Социолгия молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:10, реферат

Краткое описание

Любое общество независимо от его политической системы, уровня материального и духовного развития заинтересовано в постоянном преумножении своих богатств во всех сферах жизнедеятельности. Для этого ему приходится решать целый комплекс социально-экономических, политических и других задач, которые призваны создать необходимые условия, прежде всего для реализации и самореализации каждого гражданина как личности, объекта и субъекта общественных отношений и преобразований. Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, является молодежь.

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности) (Волков 2001).

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Мировой опыт учит, что в современную эпоху  осуществить прорыв к научно-технической  цивилизации можно лишь путем  повышения уровня образованности общества, его интеллектуально-духовного потенциала.

       Серьезно думающие о будущем молодые люди рассматривают образование как важнейший фактор своей жизни, как наиболее реальный "путь наверх".

     В. Т. Лисовский предлагает несколько  тезисов для преодоления негативных сторон в поведении молодежи.

     1. Необходима реальная, а не декларируемая  гуманитаризация образования и  воспитания, возрождение культурно-исторической  памяти. Культурное "беспамятство" самым непосредственным образом  влияет на массовое, в том числе  и политическое сознание подрастающего поколения.

     2. Особое внимание должно быть  уделено нравственному просвещению,  которое поможет преодолеть широко  распространившееся невежество  среди молодежи.

     3. Воспитание должно быть направлено  на формирование самостоятельной,  социально активной личности, способной со знанием дела принимать решения и отвечать за них, постоянно саморазвиваться, участвовать в реальных делах.

     4. Необходимо, чтобы молодой человек  становился высокопорядочной личностью  не вопреки общественным условиям, а в силу создаваемых обществом предпосылок для самоопределения и самоутверждения. К сожалению, сегодня остро ощущается дефицит позитивных ценностей. В связи с этим, особою роль приобретает оздоровление социальной среды, борьба с коррупцией, утверждение социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального созревания вступающих в жизнь поколений (Лисовский 2007).

     Таким образом, мы рассмотрели несколько  точек зрения, относительно особенностей современной молодежи в России, но, говоря об основных проблемах в области социологии молодежи, необходимо обратить внимание на культурные потребности этой группы общества.

     5. Культурные потребности молодежи

     В отечественной социологии известен оригинальный подход к определению  структуры потребностей, который  носит название иерархической системы диспропорций. Смысл этого подхода в том, что потребности образуют некую иерархическую систему, состоящую из четырех уровней: низкого, где формируются элементарные (витальные) потребности; второго уровня, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третьего уровня, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности (Кравченко 2002).

     Необходимо  принять во внимание влияние, которое  оказывают на потребности и их характер специфические условия  общественной жизни.

     В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени (Кравченко 2002).

     И еще одно важное обстоятельство, без  которого нельзя в полной мере представить  структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненное с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью (Кравченко 2002) .

     Исходя  из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:

     - потребность в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию окружающей действительности и применение этого знания в практической деятельности с целью воздействия на природу и общество и создания нового продукта материальной и духовной жизни;

     - нравственная потребность, стремление  к развитию таких нравственных сторон поведения и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах, занятиях в свободное время;

     - потребность в общении (коммуникативная), желание человека устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере семейных отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;

     - художественно-эстетическая потребность  является реализацией природного  чувства прекрасного как проявление  гармонии и эстетических стимулов  в мироощущении человека. Эта  потребность реализуется в процессе  приобщения к художественной  культуре и в значительной степени отражает показатели конкретной субкультуры (Кравченко 2002).

     Таким образом, рассмотрев основные проблемы такой отрасли социологической  науки, как социология молодежи, мы пришли к выводу, что 

молодежная  проблематика требует особого внимания, а социология молодежи как специальная социологическая теория дальнейшего обогащения данными эмпирических исследований. 

Информация о работе Социолгия молодежи