Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:26, реферат
Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
1
Социологическая мысль в России
XIX была представлена множеством направлений,
которые отражали весьма сложный
спектр существующих в то время общественно-политических
течений. Различные социологические
доктрины теоретически обосновывали направленность,
цели, а порой и программные
установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные
объяснения развития общества, движущих
сил исторического процесса содержатся
в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в
том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского,
Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова,
Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского,
М. Ковалевского, П. Сорокина.
Как же характеризовались наиболее влиятельные
в то время направления социологической
мысли в России?
Анархизм М. Бакунина
и П. Кропоткина
.
Теоретическое содержание и практическая
направленность анархизма были всесторонне
обоснованы в трудах русских мыслителей
и революционеров Михаила Бакунина (1814-1876)
и Петра Кропоткина (1842-1921). Они в свою очередь
опирались на труды таких западноевропейских
теоретиков анархизма, как Ш. Фурье, М.Штирнер
и П.Прудон. Как считал Бакунин, суть анархии
выражена в словах: «Предоставьте вещи
их естественному течению». Отсюда одна
из центральных идей анархизма – идея
свободы личности как ее естественного
состояния, которое не должно нарушаться
никакими государственными институтами.
«Оставьте людей совершенно свободными»
говорил Ш.Фурье, - «не уродуйте их…не
бойтесь даже их страстей: в обществе свободном
они будут совершенно безопасны».
Исходя из того, что личность должна быть
свободной и ей нельзя ничего навязывать,
Бакунин в то же время указывал на «всецело
социальный» характер свободы, ибо она
может быть осуществлена «только через
общество» и «при самом строгом равенстве
каждого со всеми». Общество должно предоставлять
условия для полноценного развития каждого
человека, что и определяет реальные возможности
его социальной свободы. Но есть и другие
проявления свободы человека, а именно
«бунт против всякой власти – божеской
и человеческой, - если эта власть порабощает
личность».
Человек, по словам Бакунина, вступает
в противоречие с общественными институтами,
ограничивающими его свободу. Тем более
он борется с государством как аппаратом
чиновников, перерастающим в их бюрократическую
корпорацию, подавляющую народ и существующую
за счет его порабощения.
Государство, по Бакунину, - это всегда
власть меньшинства, противопоставленная
народу сила. Оно остается «законным насильником
воли людей, постоянным отрицанием их
свободы». В конечном счете оно явно или
не явно закрепляет, привилегии какого-нибудь
меньшинства и реальное порабощение огромного
большинства». Массы людей не понимают
этого из-за своего невежества. Их же действительные
интересы заключаются в устранении государства,
которое их порабощает. На это должен быть
направлен их справедливый бунт свободы».
Восприняв ряд социалистических идей
Прудона, Бакунин развил их в своей теории
социализма и федерализма. Основные из
этих идей сводились к тому, что социализм,,
как общественный строй, должен быть основан
на личной и коллективной свободе, на деятельности
свободных ассоциаций. В нем не должно
быть никакой правительственной регламентации
деятельности людей и никакого покровительства
со стороны государства, последнее вообще
должно быть устранено. Все должно быть
подчинено удовлетворению потребности
и интересов личности, коллективов промышленных
и иных ассоциаций и общества как совокупности
свободных людей. Отношения между всеми
субъектами общества строятся на принципах
федерализма, то есть их свободного и равного
союза.
Социологические
взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского.
Заметное влияние на становление и развитие
общественной мысли в
России оказала социология народничества.
Виднейшими ее представителями были П.
Лавров (1823-1900 год) и Н. Михайловский (1842-1904
год). Они придерживались так называемого
субъективного метода в социологии, который
получил всестороннюю разработку в их
многочисленных трудах. Суть этого метода
П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей
приходится прилагать к процессу истории
субъективную оценку, т.е. усвоив тот или
иной нравственный идеал, расположить
все факты истории в перспективе, по которой
они содействовали или противодействовали
этому идеалу, и на первый план истории
выставить по важности те факты, в которых
это содействие или противодействие выразилось
с наибольшей яркостью». В развитии нравственного
идеала «единственный смысл истории»
и «единственный закон исторической группировки
событий».
