Социально экономическое развитие калмыкии во второй половине XIX начало XX

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:23, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблемы экономического развития России во второй половине XIX — начале XX вв. неоднократно привлекали к себе внимание российских исследователей. Современные процессы в стране и мире активизировали большой интерес к изучению социально-экономической проблематики у историков, политологов и экономистов. Это позволило по-новому взглянуть на ряд социально-экономических процессов в истории России в рассматриваемое время.

Файлы: 1 файл

Социально экономическое развитие калмыкии во второй половине XIX.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

       Из  недавно вышедших работ можно  отметить ряд калмыцких исследователей. В их числе, касающихся изучаемой  темы, следует назвать диссертационные  исследования С.Ю. Деева, Н.П. Леджиновой, Р.К. Надбитова 21.

       В работе Деева С.Ю. изучаются административные реформы в Калмыкии в конце  XIX – начале ХХ столетия, в частности, анализируется сложившаяся система управления и налогообложения, раскрывается основное содержание процесса реорганизации административно-территориальной системы в ходе подготовки и проведения реформы 1892 г. и 1910 г.

       В исследовании Леджиновой Н.П. впервые  подробно дается описание предпосылок, хода и итогов реформы 1892 г. Автор  также рассмотрел и экономическую составляющую проекта 1892 г., остановился на всех законопроектах, вводимых и планируемых для введения в калмыцкой степи.

       В работе Надбитова Р.К. всесторонне  рассматриваются социально-экономическое  и общественно-политическое состояние  калмыцкой степи в период с XIX – по начало 20-х годов ХХ в. Автор обстоятельно анализирует положение донских калмыков, Калмыцкой степи, в частности, области коннозаводства. В работе показано также и положение калмыцкого народа в первые годы установления советской власти.

       Таким образом, в историографии постсоветского периода происходит пересмотр прежних научных теорий, осуществляется анализ основных теоретико-методологических вопросов, в том числе, и в изучении общественного строя калмыков, национальной политики российского правительства и в оценке социально-политического развития Калмыкии на рубеже XIX – XX вв.

       Хронологические и территориальные  рамки исследования. Территориальные рамки исследования охватывают территорию Калмыцкой степи Астраханской губернии и Большедербетовского улуса Ставропольской губернии (современную территорию Республики Калмыкия).

       Хронологические рамки исследования включают период со второй половины XIX до начала XX столетия. Отправной точкой данной работы была взята отмена крепостного права в 1861 г., способствовавшая утверждению капитализма в России и усилившая проявление в экономике и социальной жизни Калмыцкой степи рыночных тенденций.

       Методологическая  основа. При выполнении работы основным методологическим принципом явился историзм, предполагающий необходимость изучать любое общественное явление, исторические объекты в становлении, развитии, динамике, во взаимодействии с другими общественными явлениями. В диссертации применялся принцип объективности, предполагающий, что оценки событий, взглядов, позиций, должны быть свободны от политической предвзятости, тенденциозности и идеологических догм. Важное значение при выполнении работы имело также использование принципа системности. Этот метод ориентирует исследование на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого объекта с окружающими его объектами и процессами. В работе также использованы методы, взятые из области политологии и социологии. Главенствующим среди них стал социологический подход, предполагающий выявление социально-экономической обусловленности политических явлений и процессов. Объединение всех этих методов позволило в достаточной степени полно и четко изучить поставленную проблему.

       Источниковую  базу исследования составляют:

1. Делопроизводственные материалы Комиссий, занимавшихся подготовкой реформ управления в Калмыкии. Эту группу источников можно разделить на две подгруппы. Материалы делопроизводства Комиссий, которые работали при Министерстве государственных имуществ (МГИ) и материалы по подготовке административной реформы, проводимой Министерством внутренних дел (МВД). Материалы подгрупп хранятся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА). Это фонды: первый департамент МГИ (РГИА.Ф.383), департамент общих дел МГИ (РГИА.Ф.381), департамент государственных и земельных имуществ министерства земледелия (РГИА.Ф.396), земской отдел МВД (РГИА.Ф.1291), материалы министерства юстиции (РГИА.Ф.1405) и материалы департамента законов Государственного Совета (РГИА.Ф.1149, 1150, 1152). Данные источники содержат огромную переписку как между министерствами, так и между центральными (МГИ, МВД) и местными (управление калмыцким народом) органами власти. Для освещения работы местных органов власти были использованы материалы, хранящиеся в Национальном Архиве Республики Калмыкия (НА РК). Это, прежде всего, фонд управления калмыцким народом (НА РК.Ф.И.-9), канцелярии Главного попечителя калмыцкого народа по заселению дорог (НА РК.Ф.7), Главного пристава (НА РК.Ф.1). Информация, полученная из дел НА РК, помогла осветить мероприятия, проводимые местными органами власти, и оценить их результаты. Кроме того, для изучения работы съездов улусных попечителей были использованы опубликованные материалы, освещающие их работу (Труды съездов улусных попечителей и калмыков-скотоводов 1904, 1907 и 1908 гг. Астрахань, 1910).

