Социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:52, доклад

Краткое описание

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлениях социальному прогрессу.

Файлы: 1 файл

1 доклад по соцгосударству.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Социальная политика - совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование  всего комплекса социальных  процессов  и отношений между людьми.

 Основополагающим  документом, регулирующим основы  социальной политики, является Конвенция  МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлениях социальному прогрессу.

 Конституция Российской Федерации опирается на основные положения Конвенции МОТ № 117. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 Существует три  основных направления социальной  политики:

1. Создание условий  для трудовой активности, регулирование  занятости и зарплаты, совершенствование  трудовых качеств работника 

Функция - Активная

 Объект - Экономически  активное население

2. Прямая поддержка  доходов через систему социального  обеспечения 

Функция - Защитная

 Объект - Наиболее  нуждающиеся, экономически не  защищенные слои населения 

3. Развитие человеческой  личности, поддержание здоровья, повышение  культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры

 Функция - Конструктивная 

Объект - Все слои населения  С началом радикальных рыночных реформ в Российской Федерации в  начале 1990-х годов возникла проблема разработки соответствующей социальной политики, которая бы обеспечила смягчение негативных последствий радикальных рыночных реформ и реализацию принципов социального государства.

 К сожалению, реализовать  полностью эти замыслы не удалось.  Рыночные реформы привели к  существенному падению реальных доходов населения, усилению дифференциации доходов, что объясняется многими причинами, такими как

политика приватизации государственной собственности, которая  способствовала глубокому расколу  общества на богатых и бедных

глубокий спад производства, который продолжался все 1990-е годы. Экономический рост в России начался только во второй половине 1999 г. Очевидно, что такая продолжительность и глубина спада привели к резкому падению реальных доходов населения нашей страны;

возникновение дефляционного разрыва, т.е. ситуации недостаточного внутреннего совокупного спроса. Она была обусловлена жесткой монетаристской политикой, которая предполагала ограничение денежной массы в обращении. В российской экономике удельный вес денежного агрегата М2 и ВВП не превышает 15%, тогда как в странах Западной Европы он находится в пределах 60-80%, в США - более 100% ВВП. Возникшая ситуация привела к резкому падению совокупного спроса.

сохраняющиеся высокие  темпы роста потребительских  цен.

нерешенность многих проблем развития бюджетного федерализма в России, т.е. до сих пор не найдены оптимальные пропорции распределения доходов и расходов по трем уровням бюджетной системы:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов  федерации;

в) бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты).

 Современный этап  развития бюджетного федерализма  в России характеризуется стремлением  федерального центра переложить  все большую долю социальных  обязательств на бюджеты территорий. Например, бюджет 2011 г. предусматривает,  что на регионы придется более двух третей социальных расходов консолидированного бюджета, в том числе: на финансирование жилищно-коммунального хозяйства - почти 94%, здравоохранения - более 76%, социальной политики - 65%. При этом не предусмотрено выделение дополнительных средств на обеспечение дополнительно передаваемых регионам полномочий. Между тем бюджеты около 40 субъектов РФ дефицитны, поэтому многие регионы не способны в полной мере выполнять свои социальные обязательства.

6) серьезные недостатки  в методологии и практике социального планирования. В Российской Федерации слабо используют широко применяемые в западных странах передовые подходы к планированию социальных мероприятий, которые предполагают отказ от остаточного принципа финансирования социальной сферы, ориентации на достигнутый уровень социальных расходов («планирование от достигнутого») и переход к их целевому планированию и финансированию. При таком подходе на первое место выдвигают те цели, которые должны быть достигнуты в социальной политике. Они находят свое отражение в системе социальных стандартов, выражающихся через социальные нормативы и нормы.

 Таким образом,  сложившаяся в настоящее время  в нашей стране система социальных  норм и нормативов слабо структурирована:  в ней не выделяют приоритетных показателей уровня жизни, связанных с решением наиболее неотложных и жизненно важных проблем. При этом устанавливаемые социальные нормы и нормативы не содержат качественных характеристик, а их количественная величина, как правило, недостаточно обоснована, поскольку в основу норм и нормативов не заложены объективные требования

поддержания определенного  стандарта потребления материальных благ и услуг. Такие нормативы  существенно занижены, так как  планируются исходя из уже сложившегося, явно недостаточного уровня финансового обеспечения социальных расходов. При этом сам набор социальных норм и нормативов крайне ограничен.

Наиболее острой социальной проблемой современной России является бедность, принявшая огромные масштабы. В первом квартале 2010 г. 20,6 млн чел. (14,7 % от общей численности населения) имели доходы ниже величины прожиточного минимума. Следует отметить, что эти цифры в полной мере не характеризуют истинных масштабов бедности в нашей стране, поскольку, по мнению экспертов, величина прожиточного минимума занижена в 1,5-2 раза.