Основную задачу социологии П. Лавров
усматривал в изучении мотивов деятельности
личности и их нравственных идеалов. При
этом особое внимание уделялось анализу
«солидарных», как он писал, действий людей,
направляемых их общими интересами. Социология:
по словам Лаврова, изучает и группирует
повторяющиеся факты солидарности между
людьми и стремится открыть законы их
солидарных действий. Она ставит себе
теоретическую цель: понять формы солидарности,
а так же условия ее упрочения и ослабления
при разном уровне развития людей и форм
их общежития. Под солидарностью Лавров
понимал «сознание того, что личный интерес
совпадает с интересом общественным»
и «что личное достоинство всех солидарных
с нами людей». Солидарность - это «общности
привычек, интересов, эффектов или убеждений»,
все это обусловливает сходство поведения
и деятельности людей.
Разумеется, поведение и деятельность
людей определяются многими объективными
обстоятельствами – природными и социальными.
Этого Лавров не отрицал. Однако главными
факторами, направляющими деятельность
людей он считал их внутренние мотивы,
их идеалы и волю. А потому «объективный»
анализ явлений общественной жизни, то
есть постижение «правды истины», легко
соединялся с субъективным оценочным
подходом к ним. Данный подход заключался
в нахождении «правды – справедливости»,
призванной осветить путь к обществу,
в котором бы гармонически сочетались
интересы всех людей. В этом и заключается,
так сказать, социальная направленность
субъективного метода в социологии.
В своих работах П. Лавров ставил и по своему
решал целый ряд фундаментальных проблем
социологии, в том числе о движущих факторах
исторического процесса, его объективной
и субъективной сторонах, роли личности
в истории, механизме и направленности
общественного прогресса. Он размышлял
о «социологических законах» развития
общества, которые он пытался истолковать
с позиций того же субъективного метода.
Для этого, пояснял он, надо стать на место
страждущих и наслаждающихся членов общества,
а не на место бесстрастного постороннего
наблюдателя происходящих в обществе
событий. Только тогда станет ясной закономерная
направленность воли людей и их действий.
Психологическое
направление.
Психологическое направление социологии
в России сложилось в 1890-х годах. Именно
в это время вышли фундаментальные труды
наиболее ярких его представителей Е.В.
Де-Роберти, Н.И. Кореева и других. В теоретическом
отношении их труды базировались на идеях,
высказанных французами Т. Тардом и Г.
Лебоном, немцами М. Лацарусом, Х. Штейнталем,
американцами Н. Уордоми Ф. Гиддингом,
а так же русскими социологами П. Лавровым
и Н. Михайловским, которые, как и указанные
мыслители запада были склонны к известной
психологизации в объяснении явлений
общественной жизни.
Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и
Н.И. Кореева (1850-1931) касались фундаментальных
проблем общественного развития – его
изначальных причин и движущих сил, основного
содержания и направленности, прогресса
и регресса в развитии общества, роли масс
и личности в истории и так далее. Все эти
проблемы решались ими исходя из признания
главной роли в поведении и деятельности
людей их индивидуальной и коллективной
психологии.
Такой теоретический и методологический
подход к исследованию общественных явлений
Е.В. Де-Роберти развивал в своих трудах
«социология», «Социальная психика», «Новая
постановка основных вопросов социологии»,
«Философия и ее задачи в 20 веке», и д.р.
Его работы по теоретической социологии
тесно смыкались с работами по социальной
психологии и философии.
Е.В. Де-Роберти не редко называют представителем
позитивистской философии. Это имеет свои
основания. В соответствии с основными
установками философско-социологического
позитивизма Де-Роберти стремился «поднять
империческое знание общественных фактов
на высоту точной теории». При этом он
заявлял, что «всемирная история рас, народов,
государств является колоссальным по
своим размерам сплошным социологическим
опытом». В духе позитивизма О. Конта он
называл социологию опытной наукой об
обществе, как и В.Парета, говорил о необходимости
использовать экспериментальный метод
«в изучении социальных явлений и ввести
этот метод в так называемые нравственные
политические науки».
