Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:34, контрольная работа
Объектом социологической познания является общество. Термин
«социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого
«logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Вторичная группа. Образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы может служить промышленной предприятия. Во вторичной группе четко определены роли, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Среди этой социальных групп можно выделить формальные и неформальные организации. Формальные действуют чаще на основании принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы. В неформальных организациях все это отсутствует. Они создаются для достижения вполне определенных целей - текущих и долговременных. В западной социологии особо выделяют функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Речь идет о профессиональных группах, занятых в сфере политической, экономической и духовной деятельности, о группах людей разной квалификации, о группах, занимающих различное социальное положение - предпринимателях, рабочих, служащих и т.д. Начало серьезному социологическом изучению функциональной деятельности различных социальных групп положил в свое время Э.Дюркгейм.
Анализируя все вышесказанное, нельзя не отметить важность изучения всего разнообразия социальных групп, существующих в обществе. Во первых, потому, что сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в школе, на работе и т.д., ибо только в групповой жизни он формируется, как личность, находит самовыражение и поддержку.
Рассмотрим роль социальной группы в развитии общества и формировании личности:
1. Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.
2. Инструментальная роль группы. Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).
3. Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др.
4. Поддерживающая роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Под воздействием группы происходит ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Однако некоторые наоборот, могут усилится под воздействием эмоций других членов группы.
Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и роли, на основе которых устанавливается порядок (или образец) взаимодействия. Социологам удалось установить ряд факторов, воздействующих на их формирование. Среди этих факторов одним из самых важных является размер группы.
Диады. Состоят из двух человек (например, влюбленных). Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы, требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между ее членами. В ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе.
Триады. Группы из трех человек, в которой обычно складываются сложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. «Два человека составляют компанию, трое образуют толпу»: именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецкого социолога XIX в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследования групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй». Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок может стать на сторону одного из них.
Более крупные группы. Более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений. В более крупных группах, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженности, поскольку их поведение подчинено конкретной цели, и они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме того, крупные группы оказывают большое давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Члены больших групп часто страдают из-за низкого морального духа, господствующего в группе, и высокого уровня абсентеизма (неучастия). Как следствие нарастающего разрыва между лидерами и рядовыми членами групп, в ней могут утвердиться жесткие, обезличенные формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную личную беседу. Наконец, в группе могут возникать фракции и вражда (Стэвидж, Барнетт, 1977).
Рассмотрим специфические факторы, которые присущи функционированию группы:
1. Групповая динамика - взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; формирование группового мнения; сплоченность группы; групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.
В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах.
2. Коммуникации в группе. Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом. Он рассматривал итоги деятельности группы из пяти членов при различных способах коммуникации. А. Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении группового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является «штурвал», так как это исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «штурвала», который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации «круг» и т.д. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности. Использование различных способов в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.
Таким
образом, изучение роли, структуры и факторов
функционирования социальных групп требуется
не только с чисто теоретических позиций,
но и для практического применения: на
производстве это поможет руководителю
повысить эффективность работы; в семье
- укрепить узы, связывающие членов семьи
и т.д.
Заключение
Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности. В некоторых случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения.
Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного коллектива, звеньев политической системы общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.
Сознавая
пользу и преимущества таких объединенных
действий, люди более или менее тесно соединяются
в группы и общности, достигая обычно существенно
большего результата, нежели при действиях
индивидуальных. Вполне естественно, что
в социальные группы и общности чаще всего
объединяются те, кто имеет общие черты,
признаки, интересы, функции или цели,
общее социальное положение и т.д. В каждом
реальном обществе таких объединений,
таких групп и общностей множество.
Список
использованной литературы
1. Волкова Ю.Г. Социология.- М.: Гардарики, 2003
2. Кравченко А.И. Социология. - СПб.: Питер, 2007
3. Матецкая А.В. Социология культуры. - Ростов: 2006
4. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002
5. Социология. под ред. Ю.Г. Волкова; М. 2000 г.
6. Социология. Э.В. Тадевосян; изд. «Знание» 1999 г.
7. Социология. А.И. Кравченко; изд. «Логос» 2000 г.
8. Социология Н.Смелзер; изд. «Феникс» 1998 г.
9. Энциклопедический социологический словарь. под ред. Г.В. Осипова;
1995 г.