Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 09:26, контрольная работа
Целью и духовно-нравственной основой социально-педагогической деятельности на современном этапе развития общества становится формирование гуманных отношений в социуме. Школа, являясь неотъемлемой частью общества, зеркально отражает процессы, происходящие в нем. Современное общеобразовательное учреждение представляет собой «открытую гуманную систему» (Р.В.Овчарова) и имеет многофункциональный характер, то есть ориентировано на работу с учащимися, имеющими различные убеждения и индивидуальные условия жизни. Усилия педагогического коллектива школы направлены прежде всего на диалог с воспитанниками, на создание различных форм межличностного и межгруппового общения. [5]
В этой связи следует подчеркнуть, что результаты социально-педагогической деятельности могут носить реакционный характер, когда она закрепляет процесс деперсонализации человека, его отчуждения от самого себя и от общества, или консервативный характер, когда ограничиваются лишь закреплением господствующих социальных ценностей и форм его поведения, или поступательно-гуманистический - социально-педагогическая деятельность противостоит не индивидуализации, не развитию человеческого “Я” в единстве с ценностями свободы, справедливости и равенства, демократии и гуманизма, а отчуждению, различного рода его подавлению и угнетению. Таким образом, социально-педагогическая деятельность может содействовать или, напротив, противодействовать прогрессивно-гуманистическому развитию общества [6, с. 38].
Объектом социально-педагогической деятельности классного руководителя в школе являются учащиеся, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, кроме того, учащиеся, имеющие физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. Эти категории учащихся требуют особого отношения и заботы. Однако нельзя утверждать, что дети, которые не испытывают трудностей в учении, воспитываются в благополучных семьях и, на первый взгляд, могут быть «предоставлены сами себе», не нуждаются в пристальном внимании классного руководителя. Равнодушие к таким учащимся, которые кажутся нам, педагогам, самодостаточными и успешными, подчас приводит к тому, что смещаются ценностные ориентиры личности, и ребенок, обладающий яркими способностями, вырастает в гениального преступника или человека, не умеющего распорядиться своим даром. (статья)
К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:
• разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;
• организация досуговой работы со школьниками;
• социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;
• социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;
• привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;
• методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;
• индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;
• взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;
• взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.
В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это: > Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
> Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
> Влияние на человека.
Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы. В 60-е годы появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).
На рубеже 70-80-х годов общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др.). Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми (Московская, Костромская, Пензенская, Челябинская, Тамбовская, Рязанская, Омская области и др.). А в педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.
Содержание работы социального
педагога в соответствии с квалификационной
характеристикой определяется ее педагогической
направленностью. Это означает, что вся
его профессиональная деятельность по
сути представляет собой комплекс мероприятий
по воспитанию, образованию, развитию
и социальной защите личности в учреждениях
и по месту жительства обучающихся. Однако
сам выбор мероприятий не произволен,
а обусловлен предварительно полученными
данными, которые нуждаются в анализе
и социально-педагогической интерпретации.
Поэтому определенное время в деятельности
социального педагога, особенно на начальном
этапе, занимает изучение психолого-медико-
В ситуации, когда "все всё
знают" и поэтому скептически относятся
к исследованиям социального педагога,
оказывается необходимым заручиться поддержкой
коллег-учителей, психологов, муниципальных
работников, сотрудников правоохранительных
органов, наконец, родителей и самих учащихся.
Для этого любое исследование начинается
с предварительного обоснования его необходимости,
задач, прогноза относительно результатов,
составления плана-графика, нормативного
оформления в виде приказа или распоряжения
руководителя учреждения, инструктажей
и информационных сообщений, разъяснения
участникам их прав и назначении исследования.
Здесь уместно напомнить, что разъяснения
и информирование о результатах могут
быть полными и неполными, но всегда должны
быть правдивыми.
В процессе исследования социальный
педагог может получить совершенно конфиденциальную
информацию, поэтому его действия определяются
профессиональным долгом и этическим
кодексом.
Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и "выводит" на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Устанавливая контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудностей.
Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся - сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения и того или иного обучающегося или сотрудника в судебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.
Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.
Педагогическая поддержка социальных
инициатив детей и взрослых, создание
условий для их самостоятельного выбора,
его стимулирования, развития готовности
и способности действовать на основе постоянного
творческого поиска и умения выходить
из ситуации выбора без стресса в современных
условиях являются насущной задачей в
воспитательной работе образовательных
учреждений, испытывающих дефицит новых
форм и методик. Это тем более важно, что
"во весь рост" встала проблема эффективности
воспитания, соответствия основных направлений
и приоритетов воспитательной работы
природе детства, семейным, национальным
и российским социокультурным традициям.
Под социальной инициативой
понимается деятельность, направленная
на преобразование социокультурной среды
в интересах гармонизации социального
поля ребенка, учитывающая историко-культурный
опыт и современное состояние теории и
практики социально-педагогической работы,
порождающая новое содержание, методы,
формы и технологии работы с детьми, молодежью,
семьями, общинами, эксклюзивными группами
населения, обществом.
Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных. Также это благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей, работа в службах социальной защиты, благоустройство города поселка, двора, охрана природы и памятников культуры, проведение игр и творческих занятий с детьми и другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.
В качестве авторов социальной инициативы выступают отдельные личности, коллективы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления, другие юридические лица всех форм собственности. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России.
Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу по:
* разъяснению государственной
политики в области детско-
* организации активного
сотрудничества общественных
* разработке и проведению
системы мероприятий, обеспечивающих
новое наполнение внеурочной
воспитательной работы с
* созданию эффективной
системы материально-
* установлению и развитию
контактов с детскими и
* решению вопросов занятости детей и молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;
* созданию системы подготовки лидеров детских и молодежных общественных объединений;
* содействию молодежному предпринимательству;
* совершенствованию системы
эстетического воспитания
* поддержке талантливой
молодежи, творчески способных детей
в реализации их собственной
художественной и
Социальный педагог сам разрабатывает
и доводит до их принятия и реализации
социально-педагогические проекты и программы
и оказывает методическую и организационную
помощь инициативным группам общественности,
детям и взрослым в этом сложном деле.
Следует отметить, что программирование
- один их наиболее сложных видов профессиональной
деятельности любого специалиста, показатель
его высшей квалификации и мастерства.
Несмотря на то, что в учебных заведениях
программированию специально не учат,
владение этими специальными умениями
и навыками совершенно необходимы, поэтому
социальный педагог должен нарабатывать
их сам непосредственно в практической
деятельности.
Содействуя развитию социальных
инициатив детей и взрослых, социальный
педагог использует различные моральные
и материальные средства стимулирования
их инициативы, добивается общественного
признания значимых новаций, внедрения
их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики,
он вовлекает коммерческие структуры,
предприятия в инновационную деятельность,
финансирование социально-педагогических
проектов. Содействует развитию семейно-соседских
форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных
форм делового сотрудничества в интересах
социального оздоровления и культурного
обновления условий жизни.
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в школе