Существенный вклад в обоснование роли
и значение психологических факторов
в развитии общества внес Н.И. Кареев. Как
и у Е.В. Де-Роберти теоретическая социология
Н.И. Кареева постоянно соединяется с психологией
и философией, в том числе социальной психологией.
В работе «Основные направления психологии
социологии и ее современное состояние»
Н.И. Кареев указал на две основные стороны
психологии. Во- первых, социология выступает
как система взглядов «на то, что нужно
прежде всего видеть в обществе и как понимать
его природу». Во-вторых, она решает вопрос
о том, какие методы могут быть применены
к изучению общественных явлений.
Социология, писал Кареев, - исходит от
определенного мировоззрения, из общей
картины общества, которая создается социальной
философией. В то же время она должна опираться
не на произвольные умозрительные построения,
а на факты и науку. Необходимо «пользоваться
более методом объективным, а не субъективным,
то есть наблюдать, классифицировать социальные
факты по тем или иным реальным основаниям,
а не заниматься произвольными построениями.
Надо изучать явления такими, каковы они
есть, избегать субъективных подходов
и оценок».
Подобно другим представителям психологического
направления в социологии Кареев указывал
на важное значение психологии в объяснении
общественных явлений, ибо последние по
его мнению, всегда имеют психологическую
основу. Ведь они выступают как продукт
деятельности людей , в результате которых
воплощаются их чувства, воли и представления
о чем- либо, их инстинкты, интуиция и образ
мыслей.
Н.И. Кареев обращал внимание на три основных
стороны духовного бытия человека, а именно
на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что
в деятельности и поведении людей, а значит
во всей их общественной жизни, большую
роль играет интеллектуальная, эмоциональная
и волевая стороны их духовного мира и
было бы неверно делать ставку на одну
из них, как это наблюдается у рационалистов,
эмпириков и волюнтаристов.
Легальный марксизм.
П.Струве и М.Туган-Барановский.
Свое место в развитии русской социологической
мысли конца 19 – начала 20 века занимал
так называемый легальный марксизм. Это
теоретическое и идеологическое течение
явилось своеобразным выражением либеральной
буржуазной мысли. Буржуазный либерализм
в лице легального марксизма использовал
целый ряд марксистских идей, преимущественно
из экономической теории Маркса, для обоснования
исторической неизбежности развития капитализма
в России. В борьбе против идеологии народничества
легальные марксисты обосновали объективный
и закономерный характер развития в России
капиталистического способа производства
и связанной с ним технической, экономической
и духовной культуры. Все это они рассматривали
как прогрессивный процесс, а для доказательства
этого постоянно прибегали к марксистской
теории исторического процесса и марксистской
терминологии.
Наиболее видными представителями легального
марксизма были П.Струве (1870 – 1944), М. Туган-Барановский
(1865-1919), а также Н. Бердяев (1874-1948) и С. Булгаков
(1871-1944),взгляды которых в дальнейшем развивались
в направлении идеалистической и религиозной
философии.
В трудах «Критические заметки к вопросу
об экономическом развитии
России» П. Струве и «Русская фабрика в
прошлом и настоящем» М. Туган-
Барановского обосновывались положения
о фундаментальном характере действия
объективных экономических законов. В
связи с этим показывалась неизбежность
развития капитализма во всем мире, в том
числе в России. Речь шла о развитии в России
капиталистического рынка, конкуренции,
технической реорганизации производства,
роли в обществе новых социальных групп,
в том числе классов, прежде всего буржуазии
и рабочего класса. Большой фактический
материал анализировался и обобщался
на основе марксистской методологии. Оба
этих социолога и экономиста выступали
тогда на стороне«объективной науки»против
субъективного метода в социологии.
В дальнейшем в работах Струве и М. Туган-Барановского
все более отчетливо проявляются тенденции
оправдания и своего рода апологии капитализма.
Они уже не настаивают на разделяемом
ими ранее положении марксизма о неизбежном
переходе от капитализма к социализму.
Исчезает и эйрофически восторженное
отношение к марксизму как к «великой
и богатой содержанием системе научных
взглядов». Напротив, они все более критически
оценивают учение Маркса, в том числе его
материалистическое понимание истории
и экономическую теорию.
