Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 18:40, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить социально-демографические и профессиональные характеристики директоров общеобразовательных школ, их социальный статус и престиж профессии, а также социальное самочувствие, материальное положение и трудовую мотивацию.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Социальный портрет директора общеобразовательной школы…………. 4
Престиж, привлекательность и отношение к профессии………………… 5
Директор общеобразовательной школы вне работы……………………. 11
Система ценностей………………………………………………………... 12
Доходы и состояние здоровья директоров школ ……………………….. 13
Заключение………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы…………………………………….. 15
В целях проверки полученной информации директорам общеобразовательных школ Н. Сайковой был задан уточняющий вопрос о том, сообщают ли они о своей профессии, встречаясь с новыми людьми. Предполагалось, что из-за укоренившегося в массовом сознании мнения о престиже профессии педагога многие будут «стесняться» своего статуса вне профессиональной среды. Но эта гипотеза не подтвердилась. Впрочем, заранее можно было предположить, что среди педагогов имеется достаточно большая группа тех, в ком ярко выражены психологические качества лидеров. Эти люди не испытывают никакого дискомфорта в иной социальной среде, а педагогическая профессия лишь укрепляет в них личностные лидерские черты. Как оказалось, при знакомстве с новыми людьми 49% почти всегда сообщают о своей профессии; 39% – смотря по обстоятельствам; 11% делают это крайне редко, либо вообще «не обозначают себя» (что естественно для лиц любой профессии, ведь человек может любить свое дело и не афишировать этого). 11–12% от числа опрошенных, выразивших негативное отношение к профессии, – вполне допустимая величина для такой массовой профессии.
По мнению директоров школ, наиболее привлекательными оказываются следующие моменты, связанные с работой в школе:
Распределение ответов директоров на вопрос о причинах трудностей, возникающих в их профессиональной деятельности, свидетельствует о наибольшем весе внешних факторов:
– факторы вне школы (в стране, регионе) – 40% от опрошенных;
– ситуация в системе образования – 32%;
– обстановка в коллективе – 24%;
– нуждаюсь в моральной поддержке со стороны общества, коллектива, администрации – 17%;
– нет творческого удовлетворения от работы – 14%;
– личные проблемы – 11%;
– особенности личного отношения к делу – 10%12.
Каково отношение директоров к своему делу на разных этапах их профессионального пути? Как выяснилось, достаточно высокая мотивация на профессию, проявляющаяся в момент ее выбора, часто претерпевает существенные изменения в начале профессиональной деятельности.
Отметим, что смена профессии может объясняться самыми разными причинами, среди которых отношение к профессии далеко не всегда играет первостепенную роль13. Лишь 1% директоров школ указали, что их желание оставить сферу образования обусловлено негативным отношением к данному роду деятельности. Основными факторами смены профессии оказываются по мнению опрошенных те, которые связаны с жизненными обстоятельствами и с причинами внешнего характера, не имеющими отношения к содержанию педагогической деятельности, такие как оплата труда (этот фактор отметили 62%), интересы семьи, собственного ребенка (48%), желание иметь больше свободного времени (44%).
В
связи с рассмотрением вопроса
о престиже профессии остановимся
на таком моменте, как социальная
защищенность. На вопрос: «Кто поможет
педагогическому работнику?» они ответили
следующим образом: 19% от числа опрошенных
считают, что все надо решать самостоятельно,
25% рассчитывают на помощь администрации
района, города и края; 21% – на помощь профсоюзов;
15% – уповают на органы правосудия; 15% –
никому не доверяют; 5% – иные ответы. Директора
школ полагают, что в плане защиты своей
профессиональной и личной позиции они
в целом достаточно слабо защищены от
любых серьезных нападок как со стороны
родителей, так и от работников администраций
различных уровней. Директору школы порой
нелегко найти правовое решение в случае
острых конфликтов, в которые включаются
родители учеников, доказать, что ученик
плохо справляется с учебой.
Директор
общеобразовательной
школы вне работы
В свободное время у директоров школ доминирует ориентация на семью. Свыше половины опрошенных воспитывают двух и более детей.
Как выяснилось, 25% от опрошенных директоров школ составляют одинокие люди; 67% директоров семейные, 8% не ответили на вопрос.
