Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:21, доклад
Коренные изменения политической и социально-экономической жизни России, произошедшие в последнее десятилетие, затронули и сферу образования. Кризисная ситуация в обществе в сочетании с рядом радикальных шагов законодательной и исполнительной власти могут привести к фактическому развалу системы образования, являющейся одной из самых мощных и устойчивых опор сохранения самой государственности. Реформа социального устройства современного общества ставит систему образования перед необходимостью адекватного реформирования и управления.
Социальное управление
в системе многоуровневого
Коренные изменения политической и социально-экономической жизни России, произошедшие в последнее десятилетие, затронули и сферу образования. Кризисная ситуация в обществе в сочетании с рядом радикальных шагов законодательной и исполнительной власти могут привести к фактическому развалу системы образования, являющейся одной из самых мощных и устойчивых опор сохранения самой государственности. Реформа социального устройства современного общества ставит систему образования перед необходимостью адекватного реформирования и управления.
«В настоящее время система управления образованием, отражая в себе общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии своего движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые, перспективные тенденции и рудименты старого: низкая целенаправленность и запаздывающий, реактивный характер управления, жесткость построения управленческих структур, элементы прежней практики командно-распорядительного управления и др.» [1].
Однако осознание того, что качество и эффективность всей системы образования, а также характер и направление ее развития всецело зависят от структуры и функционирования управления этой системой, что, в конечном итоге, предопределяет ее будущее, выводит на первый план задачу реформирования управления образованием.
Цели реформирования
системы управления образованием состоят
в создании гибкой, целенаправленной,
эффективной системы государств
Основное назначение управленческой деятельности – защищать интересы государства, интересы обучающихся, родителей, общеобразовательных учреждений и их работников, обеспечивать систему образования объективными конкретными данными о состоянии дел, выявлять положительные и отрицательные тенденции в системе образования. И строить свою работу необходимо на принципах демократизма, гласности, объективности и конкретности, по возможности не нарушая автономности образовательного учреждения.
Управленческие воздействия должны быть комплексными, затрагивая мотивацию участников образовательного процесса, развитие содержания образования и материальной базы.
Давая мощный импульс общественному развитию, сама система образования, являясь достаточно инертной, не успевает своевременно реагировать на стремительные изменения в общественной жизни. «Консервативность» системы образования несет в себе противоречие. В определенной степени это обусловлено и отставанием в создании и корректировке нормативной базы, затрагивающей образование. С одной стороны, это является положительным моментом, так как система образования играет роль противовеса разрушительным центробежным процессам в обществе, а с другой – она перестает отвечать изменившимся запросам общества и нуждается в функциональных, структурных и управленческих преобразованиях. Эти преобразования должны быть тщательно осмыслены с точки зрения согласования интересов личности, общества и государства и минимизированы [1].
Стратегия управления и ее сложность в сфере образования связаны с тем, что общество в целом не знает, каким оно хочет быть, и, что, естественно, образование как подсистема общества тоже не знает, каким оно должно быть, чтобы соответствовать существующему обществу и его будущему состоянию [3]. Управление, лишенное контроля, обратной связи, становится незрячим, теряет или не находит ориентиров.
В период дестабилизации существовавшая ранее целостность нарушается, и части системы получают большую независимость от целого. Сейчас кардинальным образом изменилась социальная среда, изменились участники и субъекты, содержание, формы и методы образования.
В последнее
время появилась тенденция
Кроме того, подобная независимость приводит к тому, что появляются отдельные локальные зоны внутренней активности, где происходит процесс самоорганизации. Эта тенденция приводит к разрушению вертикали государственного управления сферой образования, искаженному пониманию образовательными учреждениями и органами управления в регионах и муниципальных образованиях академических и финансово-хозяйственных свобод [1].
Разрушение вертикали государственного управления процессами в образовании неизбежно приводит к дальнейшему разгосударствлению отрасли, увеличивает опасность приватизационных тенденций.
За центром
должна сохраниться функция
Эффективность
управления в сфере образования
состоит в слаженном
Кроме того, стратегия
управления должна быть направлена на
повышение эффективности
Наиболее эффективное управление в сфере образования возможно при соблюдении следующих основных принципов:
обоснованности;
адекватного финансирования бюджетных средств;
учета региональных особенностей.
Принцип обоснованности определяется последовательностью социально значимых целей, соизмеримых с уровнем возможных последствий, и потребностью глубокого анализа ситуации, а также подробного обоснования и выработки прогноза ожидаемых результатов. Соблюдение принципа обоснованности обусловлено тем, что стратегия управления в сфере образования, оказывающей большое влияние на состояние социально-экономической и социально-психологической ситуации, обладающей устоявшимися традициями и объективной инертностью, затрагивает интересы широких слоев населения [4].
