Социолгия молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:10, реферат

Краткое описание

Любое общество независимо от его политической системы, уровня материального и духовного развития заинтересовано в постоянном преумножении своих богатств во всех сферах жизнедеятельности. Для этого ему приходится решать целый комплекс социально-экономических, политических и других задач, которые призваны создать необходимые условия, прежде всего для реализации и самореализации каждого гражданина как личности, объекта и субъекта общественных отношений и преобразований. Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, является молодежь.

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности) (Волков 2001).

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Весомым вкладом, обогатившим эту традицию в социологии молодежи, оказались  труды наших соотечественников: В. Боровика, С. Быковой, В. Васильева, С. Григорьева, Г. Журавлева, А. Капто, Е. Катульского, А. Кулагина, Л. Когана и др. Предметом анализа здесь явились тенденции формирования молодых пополнений рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, их социальное положение, трудовая и общественная активность, а также несоответствие профессионального статуса и квалификационной подготовки, уровня образования и материального обеспечения, формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решений — словом, фундаментальные противоречия, определяющие характер отношений молодежи и общества (Чупров 1994).

     Культурологический  подход. Для данного подхода характерно рассмотрение социальных явлений, в том числе и специфически молодежных, под углом зрения феноменологической социологии. Разделяющие идеи ее основоположников А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана исследователи стремятся осмыслить мир молодежи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, целями и поведенческими мотивами реально действующих индивидов. Благодаря использованию культурологической традиции социология получила возможность системного анализа молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классический образец — работы немецкого социолога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства, он раскрыл механизм социального наследования: насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает все новые волны людского массива с феноменом культуры человечества; сей непрерывающийся контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного багажа, переориентировки движения в новом направлении. Культурологическому подходу обязано своим появлением множество теорий среднего уровня в западной социологии — нарциссизма (Э. Ноэль-Нойманн, Кмиесяко), гедонизма (Цис), постиндустриального мышления (Д. Белл, Р. Инглхарт, X. Вильяме), ювентизации (П. Митев, Ф. Малер) (Чупров 1994). Таким образом, рассмотрев некоторые подходы к исследованию молодежи, как одной из важнейших групп общества, нам представляется возможным охарактеризовать круг проблем в данной области.

     Молодежь, как социально-демографической группа имеет такие особенности как  возраст, положение в социальной структуре, специфика сознания и поведения, особая форма культуры (субкультура), специфическая роль молодежи, которую она играет в процессе смены поколений в системе воспроизводства и развития общества. То есть функционирование и развитие молодежи отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни (Чупров, Зубок 2009). Таким образом, возникает  необходимость  изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и  целей, роли  и  места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.

     4. Особенности современной молодежи

     Вслед за Вишневским Ю.Р., Шапко В.Т., мы замечаем некоторую парадоксальность молодежи. Серьезный методологический анализ этой проблемы был осуществлен Ж.Т. Тощенко. Результаты многолетних социологических исследований авторами социальных проблем молодежи в полной мере подтверждают его вывод, что "парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни" в России (Вишневский, Шапко 2006). Конечно, в первую очередь не могли не сказаться общие - и для всего российского социума, и для молодежи - причины. В качестве такого определяющего социального фактора выступает социальный, хозяйственный и политический кризис современного российского общества, находящегося в состоянии неустойчивого равновесия. Это общесистемное качество и порождает массу социальных противоречий и парадоксов. Серьезно сказывается быстрый рост социального расслоения, дифференциации и маргинализации общества. Для молодежи особенно значимым выступает ломка традиционных форм социализации и межпоколенческой преемственности, социальной мобильности, путей и способов профессионального самоопределения и роста. Разорванность общественного бытия молодежи в конечном счете и порождает парадоксальность ее сознания и поведения (Вишневский, Шапко 2006).

     Еще более парадоксальны те возрастные критерии, на основе которых эта целостность, общность выделяется. Определение возрастных границ молодежи возможно как разграничение этапов жизненного цикла: молодежь - это группа на этапе жизни между детством и взрослостью; выявление специфики ее образа и стиля жизни, культуры и поведения; определение молодости как периода решения задач социализации (Вишневский, Шапко 2006).

     Один  из парадоксов молодежного сознания и поведения связан со спецификой социализации современной молодежи (трудности освоения опыта старшего поколения в переломную, кризисную эпоху). Соответственно, парадоксальность приобретает межпоколенческий характер. Стремление юного человека адаптироваться, интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности способствует поиску модели жизненного, социального, профессионального, личностного самоопределения. Возникает потребность в идентификации с какой-то когортой, общностью. Высокая конформность в отношении ценностей своей группы сочетается с критическим отношением к ценностям и нормам взрослых. Сама адаптация молодого человека с социальной среде противоречива - с одной стороны, прежняя среда (в которой он жил) сформировала определенные стереотипы, ценностные установки и ориентиры; с другой, новая среда (к которой адаптируется) предъявляет иные требования, вступающие в противоречие со сложившимися стереотипами и установками (Вишневский, Шапко 2006).