Их философско-социологические взгляды
все более обосновываются с помощью идеалистических
концепций. В духе современного им неокантианства,
объявляющего основополагающим и руководящим
началом в жизни людей некие «над исторические»
духовные ценности, прежде всего моральные,
они утверждают, что прогресс общества
всецело определяется развитием культурных
ценностей человечества. П. Струве пишет,
что он впервые предпринял попытку«внести»
в марксизм идеи неокантианства, предвосхищая
критический поворот бернштейнианства
на Западе. Речь идет об одном из социальных
течений, идеологом которого был Эдуард
Бернштейн. Этому течению, ставившему
во главу угла борьбу трудящихся за их
экономические интересы, стремились придать,
так сказать, этическую направленность.
По своей теоретической и идеологической
платформе легальный марксизм был близок
к бернштейнианству.
Плюралистическая
социология М. Ковалевского.
Значительный вклад в развитие русской
социологической мысли внес
Максим Максимович Ковалевский (1851-1916).
Разносторонне образованный и широко
мыслящий ученый, чьи научные интересы
касались обширного круга вопросов социологии,
истории, государствоведения, права, этики,
психологии и других наук, он пользовался
широким признанием ученого мира России
и за ее пределами, был избран вице-президентом,
а затем председателем Международного
института социологии.
Теоретические предпосылки социалистических
воззрений М. Ковалевского восходят к
социологии О. Конта. «Что такое социология?»
С этого вопроса начал М. Ковалевский изложение
своего двухтомного труда «Социология».
И ответил: «Родоначальник ее, Конт считал
социологию наукой о порядке и прогрессе
человеческих обществ». Однако порядок
в обществе бывает не всегда. Да и прогресс
в смысле поступательного развития не
всегда имеет место. И Ковалевский дает
свое определение социологии как науки
об организации и эволюции человеческого
общества. Организация общества и его
эволюция – таковы два основных раздела
социологии, которые начиная с Конта характеризуются
как социальная статика и социальная динамика.
И Ковалевский подходил к социологии как
к науке, а не к концепции человеческих
идеалов. Поэтому в отличии народников
Лаврова и Михайловского и некоторых других
теоретиков он отделяет правду -истинную
от правды- справедливости, и исходит,
что для социологии главное есть правда
- истина. Он глубоко воспринял учение
Конта об обществе как целостном социальном
организме и о экономическом характере
его развития. Без учения о закономерности
общественных явлений, писал он, немыслимо
было бы возникновение самой науки об
обществе.
С представлениями о закономерном характере
развития общества, без которых, по словам
Ковалевского, социология как наука не
состоялась бы, органически связаны представления
о поступательности исторического процесса
и социальной преемственности, в ходе
которой человеческие знания, опыт, культура
передаются и развиваются от одной исторической
эпохи к другой. Он приводит слова Лейбница
о том, что настоящее несет на себе бремя
прошлого и чревато будущим.
Идеи закономерного и поступательного
характера исторического процесса, как
и социальной преемственности, - важные
стороны эволюционистской концепции Ковалевского,
согласно которой общество более или менее
плавно-эволюционно переходит от одного
состояния к другому. Таким же образом,
по его мнению, происходит развитие отдельных
областей общественной жизни и различных
институтов. Эволюцию государственного
строя он связывал с целым рядом факторов
общественной жизни, в том числе с эволюцией
хозяйства и «форм экономического быта»,
с развитием политических отношений классов
и других социальных групп, с эволюцией
политических идей и общим прогрессом
культуры. Такой эволюционный взгляд на
развитие общества был направлен как против
необоснованных и поспешных радикальных
изменений в нем, как и против «не менее
опасного застоя».
Ковалевский указывает на роль многих
факторов общественного развития: экономических,
демографических, политических, психологических,
нравственных, религиозных и т.д. Однако
ни одному из этих факторов не придается
постоянного решающее значение. В различных
ситуациях им отводятся разные роли, и
любой из них может выйти на первый план.
В этом и заключается мировоззренческий
и методологический смысл социологического
плюрализма М. Ковалевского.
Важную роль в социологии Ковалевского
играет историко-сравнительный метод.
Сравнивая развитие народов разных стран
и эпох, можно обнаружить некоторые общие
законы их исторической эволюции. В связи
с этим Ковалевский писал, что «на одинаковых
ступенях развития в каждом человеческом
обществе развитие происходит по одинаковому
внутреннему закону». Историко-сравнительный
метод позволяет выявить и эти законы,
и специфические особенности в развитии
разных народов и их культур.
Социологический
неопозитивизм П.А. Сорокина.
Достойным продолжением развития социологической
мысли в России начала ХХ века стали работы
выдающегося русского социолога Питирима
Александровича Сорокина (1889-1968). Его социологические
воззрения формировались преимущественно
под влиянием работ Э. Дюркгейма, М.М.
Ковалевского и Е.В. Де-Роберти - виднейшего
российского представителя психологического
направления в социологии.
П. Сорокин издал множество работ, получивших
широкое международное признание. Среди
них «Социология революции», «Современные
социологические теории», «Социальная
и культурная мобильность» и многие другие.
Надо, однако, сказать, что социологическое
учение П. Сорокина исходило в целом из
одних и тех же принципов, поэтому выделение
в нем русского и американского периодов
весьма условно. В «Системе социологии»
Сорокин подробно разъясняет научные
принципы, на которых основан этот труд.
Он считает, что, во-первых, социология,
как наука должна строиться по типу естественных
наук. Ни о каком противопоставлении «наук
о природе» и «наук о культуре» не может
быть и речи. Различны объекты изучения
тех и других наук, но методы изучения
этих объектов одни и те же. Во-вторых,
социология должна изучать мир таким,
каков он есть. Всякий нормативизм, то
есть субъективное вмешательство в науку
с позиций нравственных и других норм,
должен быть изгнан из социологии. В этом
смысле Истина должна быть отъединена
от Добра, Справедливости и подобных принципов
и норм. В-третьих, социология должна быть
«объективной дисциплиной», то есть изучать
реальные взаимодействия людей, доступные
объективному измерению и изучению. В-четвертых,
поскольку социология хочет быть опытной
и точной наукой, она должна прекратить
всякое «философствование» в смысле создания
умозрительных, недоказанных наукой построений.
В этом отношении, писал Сорокин хорошая
статистическая диаграмма стоит любого
социально-философского трактата. В-пятых,
разрыв с философствованием означает
и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения
любого явления к одному какому-нибудь
началу. Ибо, как утверждал еще
М.Ковалевский, монизм в социологии –
это попытка решать бесконечно сложные
задачи общественных явлений по методу
уравнений с одним неизвестным. Вместо
монизма Сорокин провозгласил последовательный
социологический плюрализм.
Таковы «основные и руководящие принципы»
социологии Питирима
Сорокина. Сорокин делил социологию на
теоретическую и практическую.
Теоретическую социологию он в свою очередь
делил на три отдела: социальную аналитику,
социальную механику и социальную генетику.
Социальная аналитика изучает строение
(структуру) социального явления и его
основные формы. Предмет социальной механики
(или социальной физиологии) - процессы
взаимодействия людей, иными словами,
поведение людей и тех сил, которыми оно
вызывается и определяется. Социальная
генетика изучает развитие социальной
жизни, ее отдельных сторон и институтов.
Понятно, что развитие социального явления
определяется его строением (структурой)
и взаимодействием с другими явлениями,
так что социальная генетика как бы содержит
в себе социальную аналитику и социальную
механику.
Практическая социология характеризуется
Сорокиным, как прикладная дисциплина.
Опираясь на законы, которые формулирует
теоретическая социология, она должна
помогать обществу и человеку управлять
социальными силами в соответствии с поставленными
целями. Практическая социология проявляется
в сущности как социальная политика, направляет
и обосновывает последнюю.
