Социологический опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 01:56, реферат

Краткое описание

Социологический опрос – самый распространенный метод сбора информации. Методом опроса изучаются явления, которые не поддаются прямому наблюдению. Его основное назначение– обеспечить двусторонний поток информации между управляющими и управляемыми, получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений (например, как основная масса населения относится к международным событиям). Его основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность, обусловленная добровольностью участия.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 43.17 Кб (Скачать)

 

  Социологический опрос – самый распространенный метод сбора информации. Методом опроса изучаются явления, которые не поддаются прямому наблюдению. Его основное назначение– обеспечить двусторонний поток информации между управляющими и управляемыми, получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений (например, как основная масса населения относится к международным событиям). Его основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность, обусловленная добровольностью участия.

Виды опросов: телефонный, факсовый, почтовый личный, письменный (анкета, тест), устный (интервью), очный, заочный, сплошной, выборочный, массовый, специализированный (опрашиваются специалисты или эксперты в определенных областях).

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом (анкетируемым человеком), длится не более 40 мин.Анкета – перечень предложенных вопросов, на которые необходимо односложно или развернуто ответить. В зависимости от вида составленных вопросов бывает открытой (когда есть строчка для своего варианта ответа) или закрытой (с перечнем вариантов ответов). Вопросы подразделяют на прямые, личные и косвенные (последние повышают правдивость ответа). Опрашиваемый может сам заполнять анкету. Формы проведения – индивидуальная или групповая.

Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при которой исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Метод предполагает личное общение интервьюера с опрашиваемым. Факторы, влияющие на результаты опроса:

• настроение респондента в момент опроса; • ситуация опроса (благоприятные для общения условия – хорошая погода, удобное место опроса и др.); • содержание анкеты или устного вопроса; • качество работы интервьюера (правильная речь, приятная внешность, последовательность действий).

Социометрический опрос – используется для анализа взаимоотношений в коллективе и их оптимизации путем взаимовыбора по предложенным критериям. Позволяет анализировать отношения внутри коллектива или группы, изучать их проблемы (авторитет, лидеры, изгои).

Условия проведения опроса: проводить в коллективах, работающих вместе не менее 6 месяцев;

• исследовать группами по 10–15 человек. В конце исследования проводится разработка коррекционных мер отношений в коллективе. По результатам опроса выстраиваются социометрическая матрица (в горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают)) и социограмма (схема межличностных отношений в коллективе).

Шкала приемлемости – вид анкетирования на приемлемость различных видов поведения. Используется для выяснения отношения респондентов к тем или иным социальным явлениям (разводам, проституции и др.).

 

 

     

Основные методы соц. исследования.   

Ответ: Метод - способ действий, сложившийся в практической деятельности, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее приемлемый путь к результату. В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную устойчивую структуру. Так цели отображаются в виде норм и принципов деятельности, в форме программ, заданий. Важные средства по своей функциональной направленности преобразуются в орудия, инструменты, механизмы. Частное применение метода или совокупности методов составляют методику, в ней отображается ход использования методов в решении конкретных задач исследования.   

 Виды методов прикладных  соц. исследований (ПСИ):  

1.ПСИ:  

 а) Методы сбора информации (анализ документов, наблюдение, опрос);   

 б) Метод обработки  информации (анализ информации);  

2. Регулирование соц. процессов:   

 а) Методы социального  проектирования (прогноз, моделирование, конструирование);  

 б) Методы соц. организации  управления (планирование, программирование, принятие решений, контроль, оптимизация, инновация и др.);  

 в) Методы воспитания (убеждение, внушение, принуждение, стимулирование  и др.);  

3. Методы обучения:  

 а) методы формирования  умственных действий (информационно  ориентированный, проблемный);  

 б) метод формирования  навыков (инструктирование, показ действий, квалифицированные задания и  др.).  

 При сборе первичных  данных используются четыре основных  метода, каждый из которых имеет  по две основных разновидности:   

-- Опрос (анкетирование (письменное) и интервьюирование(устное));  

-- Анализ документов (качественный  и количественный (контент-анализ));   

-- Наблюдение (невключенное  и включенное);  

-- Эксперимент (контролируемый  и неконтролируемый).  

 Опрос - основной метод  соц. исследования. Сплошные и выборочные. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. должна содержать все основные  социальные характеристики генеральной  совокупности (пол, возраст, доход, образование, район проживание, семейное положение, состав семьи и т.д.) Репрезентативность  достигается путем квотирование  выборов и случайного отбора  респондентов.  

 Опросы бывают массовые (ориентированные на изучение  общественного мнения), экспертный (изучает мнение экспертов по  конкретной теме), письменные, устные, анкетирование, интервьюирование. Опрос  считается достоверным, если гарантирует  секретность сведений. Бывают также опросы рыночные (маркетинговые) и малых групп (фокус-групп).  

 Требования к составлению  анкеты:  

-- Композиция (анкета состоит  из трех частей: обращение к  респонденту, вопросы, благодарность);   

-- Композиция вопросов (две  трети анкеты выстраиваются по  принципу от простого к сложному  от части к общему, последняя  треть вопросов не ставят интеллектуальных  усилий (социально-демографический  блок вопросов).  

 Три типа вопросов:   

-- закрытые, к которому  прикладываются все возможные  варианты ответов;  

-- полузакрытые, закрытия  есть, но их нельзя исчерпать  в принципе. Нередко нужно указывать  несколько закрытий, если есть  возможность закрыть вопрос его  закрывают.  

-- Открытые не сопровождаются  вариантами ответов.  

-- Фильтрующие(контрольные) вопросы (ставятся в начале) - контролируют  искренность.  

