Социально – трудовые отношения: определение, классификация, формирование и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение.

Оглавление

Введение 3
§1. Понятие социально-трудовых отношений 5
§2. Классификация основных типов социально-трудовых отношений 7
§3. Формирование и развитие социально – трудовых отношений
в обществе…………………………………………………………………………9
§4. Социальное партнерство…………………………………………………….13
§5. Коллективный договор как форма регулирования социально – трудовых отношений………………………………………………………………………..17
§6. Государственное регулирование социально-трудовых отношений……...23
Заключение ……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Семиинар 5.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  технический университет»

 

Факультет гуманитарного  образования

Кафедра «Социология, социальная работа и политология»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине «Труд…»

 

На тему: «Социально – трудовые отношения: определение, классификация, формирование и развитие»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 

                             Проверила:   

 

 

 

 

 

 

ОМСК-2012

Содержание

 

Введение 3

§1. Понятие социально-трудовых отношений 5

§2.

 

 

Введение

 

 

Труд является основой  существования человека, определяет его место в обществе, служит одной  из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение.

Особенности труда как  объекта исследования и изучения состоят в том, что, во-первых, труд - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.

В условиях коренных изменений  в системе общественных отношений  наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудовой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние основных субъектов этих отношений. Именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы и т.д.

В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение в современном понимании особенностей труда как объекта исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда и социально-трудовых отношений как науки.

Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться  с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это  свойство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие социально-трудовых отношений

 

Термин социально-трудовые отношения вошел в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно.

Социально-трудовые отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни. [7, C.236]

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями  являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем  о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.) [1]

При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия  трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический  и психологический аспекты трудового  процесса.

Анализ социально-трудовых отношений проводится по следующим основным направлениям: субъекты, предметы, типы.

Субъектами социально-трудовых отношений являются:

- индивидуум - наемный  работник;

- работодатель - предприятие  (фирма), предприниматель;

- государство.

Наёмный работник - это человек, заключивший трудовой договор с представителями предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель - человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может выступать собственником  средств производства или их представителем.

Профессиональный союз создаётся для защиты экономических  и социальных интересов наёмных  работников или лиц свободных  профессий в определённой сфере  деятельности. Важнейшими направлениями  деятельности профсоюзов являются обеспечение занятости, условия и оплата труда.

Государство как субъект  социально-трудовых отношений выступает  в следующих ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Социально-трудовые отношения возникают на следующих уровнях взаимодействия:

  • индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях;
  • групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей;
  • смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство.

Предметом социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, наем-увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда и его вознаграждение и др. Все их многообразие обычно сводится к трем группам:

1) социально-трудовые  отношения занятости;

2) социально-трудовые  отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;

3) социально-трудовые  отношения, возникающие в связи  с вознаграждением за труд.

 

 

§2. Классификация основных типов социально-трудовых отношений

 

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационной форме выделяют следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнёрство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт. [6, C.168]

Патернализм характеризуется  значительной долей регламентации  социально-трудовых отношений со стороны  государства или руководства  предприятий. Она осуществляется под  видом «отеческой заботы» государства  о нуждах населения или администрации  предприятия о своих сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и некоторых других азиатских стран.

Партнёрство наиболее характерно для Германии. Экономика Германии основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наёмные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнёры в решении социально-экономических задач. Отношения партнёрства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности людей и социальных групп.

Конкуренция между людьми и коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает, что  эффективно организованная конкуренция между трудовыми коллективами может приносить позитивные плоды.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов  групп людей. Это может быть солидарность профсоюзов при отстаивании интересов  наёмного персонала.

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности  за достижение своих целей и своих  действий при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать  как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или другой союз, то субсидиарность может реализовываться в форме солидарности.

Дискриминация - основанное на произволе, незаконное ограничение  прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности и другим признакам. Проявления дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, оплате труда, увольнении. Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается, прежде всего, системой законодательства, культурой рыночных отношений, этическими нормами и правилами.

Конфликт является крайней  формой выражения противоречий в  социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения. Противоречия в социально-трудовых отношениях объективно неизбежны и при определённых условиях необходимы для развития социально- экономических систем. В этом смысле они могут быть полезны, так как в наиболее явной форме выражают интересы конфликтующих сторон. Естественно, что затяжные конфликты приводят к значительным потерям для предприятия, сотрудников и экономики страны в целом. Этим определяется необходимость разработки методов рационального управления конфликтными ситуациями.

По характеру влияния  на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:

1) конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;

2) деструктивными, мешающими  успешной деятельности предприятия. 

Конструктивными могут  быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи; либо конкуренции, организованной таким образом, чтобы достигались позитивные результаты. Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере коллектива.

Деструктивные взаимоотношения  возникают тогда, когда общая  направленность интересов сотрудников  и социальных групп не соответствует  целям предприятия.

 

§3. Формирование и развитие социально – трудовых отношений в обществе

 

Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием огромного количества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием. К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.

Социальная политика. Социально-экономическая концепция  развития любого общества включает в  себя механизм формирования и регулирования  социально-трудовых отношений как  важнейший элемент социальной политики. При этом социальная политика понимается как стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее им достойный уровень, условия жизни и труда, их социальную защищенность. Последняя включает законодательно или иным образом установленные гарантии социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи, представляющие собой различные системы мер, дифференцированных в первую очередь по адресной направленности:

социальная защита - система  мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного  населения и социально уязвимых слоев трудоспособного населения;

социальная поддержка - система мер, относящаяся в основном к экономически активному населению и направленная на создание условий, позволяющих обеспечить социальную защищенность наемных работников;

социальная помощь - меры, относящиеся ко всему населению  и представляющие собой помощь, как  правило, кратковременного характера, оказываемую людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, требующие дополнительных расходов. [8, C.246]

Главная цель социальной политики - повышение уровня и качества жизни граждан Украины на основе стимулирования трудовой и хозяйственной  активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможностей, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование.

Социальная политика фактически представляет собой синтез нескольких крупных направлений государственной политики, в том числе политики в области труда, социально-трудовых отношений; политики в области доходов населения; политики занятости, регулирования рынка труда; миграционной политики; политики в области социальной сферы; демографической политики; экологической политики.

Информация о работе Социально – трудовые отношения: определение, классификация, формирование и развитие