Социальные группы: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:22, реферат

Краткое описание

Уже несколько десятилетий проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ, но особенно социологов и психологов. В современной социологии существуют многообразные теории социальных групп. В некоторых из них, в частности социометрической, общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями какой-то одной доминирующей группы.

Файлы: 1 файл

Копия РЕФЕРАТ.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Лидерство и  авторитет в группе

Проблема лидерства  актуализировалась из-за ее важности в образовании, социально-групповой  работе, управлении и особенно политике. Классическим образцом изучения лидерства  является исследование групповой атмосферы  и стилей лидерства, проведенное К. Левиным, Р. Липпиттом и Р. Уайтом. Основная цель этих исследователей состояла в изучении влияния на группу и отдельных ее членов некоторых экспериментально вводимых "стилей лидерства". Изучались три типа групповой атмосферы: демократическая, авторитарная и атмосфера невмешательства. В ходе исследования в лабораторных условиях были сформированы группы 10- и 12-летних детей под лидерством взрослого, который регулярно (через период в несколько недель) создавал различные групповые атмосферы. Исследование показало, что в зависимости от характера лидерства меняется поведение членов группы.

Для того чтобы уяснить  характер влияния лидера на группу, необходимо определить само это понятие. Кто же такой лидер? Понятие "лидер" не является однозначным. Лидерство  рассматривается и как наибольшая осведомленность, и как наибольший авторитет, и как законная власть. Все эти подходы позволяют утверждать, что лидер группы - это лицо, обладающее максимальным статусом.

Однако в зависимости  от того, что мы понимаем под лидерством, надо пользоваться различными определениями статуса, трактуемого или как законная власть, или как "взвешенная" сумма оценок подчиненных, или как число намеренных выборов, сделанных членами группы в отношении одного из них.

Непосредственно с проблемой лидерства связана проблема авторитета в группе. Авторитет данного лица характеризуется индексом авторитета, равным числу людей, над которыми доминирует это лицо в группе.

Будучи по природе  психологическим феноменом, лидерство, так же, как и авторитет, выступает формой организации отношений и управления ими. Обобщив ряд исследований по проблеме лидерства в разнообразных по специфике группах, можно представить общую схему анализа этого явления: структурные характеристики группы; механизмы реализации; динамика протекания групповых процессов. В эти три блока вписывается по существу вся проблематика лидерства.

В то время как посредством  лидерства осуществляется организация  и управление системой неофициальных  отношений, руководство (формальное лидерство) оказывает (или может оказывать) влияние практически на все системы внутригрупповых отношений, и официальных и неофициальных. При условии реализации руководителем ведущих лидерских ролей (он принимает решение, "продает" решение, предлагает идеи, позволяет подчиненным действовать в определенных пределах норм, обеспечивает социальный контроль и т. д.) эффективность управления группами возрастает.

Таким образом, лидерство (руководство) можно рассматривать  как системный феномен, предполагающий вероятностный характер связи между важнейшими переменными (показателями); как реализацию обмена в структуре взаимодействия "руководитель - группа (подчиненные) "; как когнитивный феномен, являющийся результатом социально-коммуникативных процессов, присущих руководителю и подчиненным. Вероятно, именно такой многофакторный характер представлений о руководстве позволяет адекватно отобразить сложный процесс управления группой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
  2. Кравченко А. И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.
  3. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.
  5. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

 




Информация о работе Социальные группы: понятие и классификация