Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 05:48, контрольная работа
Социологическая мысль в России второй половины XIX - начала XX столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Введение 3
Глава 1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление 4
1.1. Субъективная школа в социальной философии 4
1.2. Психологическое направление 7
Глава 2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского 11
Глава 3. Русский историк XIX в. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Филиал в г. Барнауле
Факультет |
Региональная кафедра |
«Учетно-статистический» |
Философии, истории и права |
Вариант 6
(подпись)
Специальность
№ личного дела
Образование
Преподаватель Смехнова Галина Петровна
Содержание
Введение 3
Глава 1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление 4
1.1. Субъективная школа в социальной философии 4
1.2. Психологическое направление 7
Глава 2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского 11
Глава 3. Русский историк XIX в. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Социологическая мысль в России второй половины XIX - начала XX столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX – XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского и т.д.[4, с. 70]
Глава 1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление
1.1. Субъективная школа в социологии
Социологическая мысль в
России развивается как часть
общемировой социологической
Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были Петр Лавров и Николай Михайловский. Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.
Суть субъективного метода П.Л. Лавров раскрывает так:
Волей или неволей приходится
прилагать к процессу истории
субъективную оценку, т.е., усвоив тот
или иной нравственный идеал, расположить
все факты истории в
В развитии нравственного
идеала он видел «единственный
смысл истории» и «
Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии:
1) направлен на возможно
более полный учет
2) направлен на поиск
оптимальных «форм
Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития3.
Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Все это обусловливает сходство поведения и деятельности людей.
Главными факторами, направляющими деятельность людей, Лавров считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А потому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключается в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и заключается социальная направленность субъективного метода в социологии.
Разработку субъективного метода в социологии продолжил Н.К. Михайловский. Он заявил, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен4. А бессилен он потому, что невыполним. Поэтому, делает вывод Михайловский, «в социологии неизбежно применение субъективного метода»5. Подобный метод породил его субъективную социологию.
Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиции этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т.д.
При этом он постоянно подчеркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога исходя из его нравственных и иных позиций. Другого быть просто не может. К тому же и сами явления общественной жизни политические, экономические, нравственные и другие - несут в себе, писал Михайловский, большой заряд субъективности, идущей от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.
Основным двигателем
истории, по мнению Лаврова,
являются действия критически
мыслящих личностей,
Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть … главный и единственный агент прогресса в человечестве, - писал он6.
Много внимания уделял Михайловский
решению проблемы взаимодействия личности
и общества. На первом плане у
него личность, обладающая своей особой
индивидуальностью и
Сосредоточив усилия на защите индивидуальности, Михайловский как бы отпускает, не анализирует проблему влияния социальной среды на формирование социальных потребностей и интересов человека и тем самым на его поведение. Он больше привлекает внимание к сформулированному им закону антагонизма между быстро развивающимся и усложняющимся обществом и превращение личности в носителя его частной функции. В результате развития общественного разделения труда не только крестьяне, но и рабочие превращаются в односторонне развитых людей.
Михайловский считает, что указанный антагонизм можно преодолеть путем предоставления личности большей свободы и самостоятельности по отношению к обществу. Он обосновывает принцип верховенства личности над обществом.
Во многом сохраняет свое теоретическое и практическое значение теорий общественного прогресса Михайловского. Он считал, что в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности. Ни один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого. Важно, чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для всестороннего развития каждой личности. Это было бы справедливо и нравственно, что и зафиксировано в «формуле прогресса» Н.К. Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П.Л. Лавровым [4, с. 85-87].
1.2. Психологическое направление
Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е. Де-Роберти, Н.И. Кареева и др.
Главные труды Евгения
Де-Роберти и Николая Кареева
касались фундаментальных
Особую роль в психических взаимодействиях людей играет их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя – Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти – придерживались одного мнения.
Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни. Это касается экономических, политических и других «практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей [1, с.197].
Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании «законов психического взаимодействия»7. Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.
В своей «психологической
социологии» Де-Роберти
Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последнее предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей.
Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности8. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.
Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес историк и социолог Н.И. Кареев.
В работе «Основные направления социологии и ее современное состояние» Н.И. Кареев указал на две основные стороны социологии:
1) социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»;
2) она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений9.
Подобно другим представителям психологического направления в социологии, Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, т.к. они, по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь общественные явления выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей.
Информация о работе Социологическая мысль в России (вторая половина XIXв. - начало XXв.)