Социальные проблемы молодых семей в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к семье поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.81 Кб (Скачать)

Концепция Федеральной целевой  программы «Молодежь России (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной  молодежной политики.

Это - создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного  развития страны.

Задачи Программы:

1. Интеграция молодежи  в социально-экономические отношения.

2. Интеграция молодежи  в общественно-политические отношения.

3. Интеграция молодежи  в социокультурные отношения.

Такая постановка цели и  задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.

Проблема носит системный  характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.

Новизна и особенности  Программы.

1. Принципиальной особенностью  предлагаемого подхода является  его направленность на достижение  результата, востребованного как  в молодежной среде, так и  обществе в целом. Необходимо  не только создавать условия  для интеграции молодежи в  жизнь общества, но и обеспечить  доступность и применяемость  этих условий самой молодежью. 

2. Главной особенностью  программы является ее общественно-государственный  характер. Решение задачи вовлечения  молодежи в социально-политические  и социально-экономические процессы  возможно только на основе  широкого участия всех субъектов  социального воспитания, институтов  гражданского общества в решении  проблем молодежи.

3. Представляемая Программа  впервые в практике реализации  государственной молодежной политики  в России интегрирует все возможности  бюджетного финансирования и  обеспечения мероприятий ГМП.  Предлагается единый алгоритм  в разработке и реализации  программных действий. Этот алгоритм  включает:

- организацию научно-исследовательских  и конструкторских работ в  сфере государственной молодежной  политики, основное предназначение  которых заключается в опережающем  научном прогнозировании и обеспечении  путей решения проблем молодежи  средствами Программы;

- прямые инвестиции в  развитие федеральной инфраструктуры  объектов молодежной политики;

- реализацию научно и  экономически обоснованных программных  мер, в рамках бюджетного финансирования  по статье «прочие расходы»;

Финансирование программных  мероприятий федеральной целевой  программы «Молодежь России»  на 2006 - 2010 годы предусматривается за счет средств федерального бюджета  с привлечением внебюджетных источников.

Программа предусматривает  обеспечить развитие компетентности молодых  граждан в вопросах семейной жизни.

Основными целями Программы  являются создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных  условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи. Для достижения основных целей требуется  решение следующих задач:

улучшение демографической  ситуации в обществе, укрепление института  молодой семьи, содействие в решении  жилищных проблем молодых граждан;

создание условий для  патриотического и духовно-нравственного  воспитания, интеллектуального, творческого  и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и  творческого потенциала, поддержка  деятельности молодежных и детских  общественных объединений;

формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной  деятельности;

реализация программ содействия социальной адаптации и повышения  конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного  предпринимательства;

формирование здорового  образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

развитие и поддержка  федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных  технологий и компьютерных сетей.

разработка современных  технологий работы социальных служб  органов по делам молодежи, улучшение  демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи;

нормативно-методическое обеспечение  органов государственной власти;

развитие системы дополнительного  образования (поддержка различных  форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и  физического развития детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы;

создание условий для  реализации научно-технического, творческого  потенциала молодежи; работа со студенческой молодежью;

дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного  спорта и туризма, международных  обменов;

поддержка деятельности детских  и молодежных общественных объединений;

воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;

подготовка молодежи к  участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;

создание условий для  выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной  власти на всех уровнях.

Предусматривает внедрение  мер, направленных на развитие института  семьи, в том числе молодой  семьи в российском обществе, повышение  уровня компетентности молодых родителей  в вопросах воспитания детей. Содействует  укреплению социального благополучия молодых семей. Предполагает развитие системы центров семейного просвещения  «Академия молодой семьи», развитие системы клубов молодой семьи, создание всероссийской очно-заочной школы  «Молодые родители и ребенок».

Специфика и содержание каждого  из комплексных направлений Программы  уже сегодня разрабатываются  и отбираются авторитетным коллективом  ученых, практиков, исследователей управленцев  сферы работы с молодежью. При  этом открытый характер разработки Программы  обеспечивается средствами широкого обсуждения и коррекции программных мер, которые предусмотрены самим  механизмом управления Программой, описанным  в Концепции.

Всероссийский центр интеграции молодых людей с ограниченными  возможностями должен приобрести статус пилотной площадки для создания и  продвижения интеграционных программ для молодежи и с участием молодежи. (Миссия подобного центра заключается  в создании и распространении  программ совместной деятельности молодых  людей с ограниченными возможностями  и их здоровых сверстников. Центр  проектируется как модульный  и по содержанию деятельности и по форме конструирования зданий. Модульный  подход в данном случае обеспечивает возможность тиражирования и  распространения опыта работы центра в регионах РФ).

Логика проектирования мероприятий  Программы, предполагает, что действие всех проектов и программных действий распространяется на территорию всей страны.

Данная Программа должна развить новые формы и методы социальной работы с молодыми семьями, разрешить многие накапливающиеся  в последние годы проблемы у молодых  семей.

2.2 Решение социальных  проблем молодых семей в России

Социальные службы семьи. Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение - Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба семьи - один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений  в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого - обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

На начало 1998 г. действовало 115 центров социальной помощи семье  и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без  попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют  комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена  работа с семьей и детьми. В 2005 г. их количество значительно увеличилось.

В последние годы стала  быстро развиваться сеть консультативных  учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и  дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются программы  «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное  материнство», «Сознательное родительство», «Семь - Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др.

Наиболее целенаправленно  сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развивается  в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской  областях, Красноярском и Краснодарском  краях, в ряде других территорий.

В Республике Тыва хорошо зарекомендовали  себя 15 центров социальной помощи семье  и детям, из них два центра социальной реабилитации дезадаптированных детей  и подростков в городах Кызыле и Ак-Довураке. Главная их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в  обеспечении адресной социальной поддержки. На базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует  психологическая служба «Телефон доверия». Для обеспечения координации  действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем  семьи, женщин и детей со структурными подразделениями в низовом звене  в виде отделов и секторов.

Основные направления  реализации семейной политики, например, в Краснодарском крае включают в  себя создание системы социальной и  психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение  материальных условий жизнедеятельности  семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и  социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

принятие специальных  законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов  власти и управления;

внесение в качестве законодательной инициативы изменений  и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

разработку и  осуществление краевых программ комплексного и целевого характера  по отдельным направлениям семейной политики;

формирование системы  территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб  различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической  и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Основными функциями  социального работника при этом являются:

диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);

охранно-защитная (правовая поддержка семьи);

социально-психолого-педагогическая;

прогностическая (моделирование  ситуаций и разработка программ адресной помощи);

координационная.

Разнообразие условий  на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного  пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где  таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование  различных моделей социальных центров  и служб для работы с семьей.

Преобладающая модель государственной службы - территориальные  центры социальной помощи семье и  детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления  деятельности и предоставляющие  широкий спектр социальных услуг, могут  решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении  трудных жизненных ситуаций в  различных областях жизни. Эта способность  центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня  сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных  услуг утверждает Правительство  Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти.

Наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в  систему Министерства труда и  социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные - государственные  и коммерческие. Идеология этой службы - работа с целостным социальным объектом, т.е. районом, который понимается, во-первых, как совокупность проживающих  здесь различных групп и слоев  населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с семьей и детьми. Работа же с организациями является основным средством обеспечения стабильности социального обслуживания и оптимизации затрат.

Информация о работе Социальные проблемы молодых семей в современном обществе