Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:21, доклад
Коренные изменения политической и социально-экономической жизни России, произошедшие в последнее десятилетие, затронули и сферу образования. Кризисная ситуация в обществе в сочетании с рядом радикальных шагов законодательной и исполнительной власти могут привести к фактическому развалу системы образования, являющейся одной из самых мощных и устойчивых опор сохранения самой государственности. Реформа социального устройства современного общества ставит систему образования перед необходимостью адекватного реформирования и управления.
Кроме этого, стратегии в управлении системой многоуровневого непрерывного образования можно разделить по области воздействия на частичные и системные. Частичная стратегия управления предполагает реализацию отдельных проектов. Это – путь создания так называемых «точек роста» в развитии образования. Данный путь в управленческой стратегии преобладал чаще всего на первых этапах реформирования российского образования. Преимущественная ресурсная поддержка оказывалась образовательным учреждениям новых типов (гимназиям, лицеям и др.) и тем, в которых проводилась экспериментальная работа [5]. Практика показала, что ориентация только на создание «точек роста» не обеспечивает реформирования всей системы, а снижение внимания к работе массовых адаптивных образовательных учреждений ведет к ухудшению качества образования в целом. Высокий уровень учебных достижений учащихся нескольких «продвинутых» школ не компенсирует низкой образовательной подготовки большей части детей в массовых школах. Поэтому системная стратегия управления, которая ориентирует на достижение общего результата в системе многоуровневого образования, более адекватна для того этапа реформирования, в который вступает Россия [2].
Системная стратегия управления прогнозирует изменение требований к образованию в перспективе, использует метод программно-целевого планирования на среднесрочную и более отдаленную перспективу, определяет приоритетные звенья, позволяющие реорганизовать образование в целом, обеспечивает согласование связей между различными звеньями системы непрерывного образования.
Системную стратегию в управлении системой многоуровневого непрерывного образования характеризует системный подход, который базируется на идее целостности развития образовательной системы. Он предполагает, что, планируя стратегию на управленческом уровне, органы управления имеют образ того, что они хотели бы получить в перспективе и, исходя из этого, определяют последовательность действий. Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемого состояния образования – обеспечить такой переход к будущему состоянию, при котором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование образовательной системы, во-вторых – выбор стратегий и направлений осуществляется на основе критерия результативности по отношению ко всей системе. многоуровневый образование спрос обеспечение
Кроме этого, системная стратегия управления ориентирована на результат. Желательный результат изменений представляет собой иерархическую структуру диагностируемых и контролируемых целей. Этот принцип управленческой стратегии в образовании представляется чрезвычайно важным в условиях российского образования [1].
Еще одним принципом системной стратегии является принцип опережающего управления, т.е. предвидение возможных осложняющих факторов позволяет реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям для системы образования. Для этого определятся система промежуточных целей, реализация каждой из которых контролируется и служит основанием для принятия тех или иных управленческих решений. Особое место среди промежуточных целей занимает изменение организационной структуры и функциональных процедур внутри самой системы управления.
Наиболее эффективной стратегией в управлении многоуровневой системой образования является программно-целевой подход к управлению. Он предполагает:
установление социально обоснованных и реально достижимых к определенному сроку целей;
разработку перечня необходимых действий по всем видам и направлениям деятельности образовательной системы и взаимодействующих с ней внешних организаций и структур;
определение необходимых средств – финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и других;
определение ответственных исполнителей на уровне управленческих, образовательных, финансовых и других структур, организаций, учреждений, работников.
Осуществление управления системы многоуровневого непрерывного образования требует создания мониторинговой системы отслеживания качества образовательной деятельности на уровне территорий, образовательных учреждений, отдельных педагогов. Только на основе анализа выявленных тенденций в состоянии образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях возможны обоснованные управленческие инновации.
Мониторинг системы многоуровневого непрерывного образования необходим в условиях развития, поскольку возникает потребность в сознательном воздействии на ситуацию, что, естественно, требует отслеживания текущего состояния.
В качестве параметров отслеживания текущего состояния системы профессионального образования могут быть предложены три группы параметров [1]:
Входные параметры,
характеризующие потребность
конкурс по профессиям;
его колебания по годам.
Выходные параметры, определяющие спрос на выпускников профессионального учебного заведения в регионе:
показатели трудоустройства выпускников по профессиям;
колебания показателей трудоустройства по годам.
