Широкое распространение в прошлом
получила теория, согласно которой
классы возникли в результате
насилия одних людей над другими.
Эту теорию развивали историки
времен Реставрации, позже сторонником
этой теории был Е.Дюринг. Сторонники
теории насилия утверждали, что классы
возникли в результате войн, в результате
захвата и порабощения одних племен другими.
Конечно и в период первобытного строя,
и позднее происходили такого рода
события, но само по себе насилие лишь
ускоряло процесс расслоения общества,
оно само было следствием, а не причиной
появления классов.
Обобщив различные взгляды относительно
происхождения и сущности
классов, К.Маркс смог разработать
научную, материалистическую теорию классов,
связав их возникновение и существование
с развитием материального производства.
Диалектикоматериалистическая концепция
классов содержит в себе много рационального,
она отражает важные стороны объективного
развития общества. Поэтому оспаривать
вклад К.Маркса в учение о классах,
равно как и отрицать важные моменты,
содержащиеся в нем, было бы неверно. В
то же время в этом учении видна явная
абсолютизация роли классов, и классовых
отношений, что привело к ряду крупных
перекосов в социально-философской картине
общественного развития.
Классы возникли в период разложения
родового слоя. Основной предпосылкой
расслоения общества на классы
явилось сочетание двух процессов:
развития производительных сил и общественного
разделения труда. Эти два процесса так
тесно взаимосвязаны, что фактически можно
говорить о них как о двух сторонах
одного явления – общего прогрессивного
развития производительных сил. Это развитие
привело
к отделению
земледелия от скотоводства, а затем
и ремесла от земледелия, к первому
и второму великому разделению труда,
к появлению прибавочного продукта
и частной собственности, что
и обусловило социальную дифференциацию
людей, которая явилась основой
для формирования классов. Научный
анализ истории, общества дает возможность
выделить решающий признак класса,
показать, что его сущность находится
в прямой зависимости от того, какое
место он занимает в системе общественного
производства, в каком отношении
он находится к средствам производства,
что от этого, в конечном счете зависит
его социальное положение в обществе,
образ жизни, а это в свою очередь определяет
его психологию и мировоззрение. Поскольку
решающим условием жизни и развития общества
является материальное производство,
постольку именно оно и составляет действительную
основу деления общества на классы.
Критериев деления на классы
применялось множество, то естественный
отбор; то раса; то различие хозяйственных
систем; то разделение труда и образование
профессий; то социальный ранг; то просто
уровень жизни; то факт богатства; то отношения
распределения; то, наконец, отношения
в производстве.
Безусловно, при делении общества
на классы, необходимо осуществить
глубокую абстракцию, найти критерий
для деления, лежащий глубоко
внутри общественного механизма,
связанный с основными внутренними
пружинами жизни, которые приводят
общество к классовым образованиям,
рождают классовую структуру,
формацию. До Маркса буржуазные
обществоведы, социалисты открывали
критерии, которые делили общество
на три, четыре, а то и более,
класса. Взаимодействие между ними
показывало отход от научности
изображения действительности, порождало
много противоречий, необъяснимых проблем,
мешало возможности прогнозирования.
Исходя из потребностей равенства,
справедливости, Холл в 1805 г. ставил
задачу найти критерий, который
бы делил общество на две
части. Он писал: «Народонаселение
в каждом цивилизованном государстве
может быть разделено на множество
различных порядков, но в целях
исследования того, каким образом
одни наслаждаются, а другие лишены
необходимого для поддержания
жизни, необходимо разделить население
на два класса, то есть на
богатых и бедных».
В марксизме общепризнанным является
определение классов, данное Владимиром
Ильичом Лениным (1870 - 1924): "Классами
называют большие группы людей,
различающиеся по их месту
в исторически определенной системе
общественного производства, по
их отношению (большей частью
закрепленному и оформленному
в законах) к средствам производства,
по их роли в общественной
организации труда, а следовательно,
по способам получения и размерам той
доли общественного богатства, которой
они располагают. Классы - это такие группы
людей, из которых одна может себе присваивать
труд другой, благодаря различию их места
в определенном укладе общественного
хозяйства".
Главный признак класса – отношение
к средствам производства (владение
или невладение), которое определяет
роль классов в общественной организации
труда (управляющие и управляемые), в системе
власти (господствующие и подчиненные)
и их благосостояние (богатые и бедные).
Марксизм делит классы на основные и неосновные.
Основными являются такие, чье существование
непосредственно вытекает из господствующих
в данном обществе экономических отношений,
прежде всего, отношений собственности:
рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы,
пролетарии и буржуазия. Неосновные - это
остатки прежних основных классов в новой
общественно-экономической формации или
зарождающиеся классы, которые придут
на смену основным и составят основу классового
деления в новой формации.
Помимо основных и неосновных
классов структурным элементом
общества являются социальные
слои. Социальные слои – это
промежуточные или переходные
социальные группы, не имеющие
ярко выраженного отношения к
средствам производства и, следовательно,
не обладающие всеми признаками
класса (например, интеллигенция).
Плодотворной представляется идея
о том, что стабильность иерархической
структуры общества зависит от
удельного веса и роли среднего
класса. Занимая промежуточное положение,
средний класс выполняет своеобразную
связующую роль между двумя
полюсами социальной иерархии, снижая
их противостояние. Чем больше (в
количественном отношении) средний
класс, тем больше у него
шансов влиять на политику
государства, на процесс формирования
фундаментальных ценностей общества,
мировоззрения граждан, избегая
при этом крайностей, присущих
противоположным силам.
Заключение.
В недавнее время, в нашей
стране, в условиях идеологического
диктата, в марксистской социологии
абсолютное господство имело
ленинское определение классов,
основанное не сугубо экономическом
подходе, но, тем не менее, часть
марксистских социологов осознавала,
что классы – это более широкое
образование. Следовательно, концепция
социально-классовой структуры общества
должна включить в себя политические,
духовные и иные связи и
отношения. Ведь социально – классовая
структура общества предполагает
рассмотрение общества как целостной
системы, имеющей внутреннюю дифференциацию,
причем различные части этой системы находятся
в тесной взаимосвязи между собой.
Различные социальные общности людей
в реальной жизни постоянно взаимодействуют
между собой, взаимопроникают друг в друга.
Отношения классов, например, оказывают
большое влияние на отношение наций, отношение
наций в свою очередь оказывают определенное
влияние на отношение классов. Вся сложная
совокупность социальных общностей,
которая существует в современных условиях,
представляет собой не просто некое множество
параллельно сосуществующих социальных
сил, а органическую социальную систему,
качественно определенную общественную
целостность. В том и состоит сложность
существования и функционирования социальной
структуры общества, что в ней различные
социальные общности, взаимопроникая,
переплетаясь, взаимодействуя между
собой, в то же время сохраняются как качественно
устойчивые социальные образования.
Библиографический
список.
1. Радаев
В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация:
Учебник для вузов. – М., 1996.
2. Г.
В. Осипов Социология – М., 1990.
3. Э.
В. Тадевосян Социология. Учебное
пособие. – М., 1995.