Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:10, реферат
Любое общество независимо от его политической системы, уровня материального и духовного развития заинтересовано в постоянном преумножении своих богатств во всех сферах жизнедеятельности. Для этого ему приходится решать целый комплекс социально-экономических, политических и других задач, которые призваны создать необходимые условия, прежде всего для реализации и самореализации каждого гражданина как личности, объекта и субъекта общественных отношений и преобразований. Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, является молодежь.
Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности) (Волков 2001).
Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений
Мировой опыт учит, что в современную эпоху осуществить прорыв к научно-технической цивилизации можно лишь путем повышения уровня образованности общества, его интеллектуально-духовного потенциала.
Серьезно думающие о будущем молодые люди рассматривают образование как важнейший фактор своей жизни, как наиболее реальный "путь наверх".
В.
Т. Лисовский предлагает несколько
тезисов для преодоления
1.
Необходима реальная, а не декларируемая
гуманитаризация образования и
воспитания, возрождение культурно-
2.
Особое внимание должно быть
уделено нравственному
3.
Воспитание должно быть
4.
Необходимо, чтобы молодой человек
становился высокопорядочной
Таким образом, мы рассмотрели несколько точек зрения, относительно особенностей современной молодежи в России, но, говоря об основных проблемах в области социологии молодежи, необходимо обратить внимание на культурные потребности этой группы общества.
5. Культурные потребности молодежи
В отечественной социологии известен оригинальный подход к определению структуры потребностей, который носит название иерархической системы диспропорций. Смысл этого подхода в том, что потребности образуют некую иерархическую систему, состоящую из четырех уровней: низкого, где формируются элементарные (витальные) потребности; второго уровня, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третьего уровня, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности (Кравченко 2002).
Необходимо принять во внимание влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.
В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени (Кравченко 2002).
И еще одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненное с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью (Кравченко 2002) .
Исходя из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:
- потребность в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию окружающей действительности и применение этого знания в практической деятельности с целью воздействия на природу и общество и создания нового продукта материальной и духовной жизни;
-
нравственная потребность,
- потребность в общении (коммуникативная), желание человека устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере семейных отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;
-
художественно-эстетическая
Таким образом, рассмотрев основные проблемы такой отрасли социологической науки, как социология молодежи, мы пришли к выводу, что
молодежная
проблематика требует особого внимания,
а социология молодежи как специальная
социологическая теория дальнейшего обогащения
данными эмпирических исследований.