Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:50, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена большой социальной значимостью термина «институт» в социологии и для общества в целом, в связи с тем, что, вступая в социальные отношения, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.
Целью данной работы является определение социального института с использо-
ванием следующих задач:
1. Дать понятие института как исторически сложившейся формы организации;
определить признаки социальных институтов.
2. Рассмотреть типы и виды социальных институтов.
3. Проанализировать изменения социальных институтов.
4. Рассмотреть проблему устойчивости-изменчивости социальных институтов
5. Исследовать варианты институционализации изменений
6. Определить дифференциацию и специализацию социальных институтов
Теоретическая часть……………………………………………………….3-7
Методическая часть………………………………………………………..7-11
Аналитическая часть………………………………………………………11-12
Список литературы……………………………………………………………13
Приложение 1………………………………………………………………… 14-17
Приложение 2………………………………………………………………….18-20
Приложение 3…………………………………………………………………. 21
2. Формализованный или количественный (например, контент-анализ).
Различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать недостатки каждого.
Традиционный анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя.
Он включает многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определённой точки зрения принятой исследователем в каждом конкретном случае. Проведение такого анализа заключается в преобразовании первоначальной формы исследуемой информации в необходимую с точки зрения исследователя. Фактически такой способ означает интерпретацию содержания документа, то есть его толкование исследователем при выполнении поставленной перед ним задачи.
Традиционный классический анализ позволяет охватывать скрытые части содержания документа, поскольку исследователь может, а порой и должен, проникать вглубь документа, исчерпывая его содержание.
Различают внешний и внутренний традиционный анализ.
Внешний анализ предназначен для установления вида документа, формы, времени и места его появления, автора, цели создания, надёжности и достоверности, его контекста. Фактически основные его компоненты входят в состав библиографического описания документа. Внутренний анализ ориентирован на исследование содержания документа. Отмечается, что анализ документа в рамках этого метода представляет самостоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержания исследуемого документа, целей и условий проведения исследования, опыта и творческой интуиции исследователя. Примером такого анализа является аннотирование документов.
Основная слабость данного метода – субъективность. Попытки избавиться от субъективности традиционного анализа привели к появлению формализованных, количественных методов анализа документов – к контент-анализу.
Контент-анализ – анализ содержания.
Он является частным случаем анализа документов. Суть данного метода заключается в том, чтобы найти легко подсчитываемые признаки и свойства (например, частота использования определённых терминов), отражающие существенные стороны содержания документа. Контент-анализ является, прежде всего, количественным методом, предполагающим числовую оценку компонентов текста, дополняемую различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.
Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счёта, в качестве которых выступают отдельные слова (термины, имена людей, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.). Таким образом, основой контент-анализа является подсчёт встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, дополняемый выявлением статистических взаимосвязей и анализом структурных связей между ними, а также снабжением их теми или иными количественными или качественными характеристиками. Отсюда понятно, что главная предпосылка контент-анализа – это выяснение того, что считать – иными словами, определение единиц анализа.
От единиц
контент-анализа обычно требуется
некоторая субъективная, зависящая
от контекста значимость, то есть единицы
анализа должны быть интересными
для последующей интерпретации.
При этом такие единицы (например,
темы) носят содержательный характер.
Конкретное разнообразие единиц контент-анализа
практически безгранично, однако среди
них можно выделить несколько основных
типов. Самый простой вариант контент-анализа
предполагает количественный подсчёт
встречаемости слов в тексте. К числу наиболее
часто употребляемых единиц контент-анализа
относят:
1) Понятие, выраженное отдельным словом,
термином или сочетанием слов.
2) Тема, отражающая единичные суждения,
смысловые абзацы или целостные тексты.
Выбор темы в качестве единицы контент-анализа
подразумевает внутреннее разделение
изучаемого текста на определённые части,
являющиеся органическими единицами контекста,
внутри которых тема может быть более
или менее честно определена. Темой контент-анализа
изучаемого текста может быть как общая
тема, так и определённая её часть.
3) Персонаж («герой») некоего действия
или отношений, отраженных в изучаемом
тексте.