 Анализ документов - метод  систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимый для целей исследования. Основное назначение - извлечь из  документа информацию об изучаемом  объекте, зафиксировать ее в виде  признаков (категорий анализа), определить  ее надежность, достоверность, значимость  для целей исследования.  

 Наблюдение представляет  собой метод сбора первичной  соц. информации о значимом объекте  путем непосредственного восприятия  и прямой регистрации событий (единиц наблюдений) значимых с  точки зрения цели исследования. Основное назначение метода наблюдений  получить объективную информацию  доступную восприятию наблюдателя  и регистрации признаков (категорий  наблюдения), определить их повторяемость  и типичность.  

 Эксперимент в соц. исследованиях представляет собой  метод получения информации об  изменении показателей деятельности  соц. объекта в результате воздействия  на него заданных и контролируемых  факторов (переменных). Основное назначение  эксперимента состоит в выявлении  информации о причинно-следственных  связей между некоторыми явлениями, их свойствами в достижении  нового более точного знания  о закономерностях, тенденций соц. процессов.  

 Существует также специфический  метод для исследования малых  групп - социометрическое исследование. Оно применяется в малых группах. Суть: измерение специфики персональных  и групповых индексов соучастия.

Методики и этапы социологического исследования.   

Ответ: Социологическое исследование начинается не с составления анкеты, как многие думают, а с детальной проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.  

 Теоретическая схема  включает абстрактные понятия, которые  логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность  конкретных, наблюдаемых признаков. Подобную процедуру называют  операционализацией.  

 К примеру, понятие "масштаб  забастовки" можно свести к  таким признакам, как число активных  забастовщиков и сочувствующих  им, размер нанесенного экономического  ущерба, продолжительность забастовочной  акции, реакция общественности и  официальных органов. Подобным образом  операционализируются и другие  понятия, включенные в теоретическую  схему. Список абстрактных понятий  еще не создает научную теорию. Для этого между ними надо  установить логические связи. Их-то  главным образом и проверяют  в эмпирическом исследовании. До  проверки они носят предположительный, или гипотетический, характер.  

 Научная гипотеза - это  предположение о характере связи  научных понятий, а не о самих  понятиях.  

 Гипотезы могут быть  общими, если они касаются абстрактных  понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление  отчуждения труда, и чем выше  уровень последнего, тем чаще  возникают первые. Но отчуждение  труда слишком общее понятие. Правильнее манипулировать конкретными  понятиями и терминами. К примеру, социолог предполагает, что увеличением  продолжительности забастовки число  сочувствующих убывает. Или: с увеличением  продолжительности забастовки растет  вероятность заключения компромисса  между враждующими сторонами.  

 Конкретную гипотезу  легче проверить в наблюдении  или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается  их проверить. Неподтвердившаяся  гипотеза также полезна для  науки, как и подтвержденная, но  источником гипотез служит наша  интуиция. Каждый может поупражняться  в этом, а затем проверить, ошибся  он или нет.  

 Конкретные признаки  формулируются на языке соц. инструментария - анкеты, статистического документа  и т.д. Так число активных участников  забастовки можно узнать в  администрации предприятия. Если  ее там нет, ее получают из  опроса. Тогда в анкете формулируется  соответствующий вопрос: Относите  ли вы себя к активным участникам  забастовки, пассивным участникам, сочувствующим, нейтральным наблюдателем  или к числу ее противников? Все конкретные признаки должны  присутствовать в анкете. Обычно  связь конкретных признаков устанавливается  при математической обработке  анкет.  

 Сравнивая и дополняя  объективные и субъективные данные, социолог получает полномасштабную  картину. По результатам исследования  социолог выстраивает определенные  тенденции и устанавливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки).   

 Если первый признак  уменьшается по мере того, как  выявляется другой, то ученый  делает вывод о подтверждении  гипотезы. А если подтвердились  и все другие предположения, то  теория верна в целом.  

 Гипотезы - стержень научной  теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена  причинно-следственная связь явлений. Все другие элементы социологического  исследования - программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ - играют  второстепенную, обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого  мышления выражается в установлении  зависимости, тенденций, закономерностей  и явлений.  

 

 

  Методы сбора и обработки информации в социологии.   

Ответ: Метод - способ действий, сложившийся в практической деятельности, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее приемлемый путь к результату. В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную устойчивую структуру. Так цели отображаются в виде норм и принципов деятельности, в форме программ, заданий. Важные средства по своей функциональной направленности преобразуются в орудия, инструменты, механизмы. Частное применение метода или совокупности методов составляют методику, в ней отображается ход использования методов в решении конкретных задач исследования.   

 При сборе первичных  данных используются четыре основных  метода, каждый из которых имеет  по две основных разновидности:   

-- Опрос (анкетирование (письменное) и интервьюирование(устное));  

-- Анализ документов (качественный  и количественный (контент-анализ));   

-- Наблюдение (невключенное  и включенное);  

-- Эксперимент (контролируемый  и неконтролируемый).  

 Опрос - основной метод  соц. исследования. Сплошные и выборочные. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. должна содержать все основные  социальные характеристики генеральной  совокупности (пол, возраст, доход, образование, район проживание, семейное положение, состав семьи и т.д.) Репрезентативность  достигается путем квотирование  выборов и случайного отбора  респондентов.  

 Опросы бывают массовые (ориентированные на изучение  общественного мнения), экспертный (изучает мнение экспертов по  конкретной теме), письменные, устные, анкетирование, интервьюирование. Опрос  считается достоверным, если гарантирует  секретность сведений. Бывают также  опросы рыночные (маркетинговые) и  малых групп (фокус-групп).  

 Анализ документов - метод  систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимый для целей исследования. Основное назначение - извлечь из  документа информацию об изучаемом  объекте, зафиксировать ее в виде  признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования.  

Информация о работе Социологический опрос