Социально-классовая структура общества и социальные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:15, реферат

Краткое описание

Любое общество всегда структурировано по многим признакам – национальным, социально-классовым, демографическим и т.п. Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы. Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу.

Оглавление

План работы:

Введение…………………………………………………………………………3

§1. Что такое общество и социальные отношения……………………………..4

§2. Понятие социальной структуры общества……..………………...…………5

§3. Происхождение классов. Деление общества на классы. Марксистское учение о классах………………………………...……………………..……….7

Заключение…………………………..…………………………………..…….12

Библиографический список……………………………………………..……..14

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 31.16 Кб (Скачать)

     Широкое распространение в прошлом  получила  теория,  согласно которой  классы  возникли в результате  насилия одних людей над другими.  Эту теорию развивали историки  времен Реставрации, позже сторонником  этой теории был  Е.Дюринг. Сторонники теории насилия утверждали,  что классы возникли  в результате войн,  в результате захвата и порабощения одних племен другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происходили такого  рода  события,  но само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причиной появления классов.

     Обобщив различные взгляды относительно  происхождения  и  сущности  классов,  К.Маркс смог разработать научную, материалистическую теорию классов,  связав их  возникновение и существование с развитием материального производства.  Диалектикоматериалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества.  Поэтому оспаривать вклад К.Маркса в учение о классах,  равно как и отрицать важные моменты,  содержащиеся в нем, было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов,  и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития.

     Классы возникли  в период разложения  родового слоя.  Основной предпосылкой  расслоения общества на классы  явилось сочетание  двух процессов: развития  производительных сил и общественного разделения труда. Эти два процесса так тесно взаимосвязаны, что фактически можно говорить  о  них как о двух сторонах одного явления – общего прогрессивного развития производительных сил. Это развитие привело

к отделению  земледелия от скотоводства,  а затем  и ремесла от земледелия, к первому  и второму великому разделению труда,  к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что  и обусловило социальную дифференциацию людей,  которая явилась  основой  для формирования классов.  Научный  анализ истории,  общества дает возможность  выделить решающий признак класса,  показать, что его сущность находится  в прямой зависимости от того, какое  место он занимает в системе общественного  производства,  в каком  отношении  он находится к средствам производства,  что от этого, в конечном счете зависит его социальное положение в обществе,  образ жизни, а это в свою очередь определяет его психологию и мировоззрение.  Поскольку решающим условием жизни и развития общества является  материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.

   Критериев деления на классы  применялось множество, то естественный отбор; то раса; то различие хозяйственных систем; то разделение труда и образование профессий; то социальный ранг; то просто уровень жизни; то факт богатства; то отношения распределения; то, наконец, отношения в производстве.

   Безусловно, при делении общества  на классы, необходимо осуществить  глубокую абстракцию, найти критерий  для деления, лежащий глубоко  внутри общественного механизма,  связанный с основными внутренними  пружинами жизни, которые приводят  общество к классовым образованиям, рождают классовую структуру,  формацию. До Маркса буржуазные  обществоведы, социалисты открывали  критерии, которые делили общество  на три, четыре, а то и более,  класса. Взаимодействие между ними  показывало отход от научности изображения действительности, порождало много противоречий, необъяснимых проблем, мешало возможности прогнозирования.

   Исходя из потребностей равенства,  справедливости, Холл в 1805 г. ставил  задачу найти критерий, который  бы делил общество на две  части. Он писал: «Народонаселение  в каждом цивилизованном государстве  может быть разделено на множество  различных порядков, но в целях  исследования того, каким образом  одни наслаждаются, а другие лишены  необходимого для поддержания  жизни, необходимо разделить население  на два класса, то есть  на  богатых и бедных».

   В марксизме общепризнанным является  определение классов, данное Владимиром  Ильичом Лениным (1870 - 1924): "Классами  называют большие группы людей,  различающиеся по их месту  в исторически определенной системе  общественного производства, по  их отношению (большей частью  закрепленному и оформленному  в законах) к средствам производства, по их роли в общественной  организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

   Главный признак класса – отношение  к средствам производства (владение  или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные) и их благосостояние (богатые и бедные). Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные - это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

   Помимо основных и неосновных  классов структурным элементом  общества являются социальные  слои. Социальные слои – это  промежуточные или переходные  социальные группы, не имеющие  ярко выраженного отношения к  средствам производства и, следовательно,  не обладающие всеми признаками  класса (например, интеллигенция).

   Плодотворной представляется идея  о том, что стабильность иерархической  структуры общества зависит от  удельного веса и роли среднего  класса. Занимая промежуточное положение,  средний класс выполняет своеобразную  связующую роль между двумя  полюсами социальной иерархии, снижая  их противостояние. Чем больше (в  количественном отношении) средний  класс, тем больше у него  шансов влиять на политику  государства, на процесс формирования  фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая  при этом крайностей, присущих  противоположным силам. 

 

  Заключение.

  

   В недавнее время, в нашей  стране, в условиях идеологического  диктата, в марксистской социологии  абсолютное господство имело  ленинское определение классов,  основанное не сугубо экономическом  подходе, но, тем не менее, часть  марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое  образование. Следовательно, концепция  социально-классовой структуры общества  должна включить в себя политические, духовные и иные связи и  отношения. Ведь социально – классовая структура  общества  предполагает рассмотрение общества как целостной системы,  имеющей внутреннюю  дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой.  Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов,  например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов. Вся сложная  совокупность  социальных общностей,  которая существует в современных условиях, представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил,  а органическую социальную систему,  качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества,  что в ней различные социальные общности, взаимопроникая,  переплетаясь,  взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список. 

1. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебник для вузов. – М., 1996.

2. Г.  В. Осипов Социология – М., 1990.

3. Э.  В. Тадевосян Социология. Учебное  пособие. – М., 1995. 

Информация о работе Социально-классовая структура общества и социальные отношения