2. Статистические  материалы к ежегодным статистическим  обзорам: «Труды Астраханского  губернского статистического комитета»,  «Статистический обзор государственных  имуществ за 1858 год».СПб.,1861.

3. Периодическая  печать, вобравшая ценную информацию, которая помогла раскрыть специфику  существовавшей системы управления, ее достоинства и недостатки  и понять с какими проблемами  столкнулись различные Комиссии  при подготовке реформ в Калмыцкой степи. Например, журналы: Министерства государственных имуществ, внутренних дел, народного просвещения, сборник статистических сведений о Ставропольской губернии; газеты: «Ойратские известия», «Ставропольские губернские ведомости», «Сельское хозяйство Астраханского края».

       Научная новизна диссертации заключается в следующем:

    • на основе изучения многочисленных и разнообразных по характеру опубликованных работ и широкого круга архивных материалов проведено комплексное современное научное изучение преобразований, которые осуществлялись в Калмыцкой степи с конца XIX – начале XX вв.;
    • проведено исследование экономических изменений, различные стороны социального и политического развития калмыцкого общества;
    • благодаря введению в диссертацию обширного архивного материала, новых источников, не использованных в других трудах документов и материалов, применению системного подхода к изучению научной проблемы, дается полная картина реализации всех проектов и нововведений в калмыцких улусах в конце XIX – начале XX вв.;
    • автор показал, что реализация проводилась в русле правительственной политики по отношению к зажиточной верхушке и простым калмыкам (простолюдинам);
    • в ходе научного исследования были раскрыты и проанализированы различные стороны социально-экономического развития калмыцкого общества, в указанный период времени;
    • показана динамика проведения проектов, прослежена деятельность государственных органов, изложены предпосылки социально-экономических форм работы, пути реализации занятости населения;
    • научная новизна представленной работы заключается и в том, что приведенный автором исторический материал периода (конец XIX – начало XX вв.) носит региональный характер;
    • впервые в диссертационной работе в научный оборот введены новые архивные документы и материалы, не использованные ранее в других трудах.

       Практическая  значимость диссертации обусловлена ее актуальностью и новизной. Весь исследовательский материал, изложенные положения и выводы, могут быть использованы в дальнейшем изучении и

       теоретическом углублении рассматриваемой темы и поставленных в исследовании вопросов. Результаты работы расширяют и дополняют историографию тематики, поэтому собранный и обобщенный материал может быть использован в других диссертациях при подготовке научных трудов и публикаций, в учебном процессе при преподавании истории Калмыкии: в лекционных курсах, в учебных пособиях и семинарах по отечественной истории.

       Апробация результатов исследования. Концепция диссертации и материалы исследования нашли свое отражение в ряде публикаций. Основные положения диссертации изложены в 5 статьях. Работа обсуждена на кафедре Отечественной истории КГУ 22.

       Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделяется на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы. 

       II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

       Во  введении обоснованы актуальность, научная новизна, методология, научная и практическая значимость темы, определены цели и задачи, хронологические рамки, дана историография проблемы, и обзор источников.

       В первой главе «Реформа 1892 г.», состоящей из двух параграфов, исследуется общественное и экономическое положение Калмыкии во второй половине XIX в., рассматривается социальная структура калмыцкого общества и процессы, способствовавшие принятию реформы по отмене обязательных отношений калмыков-простолюдинов к калмыцкой знати, основные направления развития Калмыкии после введения реформы 1892 г.

       В параграфе 1.1 «Калмыкия накануне реформы 1892 г.» проводится анализ состояния калмыцкого хозяйства и административно-территориального устройства, также дается обзор существовавшей системе управления, ее недостатках.

       Калмыкия  входила в состав Российской империи, вступившей во второй половине XIX в. в  период капитализма. Скотоводство по-прежнему велось кочевым методом, характеризовалось крайне низкой производительностью. Но, тем не менее, в его развитии имели место определенные сдвиги. Они проявлялись в строительстве базов, укрытий для скота, в появлении отдельных хозяйств, владельцы которых стали уделять серьезное внимание улучшению породности принадлежавшего им скота. Все эти нововведения отражали усилия калмыков сохранить производительность скотоводства в условиях происходивших перемен в социально – экономическом развитии Калмыцкой степи данного периода. В целом же имел место процесс постепенно возраставших количественных изменений в содержании скотоводства. Все это дает основание говорить об эволюционном характере его развития в исследуемый период.

       В параграфе 1.2 «Проведение реформы 1892 г. и ее основные положения» даётся обзорное рассмотрение основных причин реформы, проведенных мероприятий и резюмируются основные итоги и результаты, возникшие в результате перестройки экономики и управления.

       С 1861 г. по 1892 г. российским правительством было организовано 5 комиссий с разными составами и разными проектами по поводу подготовки и проведения реформы административного и общественного устройства калмыцкого населения. По мнению Министерства Государственных имуществ, процесс реформирования управления в Калмыцкой степи должен быть поэтапным. И первым шагом в этом направлении должна была стать отмена обязательных отношений калмыков - простолюдинов к привилегированным сословиям.