Проблема согласования
интересов образовательных
Так, в настоящее время четко прослеживается тенденция расширения номенклатуры специальностей регионов (например, юристы, создатели медицинской техники, управленцы-менеджеры и др. готовятся практически в каждой области в местных педагогических или технических университетах, тогда как ранее этим занимались ведущие вузы столиц или крупных регионов). Проблема выбора вузовской или техникумовской (колледж) специальности в своем регионе для выпускника школы усложнилась. Для профилированной подготовки к поступлению в вуз, техникум, аспирантуру необходима дополнительная информация об учебных планах многочисленных специальностей, их дисциплинах и требованиях, а также об общероссийских классификаторах и стандартах специальностей, и о научных направлениях с выделением их подмножеств, доступных в регионе [5].
Указанная проблема решается путем создания интегрированной информационной среды образовательных учреждений региона, в которую в идеальном варианте могут войти все без исключения школы, техникумы, вузы и центры переподготовки. Наполнение информационной среды определяется реальными потребностями субъектов непрерывного обучения, формирующих информационные потоки, а в минимальном объеме – это уже упомянутые выше учебные планы и рабочие или типовые программы по дисциплинам. Так, наличие автоматизированных обучающих курсов (электронных учебников) или их демонстрационных версий позволяет клиенту среды сформировать представление о требованиях курсов, принять решение об их приобретении. Также обоснованно решается вопрос о передаче курса другому образовательному учреждению или напрямую его подразделению, что позволит исключить дублирование.
Для периферийных, удаленных
от областных и районных центров
школ доступ к информации о специальностях
в форме телеконференций
В государственных университетах необходимо проводить работы по определению структуры информационной среды и ее наполнению информацией об учебных планах и рабочих программах родственных специальностей образовательных учреждений смежных звеньев (вуз – техникум, вуз – аспирантура). Необходимо также подготовить классификатор и стандарты специальностей в каждом регионе, а также уточнить структуру информационных потребностей самих субъектов многоуровневого непрерывного обучения, чтобы обеспечить максимальную эффективность информационной среды.
Подход к управлению образовательной системой, ориентированный на обеспечение качественных результатов общего образования, должен включать в себя систему отслеживания как спроса на образование первого и второго уровней, так и возможности образовательных территориальных и учрежденческих систем, обусловливающие реальные предложения в сфере образовательных услуг. Анализ проявляющихся и перспективных тенденций может заложить основу корректирующих мероприятий краткосрочного, среднесрочного и пролонгированного действия, обеспечивающих необходимый баланс со стороны предложений в системе общего образования [1].
В условиях многоуровневого непрерывного образования возникает необходимость изменения функций органов управления всех уровней.
На федеральном уровне
первостепенной задачей является формирование
и осуществление
разработку и принятие
государственных
нормативно-правовое обеспечение системы непрерывного образования;
координация деятельности органов управления образованием субъектов федерации;
поддержка инновационной образовательной деятельности.
На региональном уровне решаются задачи повышения самостоятельности, комплексности региональных систем образования, включающие:
обеспечение прав граждан на образование, доступность для граждан получения образования любого уровня;
формирование региональной образовательной политики, нормативно-правовой базы деятельности региональных образовательных учреждений;
обеспечение баланса между различными типами и видами образовательных учреждений в соответствии с потребностями граждан и экономического развития региона;
организация подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Процессы, определяющие реформирование образования, не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов без распространения практики нововведений на уровень управления образовательными системами. В качестве критерия результативности управленческих процессов регионального масштаба необходимо ориентироваться на обеспечение качества образовательной деятельности, определяемого учебно-личностными достижениями учащихся.
Стратегия управления системой многоуровневого непрерывного образования может варьироваться от активно-приспособительной до активно-адаптирующей [2]. В первом случае стратегия управления направлена преимущественно на изменения внутри самой системы, на стремление приспособить его к изменениям внешней среды: социальной, культурной, правовой, экономической. Во втором случае деятельность на управленческом уровне ориентируется не только на изменение системы образования в соответствии с потребностями внешней среды, но воздействуют на внешнюю для образования среду с целью использования ее возможностей для реализации образовательных целей. Активно-адаптирующая стратегия управления в сфере многоуровневого непрерывного образования является наиболее адекватной стремительному темпу перемен в обществе. Она представляет собой ведущий способ реализации государственной политики в образовании, когда органы управления выступают в качестве заказчика по отношению к другим системам. Тем самым реализуется возможность целенаправленно воздействовать на внешнюю для образования среду, создавая условия для изменения среды внутри системы образования.
Информация о работе Социальное управление в системе многоуровневого непрерывного образования