Параметры, характеризующие
саму систему многоуровневого
штат педагогов по направлениям с учетом педагогической категории;
количество подготовок (по отраслям и количеству учащихся);
количество обучающихся по специальностям, профессиям;
занимаемые площади;
открытие (закрытие) новых специальностей и профессий;
отсев обучающихся по годам.
Стратегия управления системой многоуровневого образования должна включать такой элемент, как маркетинг в образовании региона. Образовательный маркетинг предполагает выявление, анализ и использование при принятии управленческих решений механизмов соотношения спроса и предложения на образовательные услуги в пространстве региона. Этот механизм необходимо рассматривать на двух уровнях:
востребованность
результатов образовательной
востребованность образовательных услуг, предлагаемых государственной системой общего образования, родителями и учащимися – второй уровень спроса, опосредованно определяемый первым уровнем.
Для определения соответствия состояния системы многоуровневого непрерывного образования некоторым ожидаемым стадиям ее развития необходимо учитывать, что управление образованием является многоаспектным процессом, поэтому, кроме педагогического и экономического, необходимо учитывать политический и культурный аспекты.
Экономический аспект включает показатель эффективности использования финансовых и материальных ресурсов и технических средств в соответствии с экономическими законами.
В качестве критерия
педагогического аспекта
Политический аспект является показателем степени удовлетворенности социальных требований к системе профессионального образования ведущих социальных слоев общества.
Культурный аспект
демонстрирует степень
При составлении перечня параметров отслеживания состояния системы профессионального образования необходимо, чтобы они отражали все аспекты процесса.
Параметры должны представлять интересы разных заказчиков: учащегося, производства, региона и государства, через которые могли бы отслеживаться их интересы.
Поскольку функционирование
системы многоуровневого
Способ управления внутри интегрированных структур в значительной степени зависит от формы интеграции, экономической ситуации в стране и в регионе.
Управление строится на сочетании единоначалия, где руководитель является единственным лицом, координирующим совместные действия различных подразделений, и коллегиальности, предполагающей демократические формы управления с участием научно-педагогической общественности и учащихся.
В этом случае формируется «пирамида управления» с выделением администрации в различных звеньях многоуровневой системы. Во главе «пирамиды» стоит президент. Кроме этого, вводятся должности руководителей подразделений, например, директора колледжа, ректора института, с соответствующим набором реализуемых функций и исполняемых обязанностей. При этом наиболее тщательно должны быть проработаны вопросы управления в интегрированной структуре с четкими разграничениями обязанностей и ответственности руководителей и структурных звеньев, а также процедурные и технологические вопросы принятия решения и контроля их исполнения.
Отражением коллегиального
характера управления является наличие
ученого совета образовательного учреждения
и отдельных звеньев
«Необходимым
элементом осуществления
При осуществлении интеграции на первых этапах производится приведение функций структуры в соответствии с новыми проектными документами, договорами о сотрудничестве. Важно заложить рациональную технологию оценки деятельности отдельных подразделений, основанную на системе ясных и легко проверяемых показателей.
Основной критерий результативности стратегий управления многоуровневой образовательной структуры является реальное повышение учебно-личностных достижений выпускников, отвечающее требованиям общества.
В этой связи
деятельность интегрированных
Одним из важнейших направлений кадрового обеспечения качественных изменений в многоуровневой образовательной структуре остается повышение квалификации, подготовка и переподготовка педагогических кадров, в том числе и по новым, социально востребуемым специальностям.
Мониторинг профессиональной компетентности включает [2]:
социологический
мониторинговый опрос, проводимый среди
слушателей института по выборке, адекватной
демографическим и
систему диагностических процедур по тестовому (в том числе и с использованием компьютерных технологий) и экспертному отслеживанию уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров образования на курсах повышения квалификации и переподготовки;
систему диагностики профессионализма работников образования, составляющей основу процесса экспертирования в ходе первого направления аттестации.
Результаты мониторинговых исследований на уровне многоступенчатых образовательных структур служат для оценки эффективности их деятельности, включающей совершенствования образовательных процессов, создания комфортных условий для обучающихся и т.д.
Полученные результаты
могут быть использованы для оценки
прогнозов, приемлемости конкретного
направления и коррекции
Результаты исследований на различных ступенях системы многоуровневого непрерывного образования могут быть использованы для оценки эффективности функционирования системы, то есть использования резервов взаимосвязей образовательных учреждений разных уровней.
Библиографический список
Информация о работе Социальное управление в системе многоуровневого непрерывного образования