       Все созданные комиссии приходили к  различным выводам и заключениям. К примеру, если ответ всех комиссий о необходимости освобождения калмыков от выплаты албана был одинаков, то касательно вопроса по определению размера вознаграждения нойонов и зайсангов они полярно расходились.

       Учитывая, что мнения комиссий по разным вопросам часто расходились, российское правительство  решило создать одну особую Комиссию. В 1882 г. при МГИ было создано Особое Совещание, которое видело решение проблемы в сборе точных сведений по истории быта калмыков, составление и принятие проекта общественного устройства и управления. Исследование этого вопроса было поручено Главному попечителю калмыцкого народа Н.О. Осипову. По его предложению была создана Комиссия под председательством министра Государственных имуществ В.И. Вешнякова. Эта Комиссия предложила введение для калмыцкого населения участкового управления во главе с мировым судьей, что освобождало калмыков-простолюдинов от богачей. Впоследствии предложения Комиссии о прекращении обязательных отношений к владельцам и зайсангам были учтены при разработке проекта МГИ. Проект именно этой Комиссии и стал основой для проведения реформы 1892 г.

       Решение Государственного Совета, утвержденного  императором 16 марта 1892 г., навсегда освободило калмыков-простолюдинов от обязательных отношений к привилегированным сословиям. Они получили все личные права, предоставленные общими законами империи сельским жителям.

       Во  второй главе «Развитие Калмыкии после реформы 1892 г.», состоящей из двух параграфов, исследуется социально-экономическая обстановка в регионе, сложившаяся на рубеже конца XIX – начале XX вв.

       В параграфе 2.1 «Основные направления развития» рассматривается процесс вступления Калмыцкой степи в общероссийский социально-экономический процесс, который начался с реформы 1892 г. Простые калмыки, становясь лично свободными людьми, получили большую независимость в ведении своего хозяйства. В то же время калмыцкие богачи, получившие довольно значительные суммы от выкупных платежей, получили возможность вложения этих средств в развитие своих хозяйств. Эти преобразования в Калмыцкой степи привели к дальнейшим изменениям в экономике и способствовали развитию рыночных отношений.

       Прежде  всего, это отразилось на основных отраслях калмыцкого хозяйства – скотоводстве, овцеводстве, коневодстве. В скотоводстве повысилось общее поголовье скота, оно возросло почти вдвое. Коневодство становится товарной отраслью калмыцкого скотоводства в виду роста торговли лошадьми. Отмечается рост товарности овцеводства.

       В коннозаводстве улучшилась породность лошадей в связи с участием в престижных выставках, скачках, селекционировании, а также в связи с развитием частного коннозаводства. К началу XX в. тонкорунное овцеводство стало одной из ведущих и продуктивных направлений калмыцкого скотоводства. Шерсть мериносов ценилась вдвое выше на российском рынке, чем шерсть других пород овец. Наблюдается частичный переход от кочевого к полукочевому, а местами и к оседлому типу ведения хозяйства и разведения крупного рогатого скота и овец.

       Наряду  со скотоводством и земледелием, одной из ведущих отраслей хозяйства  калмыцкого населения, являлось рыболовство. Здесь также отмечалось усовершенствование методов и способов производства. Кроме рыболовства, в Калмыкии в  начале XX в. местное население стало заниматься извозным промыслом, которое, как и рыболовство, являлось в скотоводческих хозяйствах дополнительным источником дохода.

       Таким образом, в конце XIX – начале ХХ вв. в развитии калмыцкой экономики четко проявлялись тенденции капиталистического характера, наметившиеся еще до 1892 г. и усилившиеся после реформы. Немалое значение на хозяйства калмыков оказало влияние переселенческой деревни. К началу XX в. сельское хозяйство Калмыкии все более приобретало торгово-предпринимательский характер.

       В параграфе 2.2 «Экономика Калмыкии в 1892 – начале XX вв.», рассматривается состояние калмыцкого хозяйства на начало XX века, изучен и показан сложный процесс формирования социальной структуры калмыцкого общества, а также проведен анализ политической обстановки в регионе, сложившейся в начале XX века и до революции 1917 г. В последние десятилетия XIX в. существенно менялась российская экономическая конъюнктура. Эти изменения не могли не отразиться на положении Калмыцкой степи, неотделимо связанной с российской экономикой, что ускоряло движение региона на капиталистический путь. Темпы промышленного развития России на рубеже веков были скорректированы проводимой российским правительством политикой индустриализации. Он означал, что, начиная с последней трети XIX в., задачи ускоренного промышленного развития стали приоритетными в правительственном экономическом курсе. Позитивные изменения в экономике происходили на фоне активной законотворческой деятельности правительства.

Информация о работе Социально экономическое развитие калмыкии во второй половине XIX начало XX