Часто бытие директора школы вне школы становится продолжением его профессионального бытия. Круг друзей – в основном его коллеги и учителя, темы разговоров привязаны к школе. Во многих педагогах присутствует своего рода неосознаваемая «потребность» везде и во всем оставаться директорами. Типичные «директорские» черты проявляются во всех сферах жизни и определяют отношение к окружающим людям.
В
целом по России за последние 12 месяцев
34,8% директоров школ ни разу не были в театре,
почти 50% – в кино, 25% – на выставке или
в музее. Здесь прослеживается зависимость
от места проживания: чем крупнее населенный
пункт, чем важнее его административный
уровень, тем чаще посещают театры,
музеи и кино, проживающие там директора
школ.
Система
ценностей
Для того, чтобы представить сегодняшний социальный портрет директора школы, важно выяснить ценностные ориентации, то есть определить, какие ценности материального и духовного характера выбирают для себя директора в качестве приоритетных, а какие оказываются второстепенными. Знание ориентации, то есть предпочтений в отношении выбора наиболее важных и значимых жизненных ценностей позволяет понять, на достижение каких задач и удовлетворение каких желаний направлены внутренние установки человека14. Ценностные ориентации директора школы осознанно и неосознанно проявляются в его работе, в общении с учителями и учениками, в оказываемом на них административном и педагогическом воздействии. Следовательно, можно сказать, что они в известной мере указывают, в каком направлении развиваются процессы обучения и воспитания в школе, имеются ли перемены в школьном образовании.
На
первом месте у директоров общеобразовательных
школ оказалась ориентация на семейное
благополучие (85%); на втором – профессиональные
достижения (78%); на третьем – материальное
благополучие (69%). Думается, что на сегодняшний
день такой выбор отражает реально сложившиеся
предпочтения педагогического корпуса
и является вполне адекватным выражением
того, что мы сегодня имеем в реальной
жизни.
Доходы
и состояние здоровья
директоров школ
Директора школ, как и все педагогические работники не относится к числу высокооплачиваемых категорий работников. Оценки уровня материальной обеспеченности семьи у опрошенных директоров школ оказались следующими: 38% от опрошенных относят себя к числу обеспеченных; 33% считают себя среднеобеспеченными; 29% – малообеспеченных, и нет ни одного, кто считал бы себя высокообеспеченным.
57%
от числа директоров школ страдают
хроническими заболеваниями. При этом
более 80% не занимаются спортом и физической
культурой, не делают даже утренней зарядки.
Директора школ малоподвижны, излишне
часто употребляют лекарственные средства,
мало спят, многие курят и т.д.
Заключение
Акцент нашей контрольной работы был сделан лишь на некоторых наиболее общих вопросах, характеризующих ценностные ориентации, особенности профессиональной деятельности, жизни и быта директоров школ. Для получения более подробной картины требуется деятельность исследовательских коллективов, располагающих финансовыми ресурсами, дающими возможность проводить массовые опросы, систематически собирать школьную статистику, касающуюся таких сторон, как интенсивность труда, бюджеты учительских семей, бытовые условия, посещаемость школ, методы обучения и т.д. и т.п.
Если учесть «новизну» переживаемого ныне периода пересмотра качества педагогического труда и растущую обеспокоенность педагогов в связи с этим, то можно предвидеть, что администрацию школ более всего должны волновать отсутствие стабильности в обществе и низкий уровень социальной защищенности. В этом плане, как показывает сравнение результатов с итогами исследований 90-х годов XX в., наблюдается принципиальные изменения, поскольку созданы благоприятная ситуация, прежде всего материальная, для стимуляции творческой инициативы педагогов.
Среди
опрошенных директоров-педагогов подавляющее
большинство справедливо считает, что
сейчас им помогли бы выстоять более справедливая
и более высокая оплата профессионализма,
возможность оказывать платные педагогические
услуги и повышать свою квалификацию.
Это говорит о том, что они осознают ценность
своих профессиональных знаний и надеются
не только на государственные дотации,
но и на себя, на свое мастерство и умение.
Список
использованной литературы
Информация о работе Социальный портрет директора общеобразовательной школы