 Одним из индикаторов  крайне низкой эффективности  социальной политики в РФ является  высокая дифференциация доходов  населения. Разрыв в уровне  доходов в нашей стране приобретает  опасный с точки зрения социальной  стабильности характер. Критическим в этом плане считается семи-, восьмикратный разрыв в уровне доходов крайних децильных групп населения. В России же он достигает отметки в 14,8 раз. Коэффициент Джини в 2010 г. составил 0,409 (в 1992 г. он был равен 0,289), что свидетельствует о резком углублении дифференциации доходов в период рыночных преобразований.

 Сложившийся в нашей  стране глубокий разрыв в уровне  доходов между богатыми и бедными  вызывает серьезную озабоченность  еще и потому, что противоречит  основным тенденциям социальной политики в странах - лидерах мировой экономики. Во второй половине XX века там произошли существенные перемены в жизни общества. Изменились социальные характеристики значительной части населения (от 1/2 до 2/3), которая стала считать себя не столько рабочими, фермерами, служащими и мелкими предпринимателями, сколько средним классом. Известно, что принадлежность к среднему классу определяется не отношением к собственности на средства производства и не источником дохода (это может быть заработная плата, прибыль на вложенный капитал, дивиденды от акций и т.д.), а его уровнем.

 Важнейшей характеристикой  среднего класса является довольно  высокая степень уверенности  в устойчивости его положения,  которая гарантируется системой  социальной защиты государства, приобретенным профессиональным статусом. Лицам, относящимся к среднем классу, есть что терять в случае социальных потрясений и политических конфликтов. Именно средний класс стал опорой стабильности в обществе.

 Необходимо уделить  внимание затратам на социальные цели и науку. В 2010 году на эти цели было выделено 1184,7 млрд.руб., из которых большая часть (427,5 млрд.) было потрачена на соответственно социальную политику, далее идут расходы на образование (341,1 млрд.), здравоохранение, ф/к и спорт (274,6 млрд.). Наименьшую статью расходов составляют расходы на ЖКХ (71 млрд.) и культуру (67,5 млрд.). Но практика показывает, что необходимо большее вливание средств в социальную сферу.

 Ситуация в социальной сфере  в РФ актуализирует проблему выбора оптимальной модели социальной политики. В современных условиях усиливается противоборство двух альтернативных ее вариантов - политики социального и субсидиарного государства. При этом в последние годы активизируются сторонники последовательной реализации на практике доктрины социального государства.

 Об этом свидетельствуют  выдвинутые Президентом РФ четыре  общенациональных проекта, затрагивающие  приоритетные сферы социально-экономического  развития:

образование;

здравоохранение;

жилищное строительство;

сельское хозяйство.

 В частности, предусматривается:  значительное увеличение размеров  оплаты труда работников образования  и здравоохранения в целях  стимулирования повышения качества  образовательных и медицинских  услуг, широкое развитие ипотечного кредита для ускорения решения жилищной проблемы, комплекс мер по поддержке отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Реализация этих проектов, начавшаяся в 2006 г., будет иметь огромное значение для кардинального повышения уровня и качества жизни всех граждан нашей страны.

 

Принципы и приоритеты.

В настоящие время, многие страны мира являющиеся по Конституции социальными или не имеющие формально такого положения, но де-факто проводящие социально-экономическую политику, опираются на такие важнейшие принципы, как: экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;развитие и экономическая   эффективность социального рыночного хозяйства; социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным; гендерное равенство мужчин и женщин; участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства;

 ответственность государства  за состояние и развитие эффективной  социальной политики, направленной  на обеспечение достойной жизни  и свободного развития человека.

Анализ социально-экономической  и правовой практики показывает, что  некоторые из этих принципов в  той или иной мере утверждаются в  нашей действительности. В соответствии с ними формируется такая социальная политика, которая призвана создавать нормальные условия жизни для всех слоев населения. Для трудоспособной части людей - обеспечивать необходимый уровень и качество жизни за счет собственных усилий. Для еще или уже нетрудоспособных - создавать систему государственной социальной защиты и обеспечения их жизненных потребностей.

 Также можно обозначить основные  приоритеты социального государства:

 в сфере совершенствования  демографического положения в  государстве: разработка и реализация  государственной демографической  политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения;

 в сфере систем жизнеобеспечения  населения: сохранение и приумножение  жилья для граждан, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах; разработка поощрительной и вспомогательной подсистемы, занимающейся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.;

 приоритеты обеспечивающие  достойный уровень жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы;

 в сфере социальной защиты  населения: разработка и осуществление  государственной программы преодоления  бедности; создание эффективной  системы защиты населения от социальных рисков; разработка системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.), социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.;

 в сфере занятости: обеспечение  гражданам возможности трудиться  на условиях свободно избранной,  полной и продуктивной занятости;  защита трудовых прав и интересов  работников через систему социального  партнерства;

 в сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны;

 в сфере формирования социально-культурной  среды: повышение роли и качества  общего и профессионального образования;  государственная поддержка системы  образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности  языка и культуры народов, населяющих государство;

 разработка и реализация  стратегии управления наукой, направленной  на ее развитие, создание новых  технологий и их модернизацию  на основе прогнозов глобального  и национального развития.

Информация о работе Социальное государство