Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 11:59, реферат

Краткое описание

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Оглавление

Введение 3
1. Основные положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 5
2. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг 11
3. Нормативно-правое регулирование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 21
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

реферат соц обслуживание граждан пож возр и инв.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

3. Организацией и координацией  социально-консультативной помощи  занимаются муниципальные центры социального обслуживания или отделения, создаваемые при органах социальной защиты населения.

Оплата надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания:

1. Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

2. Бесплатно оказываются  социальные услуги:

1) одиноким гражданам  пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

2) гражданам пожилого  возраста и инвалидам, имеющим  родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

3) гражданам пожилого  возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

3. Социальные услуги на  условиях частичной оплаты оказываются:

1) одиноким гражданам  пожилого возраста (одиноким супружеским  парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

2) гражданам пожилого  возраста и инвалидам, имеющим  родственников, которые не могут  по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

3) гражданам пожилого  возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

4. Социальные услуги на  условиях полной оплаты оказываются  гражданам пожилого возраста  и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

5. Взимание платы производится  со всех категорий граждан  пожилого возраста и инвалидов  при оказании по их просьбе  дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг.

6. Порядок и условия  оплаты социальных услуг в  государственном и муниципальном  секторах социальных услуг определяются  Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

7. Плата за стационарное  обслуживание граждан пожилого  возраста и инвалидов осуществляется указанными гражданами или их законными представителями в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Средства, поступающие  от оплаты социальных услуг, зачисляются  на счета учреждений социального  обслуживания и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда социальных работников в размере, определяемом органами социальной защиты населения, в ведении которых находятся указанные учреждения, сверх бюджетных ассигнований. Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания в части средств, поступающих от оплаты социальных услуг, подлежат льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Учреждения социального  обслуживания, предоставляющие социальные услуги, обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами, принимаемыми на платное обслуживание, или с их законными представителями договоры, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, а также порядок и размер их оплаты.

10. Оплата социальных услуг  может производиться в форме  отчуждения принадлежащих гражданам  пожилого возраста и инвалидам  жилых помещений, земельных и  имущественных паев, иной собственности  на основании договоров, заключаемых  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Сделки об отчуждении  недвижимости в целях оплаты  социальных услуг регистрируются  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, при одновременном  соблюдении следующих условий:

1) сохранении за гражданином пожилого возраста и инвалидом права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещении либо предоставлении ему с его согласия другого жилого помещения для проживания, отвечающего нормам, установленным жилищным законодательством;

2) получении согласия в письменной форме местных органов управления социального обслуживания населения на оформление сделки.

3. Нормативно-правое регулирование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

 

Ниже мы представляем перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действующих в целях улучшения положения граждан старшего поколения и инвалидов.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ " Об основах социального обслуживания гаждан Российской Федерации ".

Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 ноября 2014 г. N 93-оз

"Об утверждении перечня  социальных услуг, предоставляемых  поставщиками социальных услуг  в Ханты-Мансийском автономном  округе - Югре"

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53058-2013

"Социальное обслуживание  населения. Социальные услуги гражданам  пожилого возраста"

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2013

"Социальное обслуживание  населения. Качество социальных  услуг. Общие положения"

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2013

"Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг"

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальная работа как  важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и пожилым гражданам в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался  вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального  обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи  с указанными обстоятельствами как бы перемещается,  оно  динамично.  Вместе  с тем, по  мере  внедрения  в  систему  социальной  защиты  работников  данной категории  расширяются  их  функции.  Деятельность   социальных   работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей,  находящихся  и в населении (в том числе  и  в  семьях),  и  в  домах-интернатах.  При  этом особенно вырисовывается  специфика  деятельности  социальных  работников.  В одних  случаях  она  носит  характер  организации  помощи  различных служб (медицинской  помощи,  юридических  консультаций и т.д.), в  других она приобретает  морально-психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть,  что помимо непосредственных  "потребителей"  (инвалидов,  пожилых  людей)  сфера деятельности  социальных  работников  распространяется  и  на  обслуживающий персонал, например, в  домах-интернатах,  с  которым  социальным  работникам приходится взаимодействовать. В этой  связи  приобретает  особую  значимость уровень  образования  социальных  работников,  их  профессионализм,   знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи  с  широкими и разнообразными функциями  социальных  работников  в  обслуживании  пожилых людей,  возникает  потребность  в  этих  специалистах  с  различным  уровнем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые  находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает  большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого- педагогической  коррекцией  и морально-психологической поддержкой. Для инвалидов  и  пожилых  людей,  находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная  от социально-бытовой  адаптации  в домах-интернатах и кончая   интеграцией инвалидов  в  общество. В данной реально существующей ситуации   с обслуживанием пожилых людей и инвалидов  в  разных  условиях  их  проживания существует  настоятельная  необходимость  введения   в штат   стационарных учреждений  социальных  работников  с целью  совершенствования   социальной поддержки нетрудоспособных граждан.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. – Ростов- н/Д.: Феникс, 2009. – 346 с.
  2. Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". – М.: Юристъ, 2009. – 542 с.
  3. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. — 187 с.
  4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005 - 940 с.
  5. Основы социальной работы. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
  6. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. – М. : Инфра-М, 2007. – 328 с.
  7. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ", 2007. – 400 с.
  8. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 384 с.
  9. Фирсов М. В, Студенова Г. Е. Теория социальной работы. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009. – 512 с.
  10. Харин К.С. Право социального обеспечения : учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. – 360 с.
  11. Харин К.С. Право социального обеспечения : учеб.пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб.: ГУАП, 2008. – 297 с.
  12. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. – М.: А-Приор, 2010. – 144 с.
  13. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.

 

 


Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов