Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:35, реферат
Н.К. Михайловский был одним из зачинателей социологии в нашей стране и со временем стал общепризнанным лидером субъективной школы. Вот что писал об этом М. Ковалевский: "...в подготовлении русского общества к восприятию, критике и самостоятельному построению социологии, Михайловскому принадлежит, несомненно, выдающаяся роль".
Биография Н.К. Михайловского.
О социологических взглядах Н.К. Михайловского.
Теория Н.К. Михайловского «Герои и толпа».
Заключение.
Список литературы.
Ярославский
медицинский колледж
Реферат
на
тему: «Социологические идеи Н.К. Михайловского,
социальная статистика, типы кооперации.
Теория «героев и толпы»».
Выполнила: Сабурова В. 3 АК «А»
Ярославль, 2011г.
Содержание:
Заключение.
Список литературы.
1.Биография Н.К. Михайловского (1842-1904).
Н.К. Михайловский был одним из зачинателей социологии в нашей стране и со временем стал общепризнанным лидером субъективной школы. Вот что писал об этом М. Ковалевский: "...в подготовлении русского общества к восприятию, критике и самостоятельному построению социологии, Михайловскому принадлежит, несомненно, выдающаяся роль".
О личной жизни
Н. Михайловского, отпрыска небогатого
дворянского рода, многое хорошо известно,
он сам оставил автобиографические
заметки, были и исследования его
учеников и соратников. Н. Михайловский
получил высшее естественнонаучное
образование в горном институте
(впрочем, остался без диплома, так
как был исключен с последнего
курса за участие в студенческих
волнениях). С 1864 г. начинает литературную
карьеру как критик и публицист
вначале в "Книжном Вестнике",
позднее в "Отечественных записках"
и после закрытия последнего в
популярном журнале "Русское богатство";
с 1891 г. - редактор этого журнала. Журнализм
наложил особый отпечаток на социологическую
систему Михайловского и его
манеру оформления материала. Об этом
мы еще будем говорить особо, пока
же отметим следующее
Его публицистика
была насыщена социологическим содержанием,
имела форму непринужденной беседы
с читателем и мастерски
Михайловский, как
и многие другие русские интеллигенты
- "шестидесятники" находится под
интеллектуальным обаянием Н. Чернышевского,
до конца своей духовной деятельности
он чтил его память, защищая от нападок
консервативной критики, хотя и подвергал
его наследие позитивистской ревизии.
Он вступил в непосредственные отношения
с революционными организациями, которые
продолжались до самой его смерти,
но которые ему всегда удавалось
искусно скрывать и от властей, и
вообще от всех непосвященных. Как отмечал
В.И. Ленин, он "никогда не отрекался
от подполья", а его борьба с
остатками крепостничества и
самодержавия была всегда "искренней
и талантливой" “В. И. Ленин беспощадно
критикуя политические ошибки Михайловского,
показывая теоретическую
С 90-х годов, когда
марксизм стал важным течением общественной
мысли в России, Михайловский, который
не принял марксизма, все чаще и чаще
оказывается на позиции либерализма.
В этот период Михайловский поведет
ожесточенную идейную борьбу с первыми
русскими марксистами, доказывая нежизнеспособность
капитализма в русских условиях
и продолжая проповедовать
Большое влияние на молодое поколение Михайловский приобретает в 80-х годах, сначала как сотрудник, а затем и как член редакции "Отечественных Записок". В этом журнале он поместил все свои важнейшие социологические и критические статьи: "Что такое прогресс?", "Герои и Толпа", "Теория Дарвина и общественная наука" и т.д.
Авторитет Михайловского
среди молодой интеллигенции
был огромным. Его труды еще
при жизни неоднократно переиздавались
в собраниях сочинений (единственного
из русских дореволюционных
Николай Константинович Михайловский. “Хотя он не написал ни одной научной монографии, те социально политические эссе, очерки, которые постоянно печатала прогрессивная периодическая печать сделали его имя известным и исключительно влиятельным, особенно среди образованной молодежи. Издавал книги, например, «Герой и толпа», «Снова о герое», «Снова о толпе» - они представляли собой сборники его публицистических работ, вызвавших наибольший резонанс”.
2.О социологических взглядах Н.К. Михайловского.
Рассматривая
его социологические взгляды, встречаются
известные трудности как
В обсуждении его
взглядов приняли участие представители
всех направления в русской
3.Теория Н.К. Михайловского «Герои и толпа».
«Громадная начитанность в разных областях знания дозволяла ему черпать свои данные и из биологии, и из психологии, и из политической экономии, и из криминалистики, и не знаю еще откуда, не говоря уже о литературе, критике и публицистике, и затем остроумно сближать категории явлений, по-видимому, одна от другой крайне отдаленных, и прочно обобщать эти явления в формулах, открывавших новые горизонты. Михайловский-критик всегда дополнялся Михайловским-творцом в области социологии. Теория Михайловского, «Героев и толпы», прекрасно начатый, но, жаль, оставшийся недописанным трактат. Прибавлю еще вот что, образцом того, как у нас критиковали Михайловского люди, не верящие, чтобы из Назарета могло выйти что-либо хорошее, может служить утверждение одного критика, будто автор заимствовал основные идеи этого своего трактата у Тарда. Простая хронологическая справка показывает, что Михайловский на целые восемь лет предупредил книгу Тарда «Законы подражания». Книга «Герои и толпа» Михайловского, появилась в свет в 1882 году, а книга Тарда лишь в 1890. В 1882 году это была тема новая, а трактование ее вполне оригинальным остается и доселе. Мало того: ознакомившись с теорией Тарда, Михайловский сумел со своей, более широкой и плодотворной точки зрения показать, что было недостаточного в теории французского социолога. «Герои и толпа» вообще один из первых по времени и очень важных до сих пор по значению трактатов в области коллективной психологии, к которой, как и к психологии индивидуальной, влекли его одинаково, кроме того, и жизненные, и литературные интересы, а не одна отвлеченная социологическая теория».
Еще необходимо
упомянуть имя Н.К.
Другая,
противоположная, точка зрения, что «разгром
«Народной воли» и последовавшая за ним
политическая и общественная реакция
привели Михайловского к идейному кризису,
который выразился в его теории «героев
и толпы», объяснявшей механизм коллективного
действия склонностью человека к подражанию».
«Герои и толпа».
Начиная свою работу, Михайловский пропускает перед своими читателями множество фактических данных, «пеструю картину: Васька Андреев, Бланка Кастильская, милетские девушки, наполеоновские солдаты, овцы и козы Иакова, безрукие дети, геликониды и лепталисты, хамелеон... », и оценку тех объяснений, которые даются этому материалу в различных областях знания. Он считает, что “только этим путем удастся разгадать великую загадку, выражающуюся словами; герои и толпа.”
Задача этой работы Михайловского состоит в изучении механики отношений между толпой и тем человеком, которого она признает великим, а не в изыскании мерила величия. Поэтому заведомый злодей, глупец, ничтожество, полоумный — для этой работы так же важны в пределах поставленной задачи, как и всемирный гений или ангел в плоти, если за ними шла толпа, если она им искренне, а не по внешним побуждениям, повиновалась, если она им подражала и молилась, еще раз повторю, что это не зависит от цели и соображений героев, как бы эти цели ни были сами по себе ценны и полезны.
“Бывает величие,
озаряющее далекие исторические
горизонты. Бывает так, что великий
человек своей бессмертной
Он обращается,
на первый взгляд, к разнородным, не
связанным между собой