4) Ситуация,
например сложившаяся где-то
5) Действие, осуществляемое отдельными
индивидами или их группами, в пределах
избранной для контент-анализа темы, например,
действия читателей, библиотечных работников
и др.
В большинстве случаев контент-аналитик интересуется не словами как таковыми и не грамматическими категориями, а стоящими за словами значимыми для него понятиями, темами, проблемами. Их называют понятийно-тематическими единицами.
В ряде случаев используют два вида контент-анализа, отличающиеся характером представления содержания текста: качественный и количественный.
Качественный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов.
Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача – получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.
Содержательная
интерпретация результатов
Метод
контент-анализа
Схема анализа текстов
№ статьи | Название статьи | Тип социального института | Частота упоминания | |
Наименование газеты | ||||
1 | … | … | … | |
2 | … | … | ||
3… | … | … |
№ газеты | Тип социального института | Итого: | |||||||||||||
право | политика | экономика | культура | Здравоохр. | Религия | армия | |||||||||
Част. | % | Част. | % | Част. | % | Част. | % | Част. | % | Част. | % | Част. | % | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 |
3Аналитическая часть
№ газеты | Тип социального института | Итого: | |||||||||||||
право | политика | экономика | культура | здравоохр. | Религия | армия | |||||||||
частота | % | частота | % | частота | % | частота | % | частота | % | частота | % | частота | % | ||
1 | 36 | 61 | 6 | 10 | 13 | 22 | 0 | 0 | 1 | 1,7 | 1 | 1,7 | 2 | 3,4 | 59 |
2 | 17 | 23 | 16 | 22 | 7 | 9,6 | 13 | 18 | 11 | 15 | 2 | 2,7 | 3 | 4 | 73 |
3 | 13 | 34 | 25 | 66 | 18 | 47 | 1 | 2,6 | 2 | 5,3 | 1 | 2,6 | 0 | 0 | 38 |
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
Российская газета содержит наибольшее количество статей о правовых институтах – 61%. Это объясняется тем, что данная газета является официальным источником опубликования законодательных актов Российской Федерации. На втором месте газета Коммерсант – 34%, т.к. данная газета прежде всего ориентирована на деловые круги, а именно политику и экономику; на третьем – газета Аргументы и Факты – 23%, что объясняется, что она рассчитана на более широкие массы аудитории.
Политические институты – 66% - наибольшим образом изложены в газете Коммерсант, на втором месте – в газете АИФ – 22% и на третьем месте в Российской газете – 10%.
Экономические институты – 47% - в большей степени отражены в газете Коммерсант, на втором месте – 22% - в Российской газете и на третьем месте - 9,6% - в газете АИФ
Институты культуры – на первом месте газета АИФ – 18%, на втором месте – газета Коммерсант – 2,6%, в Российской газете институты культуры не отражены.
Институты здравоохранения – на первом месте газета АИФ – 15%, на втором месте Коммерсант – 5,3%, на третьем – Российская газета.
Институты религии – на первом месте АИФ - 2,7%, на втором месте Коммерсант – 2,6%, на третьем – Российская газета – 1,7%
Институты армии - на первом месте АИФ - 4%, на втором месте Российская газета – 3,4%, в газете Коммерсант данный институт не был отражен.
Наибольшее разнообразие социальных институтов в газете Аргументы и факты, т.к. эта газета менее деловая и более массовая. На втором месте газета Коммерсант и на последнем месте по разнообразию представленных социальных институтов - Российская газета, т.к. она рассчитана на более узкий слой аудитории – работников сферы юриспруденции.
Среди социальных институтов на первом месте по частоте упоминания институт права, на втором месте институт политики, на третьем – экономики, на четвертом – здравоохранения, на пятом - культуры, на шестом - армии и на седьмом - религии. Следовательно, институт права более популярен в СМИ, а менее всего – институт религии. Более частое упоминание политико-правовых институтов в СМИ объясняется активным становлением и развитием правового государства в нашей стране, т.е. правовое регулирование идет впереди экономического развития, что является характерным для цивилизованного общества, а недостаточное упоминание религиозных институтов можно объяснить тем, что это сравнительно молодой институт, который лишь недавно выделился в отдельный из института культуры.