- Стадия полевого исследования  по формулятивному плану.  

-- Полная программа.  

 Проблема - форма научного  отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, отображает  реальные, объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, а с другой указывают на  противоречие между знанием людей  о потребностях в определенных  практических действиях и незнанием средств и методов реализации этих действий. Проблема формулируется как выражение необходимости в изучении определенной области соц. жизни, в выработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречие на разрешение соц. противоречий.  

 Цель исследования - модель  его ожидаемого конечного результата (решение проблемы), который может  быть достигнут только с помощью  проведения исследования. Ориентация  на поставленную в программе  цель, служит необходимым критерием  эффективности предпринятых практических  организационных процедур. Цель  определяет доминирующую ориентацию  социологов в исследовании.  

 Задача - представляет  собой систему конкретных требований  предъявляемых к анализу и  решению сформулированной проблемы. По отношению к цели задачи  являются необходимым средством  в ее реализации. Они носят  инструментальный характер, указывают  на потенциальные возможности  достижения цели с помощью  процедур исследования. Специфика  задач исследования состоит в  том, что на базе изучения соц. фактов формируются задачи прикладного  соц. действия, основанных на выводах  соц. исследований. Задачи раскрывают  содержание предмета исследования  согласуются с гипотезами.  

 Объект соц. исследования - носитель проблемной ситуации, конкретная область соц. реальности. Сфера деятельности субъекта  общественной жизни включенном  в процесс научного познания. Выделение объекта соц. исследования  осуществляется на основе анализа  проблемы. В качестве объекта  вычленяют ту сферу, которая содержит  соц. противоречивость, которая выражается  в проблемной ситуации.  

 Предмет соц. исследования - наиболее существенные свойства  и отношения объектов, познание  которых особенно важно для  решения проблемы исследования. Предмет формируется на основе  анализа свойств и признаков  объекта, но не совпадают с  ним.  

 Гипотеза соц. исследования - научное предположение о структуре  объекта, о сущности связи между  ними.  

 Интерпретация понятий - процедура истолкования уточнение  смысла понятий, составляющих концептуальную  схему исследования. На ее основе  поддерживается научный уровень  исследования единства смыслового  содержания элементов и процедур  исследования Известно 3 вида:  

1. Эмпирическая;  

2. Теоретическая;  

3. Операциональная.  

 Эмпирический анализ - элемент или характеристика, которая  доступна наблюдению или измерению, служит для эмпирической и  опорной интерпретации опорных  понятий исследования. Они представляют  признаки изучения объекта и  выражают фактическое содержание  понятия или связи.  

 Категория анализа - единицы  выражающие признаки объектов. Как  и единица анализа служит для  обозначения эмпирических индикаторов  и последующего измерения регистрации  анализа. Единица анализа - части  элементов объекта исследования.

 

 

 

 

 

 

Методопроса представляет собой метод сбора социальной информации  об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответовреспондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации. 
 
^ Основное назначение метода- получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого. 
 
^ Основной областью применения опросаявляется изучение сферы сознания людей. Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид. Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом. 
 
Необходимо учитывать, чтоданные опросав любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают  ограничения в применении данного метода. выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов. 
 

 
В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса-анкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит метод  экспертного опроса. Основание выделения этого вида — качество респондентов. 
 
В случаеанкетного опросапроцесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опросанкетер.Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата. 
 
Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяютгрупповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации иаудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеетспособ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности: 

  •  
    раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
  •  
    почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
  •  
    прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

 
Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет. 
 
Основной инструментарий анкетирования -анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов. 
 
Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер. 
 
Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервью по степени формализации его процедур, что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью. 
 

 
В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров. 
 
^ Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Информация о работе Социологический опрос