Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 18:40, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить социально-демографические и профессиональные характеристики директоров общеобразовательных школ, их социальный статус и престиж профессии, а также социальное самочувствие, материальное положение и трудовую мотивацию.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Социальный портрет директора общеобразовательной школы…………. 4
Престиж, привлекательность и отношение к профессии………………… 5
Директор общеобразовательной школы вне работы……………………. 11
Система ценностей………………………………………………………... 12
Доходы и состояние здоровья директоров школ ……………………….. 13
Заключение………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы…………………………………….. 15
…
Кафедра
…
Социальный портрет
директора
общеобразовательной
школы
Контрольная
работа
Выполнила:
Проверила:
Содержание
Введение………………………………………………
Социальный
портрет директора
Престиж, привлекательность и отношение к профессии………………… 5
Директор общеобразовательной школы вне работы……………………. 11
Система
ценностей………………………………………………………
Доходы и состояние здоровья директоров школ ……………………….. 13
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………..
15
Введение
Среди необъятного множества тем, относящихся к социологии образования, важное место принадлежит изучению профессиональных групп, осуществляющих педагогическую и учебную деятельность, в том числе и многочисленной «армии» директоров общеобразовательных школ. От их профессионального мастерства будет зависеть образовательный и культурный потенциал новых поколений российских граждан, который скажется на развитии России в XXI веке.
Цель контрольной работы – изучить социально-демографические и профессиональные характеристики директоров общеобразовательных школ, их социальный статус и престиж профессии, а также социальное самочувствие, материальное положение и трудовую мотивацию.
Основным объектом изучения являются директора современных общеобразовательных школ, работающие в городской и сельской местности. Вне рамок изучения остались директора вспомогательных и специальных школ, школ для детей с недостатками психического развития, глухонемых детей и т.д., что объясняется тем, что директора, работающие в упомянутых учебных заведениях, имеют свою специфику деятельности, и ее анализ выходит за границы нашей контрольной работы.
Предмет контрольной работы – система ценностей директоров общеобразовательных школ, престиж и привлекательность профессии директора, а также условия труда и быта.
Основным методом исследования в контрольной работе является анкетный опрос – наиболее распространенный метод социологического исследования, поскольку с его помощью можно получить разнообразную и качественную информацию. Анкетный опрос начинался с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленной цели в вопросы, исключающие различное толкование и доступные пониманию респондентов.
Социальный
портрет директора
общеобразовательной
школы
У
каждого директора
В основном директора общеобразовательных школ – это женщины среднего возраста. Их средний возраст – 49 лет1. При этом пенсионного возраста достиг примерно каждый десятый школьный директор страны. Значительная часть директоров – представители сельского учительства. В сельской местности живут и работают 37,2% директоров школ.
Подавляющее большинство директоров школ (64,6% по России) имеет высшее педагогическое образование. Среде специальное педагогическое образование у 11,2% директоров2. В целом же образовательный уровень директоров довольно высок. Средний стаж работы директором составляет 22,3 года. На наш взгляд, данные убедительно доказывают, что сегодня в педагогическом сообществе не много «случайных» людей.
Профессию учителя, которая впоследствии совмещалась с профессией директора школы, респонденты выбирали осознанно, большинство еще в детстве. В основе выбора большинства директоров школ было сформированное представление о том, что именно преподавательский труд в наибольшей степени соответствует их интеллектуальным возможностям и характеру. Немалое значение имели также надежды на то, что преподавательская деятельность позволит им полностью реализовать на практике все свои умения и возможности.
У значительной части директоров количество книг в домашней библиотеке составляет от 100 до 500. Почти у одной трети – их более 500. Причем у педагогов с непрофильным образованием книг больше, чем у педагогов с профильным образованием. Логично предположить, что число книг зависит от уровня оплаты.
Более 80% директоров владеют компьютером на уровне пользователя. Интернетом пользуются 50% директоров3. Естественно, возможности доступа к компьютеру и Интернету не равны и зависят от того, где находится школа: в селе только 25% педагогов имеют доступ к Интернету, а в столицах и областных центрах – 50%.
Проблёмы реформы образования волнуют абсолютное большинство российских директоров. Тем не менее, содержание реформы для многих остается неизвестным. Одной из серьезных проблем является низкая информированность директоров школ по большинству направлений реализуемых изменений в общем образовании. Представление директоров школ о модернизации неполное и фрагментарное. Даже директора школ не видят связи между различным нововведениями, не могут сформулировать общие задачи образования.
Отношение
директоров школ к реформе образования
неоднозначно. Положительных и отрицательны
оценок практически поровну – по 40%. Еще
20% пока не могут определить свое отношение
к реформе, но все же им мнение заметно
лучше мнения рядовых учителей общеобразовательных
школ. Стоит заметить, что явно прослеживается
зависимость отношения к реформе от уровня
материального благосостояния респондентов.
Чем выше уровень благосостояния, тем
лучше опрашиваемые относятся реформе,
и наоборот.
