Социальные последствия криминаллизации российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 05:01, реферат

Краткое описание

Проблема коррупции и криминализации России становится темой общенациональной стратегии и политической дискуссии и нуждается во всестороннем анализе. Тем временем, обсуждение этого вопроса, как правило, сводится к предложению более совершенных механизмов выявления незаконных операций, поискам карательных мер и к бесконечным реорганизациям соответствующих полицейских органов. Однако, их бессилие свидетельствует о более глубоких причинах столь масштабной болезни национального организма. Искать же их давно пора в области сознания, а это уже предмет социологии.

Оглавление

1.Проблема коррупции и криминализации России.
2.Экономика и духовное состояние общества.
3.Правовое государство.
4.Факторы криминализации экономики.

Файлы: 1 файл

Социальные последствия криминализации российской экономики.docx

— 44.12 Кб (Скачать)

Нелегальный отток  капитала является следствием того, что  сформировался базовый институт рыночной экономики, институт собственности. Информация о действительных собственниках, в основном, отсутствует. Реестры держателей акций скорее скрывают, чем раскрывают структуру владения собственностью, за многочисленными мелкими акционерами из оффшоров стоит в реальности один собственник на что указывает концентрация собственности и переход на 1 акцию. Рынок передела собственности в условиях после кризисного развития, самый объемный и быстрорастущий, является наиболее скрытым, значительная его часть криминализована. Функции собственника осуществляют в большинстве случаев менеджерами, что приводит к растаскиванию и разворовыванию активов. В приватизационный и постприватизационный период криминальные группировки буквально разрывали государственную собственность. Созданное на базе предприятия акционерное общество раскалывают на несколько более мелких АО вплоть до цехов, остающихся до некоторых пор под единым руководством правления акционерного общества, затем происходит рассредоточение и раздробление доли государственного участия в управлении и производстве. Затем следует объединение в более крупные акционерные общества, управляемые уже разными руководителями, после чего все АО объединяются в холдинговую компанию с участием иностранного капитала под управлением совета директоров, но уже без участия государства в принятии решений.

Чаще всего  большая часть акций в этом случае принадлежит лидеру ОПГ или  его представителю. Российские финансово-промышленные группы, сформировавшиеся в результате процессов приватизации, делятся на 2 класса: легальные, которые на сегодняшний день около сотни и нелегальные, или неформальные. Первые используют формальные контракты и рублевые расчеты, вторые - неформальные договоренности и не денежные или валютные формы расчетов. За последние годы на вывезенные деньги была выстроена целая система коррупционной опеки, на них покупались услуги и молчание российских чиновников и западных контрагентов. Эти деньги появляются в России, когда требуется профинансировать ту или иную операцию, или как сейчас, поглощения с использованием механизма банкротств, после завершения операции деньги снова уходят за рубеж

Важнейшим фактором криминализации экономики является натурализация хозяйственных связей в реальном секторе экономики. Возникшая первоначально как реакция реального сектора на либерализацию цен, натурализация хозяйственных связей стала далее устойчиво воспроизводиться как сектор теневой экономики и сфера действия ОПГ. Дефицит реальных денег используется для запуска поддельных ценных бумаг, необеспеченных векселей. Так, например, через ЛЕГАбанк были запущены в обращение векселя на более чем 5 млрд. рублей солнцевской ОПГ. Векселя имели спрос как способ реализации продукции. Мошенничество удалось обнаружить когда выяснилась невозможность обналичить векселя у эмитента, в то время как проданные подставным фирмам за векселя товары, реализовались далее за деньги, и вывозились за рубеж.

Натурализация хозяйственных связей оборачивается разрывом производственной и финансовой сфер, которые существуют почти изолированной друг от друга. Доля кредитов реальному экономики не достигает и трети совокупного баланса коммерческих банков, а долгосрочных кредитов на срок свыше 1 года - 3 %.