     Таким образом, парадоксальность социального  бытия и сознания современного российского  общества, во многом объективно обусловленная его разорванностью ("распалась связь времен"), обострением множества общественных противоречий, наиболее ярко проявляется в молодежной среде, в молодом поколении россиян. Сказывается маргинальность положения молодежи в обществе, присущие молодежной психологии эмоциональность и яркость восприятия мира, категоричность мнений, оценок и позиций, форм их выражения. Парадоксальность молодежного сознания нужно учитывать, а, значит, более глубоко исследовать (Вишневский, Шапко 2006).

     В свою очередь В.Т. Лисовский утверждает, что молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и проявляются по-разному в изменяющихся условиях.

     История свидетельствует, что прогрессивные  реформы могут быть успешными  лишь при активном участии в них  молодого поколения. К сожалению, в  современной России многие представители  вступающего в жизнь поколения оказались ненужными обществу (Лисовский 2007).

     За  последние годы в нашей стране было создано немало иллюзорных мифов  о молодежи, с одной стороны, идеализирующих, а с другой стороны, негативно  оценивающих жизнь и поведение  подрастающего поколения в целом. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается (Лисовский 2007).

     Интересы  молодёжи определяются ее экономической, социальной и политической ролью  в обществе, обратим внимание на следующее проблемы.

     1. Молодежь - одна из самых незащищенных  в экономическом отношении частей населения.

     2. В обществе крайне низок престиж  профессионализма, духовности и  нравственности. Талант и знания  оказываются невостребованными,  что формирует растерянность,  неуверенность в настоящем и  будущем, приводит к "утечке  мозгов".

     3. Агрессивный национализм стал причиной многих бед, обрушившихся на русских жителей бывших советских республик и превративших их в "иноязычное население".

     4. Широко распространившийся в  обществе идейно-нравственный вакуум, падение культуры, своеобразная "дебилизация" части населения убивают у молодежи веру в свои силы и возможности. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания невозможно. Требуется радикальная перестройка общества.

     5. У значительной части молодежи  укоренились представления об  ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны - это лишь цепь трагических преступлений и обмана.

     6. Возрастает политизация молодежных  движений, идет поиск "врага", на которого можно было бы свалить причины всех бед. Борьба идет не только за голоса молодежи, но и за ее взрывоопасную энергию.

     7. Трудности в экономике - фундамент  всех трудностей и основание  для политического кризиса. Мы  долгое время находились в  плену иллюзий, считая, что можно  построить более совершенное  общество на низкой материальной основе.

     8. Переход к рыночным отношениям  ведет к еще большей дифференциации  среди молодежи, к появлению значительных  групп обездоленных, к резкому  падению жизненного уровня подрастающего  поколения, к массовой безработице,  в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов (выпускников вузов и техникумов) особенно резко сказывается на трудоустройстве выпускников. Возник вопрос о физическом выживании научной интеллигенции. "Утечка мозгов" принимает катастрофический характер.

     9. Очень остро стоят проблемы  социальных гарантий, обеспеченности  трудом, защиты прав молодежи, создания  системы стимулирования выпуска  дешевых товаров для детей,  подростков, юношей и девушек. 

     10. Подростково-молодежная преступность занимает особое место в ряду актуальных социальных проблем. Процесс омоложения преступности достиг в последние годы кульминации. Молодыми людьми в возрасте 14-29 лет совершается 57% всех преступлений в России. Особую тревогу вызывает преступность несовершеннолетних, которая в России в последнем десятилетии росла в 7 раз быстрее, чем общее число лиц в подростковом возрасте. Социальное сиротство, обнищание, ощущение социальной бесперспективности приводят к росту озлобленности и закладывают основы для преступного поведения. Российский закон "Об образовании", снизивший "планку" обучения до 9 классов, создал практические предпосылки "вытеснения на улицу" неуспевающих и трудновоспитуемых подростков.

     11. Наиболее криминализированной оказалась сфера молодежного досуга. Были "приватизированы" или сданы в аренду спортивные залы, подростковые клубы, кинотеатры и другие места отдыха и развлечений, оказавшиеся недоступными для бедных и малообеспеченных.

     12. Российское общество стало более прагматичным и беспощадным к слабым, что в принципе противоречит нашему менталитету. Молодежные проблемы - это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь - главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

     13. Молодежь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее "взрослому" обществу. А это чревато серьезными социальными взрывами. Социальные ценности, которыми жили "отцы", в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и не наследуются "детьми", поскольку непригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни.

     14. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.

     Особенностью  молодежи является то, что при всей своей неоднородности, она характеризуется процессами физиологического, социального и личностного становления. Поэтому эффективной может быть только такая государственная молодежная политика, которая отвечает нуждам молодежи, заинтересованно воспринимается ею, в реализации которой она принимает активное участие в качестве активного субъекта деятельности. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

     15. Численность молодежной популяции в начале XXI века резко сократится, т. к. падает рождаемость и появляется на свет все больше и больше нездоровых детей. Это расплата и за неблагоприятную экологическую ситуацию, и за "достижения прогресса", и за плохое питание и недоедание родителей.

     16. Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит наша молодежь сегодня. Правильная образовательная молодежная политика является залогом стабильности общества. Центральная задача образования состоит в создании условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии  (Лисовский 2000).

Информация о работе Социолгия молодежи