Престиж,
привлекательность
и отношение к
профессии
Исследование подтвердило известный факт: престиж профессии учителя, а значит и директора школы, и в восприятия общества, и по мнению самих учителей и директоров низок. Достаточно пессимистично воспринимают директора общеобразовательных школ динамику изменения статуса и престижа профессии – это касается не только изменений, произошедших за последние годы, но и перспективе на ближайшее время. Только 14,1% директоров и учителей надеются, что престиж их профессии повысится.
Когда директора школ говорят о значимости для них работы, то в первую очередь указывают на то, что труд в общеобразовательной школе им интересен сам по себе. Это для них самое важное. На втором месте – польза, приносимая обществу.
Основная масса директоров школ не хочет сегодня менять профессию, они согласны заниматься административным и педагогическим трудом на той же самой работе, практически без изменений условий труда, даже если бы у них не было никакой необходимости зарабатывать деньги.
Иначе обстоит дело с молодыми педагогами. Они проявляют большую готовность, чем другие сменить профессию и уйти из школы. Если учесть, что очень незначительное число работников сферы образования готовы порекомендовать своим детям избрать профессию педагога, и даже представители учительских династий в своем большинстве не хотели бы видеть своих детей педагогами, перспектива пополнения педагогических кадров, а значит и директоров общеобразовательных школ, представляется весьма неутешительной.
При
анализе социально-
Удовлетворяет профессия директора и работа – 44%; удовлетворяет профессия, а работа нет – 42%; удовлетворяет работа, а профессия – нет – 4%; не удовлетворяет ни профессия, ни работа – 8%; не смогли ответить – 2%6.
Каждый второй директор слабо удовлетворен работой, и только каждый восьмой – профессией. Поэтому представляется важным, наряду с образом профессии, проанализировать отношение директоров к работе: что и почему их особенно тревожит, вызывает неудовлетворенность.
Самооценка содержательной стороны своего труда у директора не совпадает с аналогичной оценкой со стороны общественного мнения: директора склонны давать более высокую оценку своим профессиональным усилиям, чем та оценка, которая выражается на обыденном непрофессиональном уровне. В общественном мнении утвердилась преимущественно критическая окраска в оценках школ, образования, конкретного педагога7. Вероятно, это неизбежно в условиях переоценки ценностей, в ситуации «культурной растерянности» и разочарования, когда усиливается претензия к тому социальному институту, который закладывает духовные ценности и нормы. Как показал проведенный нами опрос, в профессии их не устраивают (в порядке значимости): зарплата, материально-техническая оснащенность труда, большая нагрузка, отношение учеников к учебе. А личные проблемы профессиональной подготовки оказались в последних рядах.
В этом отношении характерно мнение директоров общеобразовательных школ о факторах, которые могли бы повысить эффективность их труда. Главное, с чем связывают свои надежды – это улучшение условий работы и повышение заработка (1-е и 2-е места). Личная ответственность и профессиональное творчество занимают, соответственно, 3-е и 5-е места, причем с весьма существенным количественным отрывом: эти факторы отмечаются в два раза реже, чем первые два.
В современном российском обществе не следует рассуждать о престиже профессии директора общеобразовательной школы, не уточняя при этом, в каком смысле и с каких позиций он рассматривается. Такое рассмотрение может осуществляться, по крайней мере, в трех разных аспектах. Первый аспект – общетеоретический. Он касается роли и места профессии в системе общественного разделения труда. Можно утверждать, что директор общеобразовательной школы занимает в этой системе высокое место и должен иметь соответствующий ему престиж8. Второй аспект – государственный и общественно-политический. В этом аспекте оценка престижа осуществляется исходя из реального социального статуса. Третий аспект, без учета которого нельзя обойтись, заключается в оценке своего положения самими респондентами9. Необходимость его включения диктуется также тем, что самооценки являются референтами отношения профессиональной группы к собственной профессии. Они субъективно отражают значимость собственного труда, меру его общественного признания.
Проанализируем распределение мнения директоров общеобразовательных школ по вопросу оценки престижа профессии директора в современном российском обществе. Престиж профессии высокий – считают 11% от опрошенных; по мнению 49% – он средний; с точки зрения 24% от опрошенных он низок; для – 8% очень низок; 7% затрудняются дать его оценку10. Совершенно очевидно, что сегодня директор общеобразовательной школы слабо чувствует позитивное отношение к себе со стороны государства и общества. Самооценка у директоров оказывается на среднем уровне, поскольку труд директора оплачивается, по их мнению, не достаточно.
Тем не менее, несмотря на недостаточное внимание со стороны государства и общества профессия директора общеобразовательной школы все же оценивается самими директорами достаточно уважительно. Во многих других сферах сейчас фиксируется более низкая профессиональная мотивация. Директора при сравнении своей профессии с другими выбрали следующие варианты ответов:
Информация о работе Социальный портрет директора общеобразовательной школы