Разрыв производственной и финансовых сфер привел к господству всевозможных зачетных схем в погашении налоговых недоимок, в результате которых были разворованы десятки миллиардов рублей. Типичная зачетная схема включает в себя финансовый инструмент (товарный вексель, гарантии Минфина, налоговые освобождения и др.) и финансового посредника. В результате оборота финансового инструмента его реальная стоимость или денежный эквивалент при возврате в бюджет на порядок отличается от его номинальной оценки. Разница распределяется между контрагентами сделок: финансовыми посредниками, зачастую опекаемыми ОПГ и чиновниками различного уровня.

Проведение либеральных  реформ предполагает наличие сильного, эффективного государства, сильного в смысле способного гарантировать работу основных институтов рыночной инфраструктуры: института собственности, судебной системы, денежных форм расчетов, прозрачной системы финансовой и бухгалтерской отчетности, государственных финансов, государственного финансового контроля, эффективных правоохранительных органов. Проведение либеральных реформ в условиях слабого государства означает неизбежность распространения коррупции не только на местном локальном уровне, но и как системной на экономическом, и на политическом уровне.

В экономическом  аспекте факторами коррупции  являются неравномерное исполнение бюджета, при котором отдельные благополучатели попадают в зависимость от распорядителей бюджетных средств. Впервые за 10 лет на 2001 г. составлен бездефицитный бюджет, который оказывается уже под угрозой ввиду платежей по советскому внешнему долгу. Важнейшим фактором коррупции являлось размещение бюджетных средств в коммерческих банках, вывод их оттуда к 1999 году существенно ослабил их финансовое положение, а вывод денег таможенных органов из коммерческих банков до сих пор далек от завершения. Еще одним фактором коррупции является неисполнение нормативных требований Указа Президента РФ № 365 за 1997 г. «О проведении тендера на госзакупки». В результате этих тендеров, например, силовые ведомства должны проводить все закупки продовольствия или горючего, однако зачастую происходят сговоры и, например, цены продовольствия по поставкам Тихоокеанскому флоту завышаются на треть по сравнению с ценами рынка. То же самое характерно и для связанных кредитов, которых уже набрали на сумму свыше               7 млрд. долларов. В рамках этих кредитов импортируется оборудование на 30 % дороже, чем если бы оно было закуплено на рынке. По экспертным оценкам суммарные потери от коррупции исчисляются как минимум в 20 млрд. долларов ежегодно.

Хотя теневая  экономика занимает достаточно высокий удельный вес в экономике России (около 40 %), тем не менее, опасность ее состоит не столько в ее объеме, сколько в ее влиянии и роли в легальной экономике, в ее всесторонности в структуре легальной экономики, что обеспечивает кругооборот теневых капиталов. В этой связи понятно что бюджет испытывает достаточно сильное давление теневой экономики. Например, по данным Госкомстата уровень потребления водки и других спиртных напитков выше предусмотренного по проекту бюджета на 2001 г. на 40 %, это означает, что правительство признает невозможным обеспечить ликвидацию нелегального производства и консервирует сложившееся ненормальное состояние алкогольного рынка.

В структуре  теневой экономике на долю криминальных группировок приходится около 3 %, однако они занимают ключевые позиции и прежде всего в финансовом секторе способны оказывать дестабилизирующее влияние на экономику через позиции теневого сектора.

Поэтому в стратегии  противодействия и нейтрализации организованной преступности необходимо жестко разграничивать криминальный сектор экономики и собственно теневой экономики. Первая должна быть предметом внимания правоохранительных органов с целью ее нейтрализации, в то время как по отношению к теневой экономике должна применяться политика по выводу его из бизнеса нелегальных финансовых схем. Должна быть создана мощная служба финансового контроля, объединяющая силы и возможности целого ряда правоохранительных и контрольных органов и использующая возможности единой информационной системы по всем участникам российского рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Наталья Нарочницкая, «Социологические аспекты криминализации России».
  2. А.В. Нестеров, А.В. Вакурин, «Факторы криминализации экономики».

Информация о работе Социальные последствия криминаллизации российской экономики