Объектами изучения неопозитивистской
социологии Сорокина являются прежде
всего социальное поведение и деятельность
людей, социальные группы и структура
общества в целом, а так же происходящие
в нем социальные процессы. В то же время
вся общественная жизнь и все социальные
процессы могут быть разложены, по словам
Сорокина, на явления и процессы взаимодействия
двух или большего числа индивидов. Вот
эти то взаимодействия людей и объявляются
им непосредственно предметом изучения
социологии. Речь идет о «психико-рефлекторном»
взаимодействии индивидов, проявляющихся
внешне и в их поведении и деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология есть наука об обществе. Этот
ее основной смысл выражает и термин «социология»
(латинское – societas – общество и греческое
– logos – учение). Данный термин ввел в науку
французский ученый и философ Опост
Конт, которого нередко называют основоположником
социологии как самостоятельной науки
об обществе. До этого различные учения
о функционировании и развитии общества
выступали как составные части общефилософских
концепций мыслителей Востока и Запада.
Характерно, что социология, выступая
как часть тех или иных философских учений,
сама не ограничивалась лишь проблемами
общества как целого, движущих сил его
развития и т.п. По сути дела она касалась
всех сторон развития общества, в том числе
проблем государства, политики, права,
экономики, морали, искусства, религии,
других сторон общественного развития,
которые впоследствии стали предметом
изучения отдельных наук.
Однако, с развитием общества, по мере
накопления знаний об отдельных его сторонах
социология постепенно теряла роль единой
универсальной теории общества. От нее
отпочковались психология, правоведение,
политическая экономия, этика, эстетика,
и ряд других. И сама она отныне развивалась
как самостоятельная наука.
Предметом внимания и изучения социологии
все более становились фундаментальные
основы развития общества как целостного
социального организма, взаимодействие
его объективных и субъективных сторон,
диалектика материального и духовного
в историческом процессе, факторы социального
прогресса, проблемы гражданского общества,
гуманизма и социальной справедливости.
В результате в 19 веке появился ряд общечеловеческих
концепций, предлагающих то или иное решение
указанных проблем. Среди них наибольшее
признание получили социальные теории
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста
Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса,
а в последствии Эмиля Дюркгейма, Макса
Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.
Социологическая мысль в России второй
половины прошлого – начала нынешнего
столетия была представлена множеством
направлений, которые отражали весьма
сложный спектр существующих в то время
общественно- политических течений.
Весьма содержательные и принципиальные
объяснения развития общества, движущих
сил исторического процесса содержатся
в трудах русских мыслителей 19-20 веков,
в том числе П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского,
Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова,
Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского,
М. Ковалевского, П. Сорокина.
Каждый из названных мыслителей внес существенный
вклад в научное объяснение исторического
процесса. Их концепции общественного
развития, содержащие глубокие и оригинальные
ответы на поставленные жизнью вопросы,
сохраняют свое значение для решения современных
социальных проблем.
На протяжении XIX века происходило постепенно
размежевание между гуманитарно-филологическим
комплексом наук о духовной жизни общества
и социальными науками, основанными на
теоретическом осмыслении его закономерностей,
структур и процессов. Важнейшим достижением
этого сдвига в научном познании стало
формирование социологии как науки, изучающей
общество как объективную взаимосвязанную
целостную систему отношений, процессов
и институтов. Наряду с ростом описательных
и гуманитарных исследований происходило
постепенное совершенствование социологического
познания социальных и культурных явлений.
Социология с самого начала обнаружила
тенденцию к изучению реального общества,
данные о котором могут быть почерпнуты
не из умозрительных общих концепций и
не из художественного творчества мастеров
культуры, а на основе эмпирических методов.
Конечно, и эти источники не могут быть
почерпнуты не из умозрительных общих
концепций и не из художественного творчества
мастеров культуры, а на основе эмпирических
методов. Конечно, и эти источники не могут
отвергаться, так как и они выражают некоторые
существенные стороны жизни общества,
но отнюдь их не исчерпывая и не перекрывая
значения обыденных ориентаций различных
слоев и групп населения.
На этом пути социологии приходилось бороться
за самоопределение. Крупным мыслителям
-–социологам второй половины 19 – начала
20 века пришлось провести основательную
работу по признанию первичности и специфичности
социальной реальности, состоящей из отношений,
в которые вступают люди в самых разных
вариантах своей деятельности. Уже в период
становления социологии важным предметом
анализа стали те нормативно-ценностные
представления и смыслы, через которые
человек входит в окружающую его социальную
среду.