Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:43, контрольная работа
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.
Но социология формулирует эти вопросы несколько иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных позиций («ячеек»), находящихся в постоянных взаимодействиях. Вхождение в мир людей – это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции.
Введение. 2
1. СоциальныЕ статусы. 3
2. Понятие социальной роли. 4
3. Разновидности социальных статусов и ролей личности. 7
3.1. Предписанные статусы и роли. 7
3.2. Достигаемые статусы и роли. 9
3.3. Другие статусы. 12
4. Иерархия статусов. Статусные коллизии. 13
4.1. Социальный престиж статуса. 13
4.2. Статусные коллизии. 15
5. Виды обучения ролям. 17
6. Ролевое поведение. 19
7. Способы разрешения ролевых конфликтов. 20
7.1. Неадекватная ролевая подготовка. 21
7.2. Ролевые конфликты. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы: 26
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.
.Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.
1. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Психология: Словарь. М.:Политиздат,1990.
2. А.Г. Эфендиев. Основы социологии: Курс лекций. М.: Об-во "Знание" 1994.
3. Д. Майерс. Социальная психология. СП б.: Питер,1997.
4. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.
5. Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000.
7. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций.- М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
8. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с
9. Эрки Калеви Асп, Введение в социологию / под ред.: И. А. Савкина, Н. П. Драловой, Л. А. Абышко - Спб.: АЛЕТЕЙЯ, 1998. - 113с