Социальная структура современного белорусского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 13:08, реферат

Краткое описание

Сквозные критерии социального положения и дифференциации общества. Использование данных социальных исследований, позволяющих раскрыть внутреннюю структуру каждого слоя в обществе.

Файлы: 1 файл

В широком смысле социальная структура.docx

— 23.77 Кб (Скачать)

В широком смысле социальная структура – это внутреннее строение общества, где общество - это не человечество вообще, а конкретный социум уровня страны. Признаки такого общества: постоянная территория, развитая культура, политическая независимость и самовоспроизводство населения. Каждое суверенное общество строится в принципе из типовых блоков, приспособленных к конкретным условиям. Например, суверенная страна должна иметь две фундаментальные структуры: государство и гражданское общество.

Государство олицетворяет всеобщие интересы: оборона, поддержание законности и правопорядка, безопасности граждан, реализация социальных программ. Гражданское общество-сфера представления и реализации особых интересов людей через добровольные объединения.

Гражданское общество – сфера представления и реализации особых (частных, индивидуальных, групповых) интересов людей, – через добровольные, самодеятельные объединения (союзы, клубы, ассоциации и т.д.), освобождающие государственные органы от непосильной нагрузки по всеобщей регламентации и создающие систему сдержек и противовесов от посягательств государства на частную жизнь и права граждан, обеспечивая тем самым функциональное равновесие общественной системы.

То есть, общество – как и страна, состоит из государства и гражданского общества, которые в свою очередь структурированы. Государственное устройство включает в себя всю совокупность органов государственной власти в центре и на местах. Гражданское общество в РБ находится в стадии самоорганизации. Возникли различные самодеятельные формирования, по некоторым данным их более тысячи, функционируют десятки партий, множество негосударственных фондов, ассоциаций и т.д.

Социальная структура в узком смысле – совокупность социальных групп, выделенных по критериям, отражающим их положение в обществе, и систему связей между группами, характерных для того или иного уровня расслоения.

Дифференция людей по положению в обществе является ключевым понятием для объяснения нашей реальности и в сфере политики и в повседневной жизни населения. Именно здесь формируется та социальная база, на поддержку которой рассчитывают общественные лидеры, партии, движения. В условиях современной техногенной цивилизации наблюдается быстрая эволюция социальных групп.

В 90-е годы социальная структура стала более подвижной, возросло многообразие социальных статусов, изменилась и значимость компонентов социального статуса – социальный вес людей все больше определяется величиной капитала, расширились границы бедности и нищеты. Выделяют 5 пять основных позиций белорусского общества: нижний слой (доход меньше БПМ) – 1/3 населения; базовый слой (от БПМ до 1 МПБ) – 4/10 населения; средний слой (от 1 до 2 МПБ) – 1/5 населения; верхний слой (от 2 до 3 МПБ) – 1/20 населения; элита (свыше 3 МПБ) – 1%.

Вместе с тем, имеются и сквозные критерии социального положения и дифференциации. К ним можно отнести следующие:

  • собственность,
  • доход,
  • престиж профессии, должности, группы,
  • власть как законную форму влияния,
  • образование или знания, квалификация,
  • репутация.

Эти критерии значимы в любом обществе, ибо с ними связано самоопределение личности. И какие бы способы самоопределения ни выбрал тот или иной индивид, его социальное положение может быть оценено достаточно точно по совокупности названных признаков. Скажем, вор может накопить много денег, но его престиж и репутация отрицательны, как и статус в обществе.

Каждый слой имеет внутреннюю структуру. Использование данных социальных исследований позволяет раскрыть внутреннюю структуру каждого слоя:

  • нижний слой – служащие без специальности, рабочие низкой квалификации, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, безработные;
  • базовый слой – специалисты массовых профессий, пенсионеры, рабочие средней квалификации;
  • средний слой – высококвалифицированные специалисты, рабочие высокой квалификации, средние предприниматели;
  • верхний слой – востребованные специалисты, успешные предприниматели, наиболее квалифицированные рабочие;
  • элита – высокооплачиваемые служащие, предприниматели.

 

В Республике Беларусь средний класс составляет 29, 6 %, базовый и нижний – 70,4% .

Таким образом, социальная структура как деление общества на определенные группы и дифференциация людей по положению в обществе является ключевым понятием для объяснения нашей реальности, как в сфере высокой политики, так и повседневной жизни населения. Именно здесь формируется та социальная база, на поддержку которой рассчитывают общественные лидеры, партии и движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Социология»

на тему:

«Социальная структура современного белорусского общества»

 

Выполнила:

 

Понятие социальной структуры употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле социальная структура определяется как внутреннее строение общества.

Что соответствует этому в повседневной реальности? Прежде всего, отметим, что под обществом в этом случае имеется в виду ни человечество вообще (глобальное общество) или производственно-сбытовые единицы, а конкретный социум уровня страны, независимо от того, имеется ли в виду абстрактная модель или совершенно определенная держава. Признаками такого общества являются: постоянная территория, развитая культура, политическая независимость и самовоспроизводство населения (См. Смелзер Н. Социология. М., 1994, с. 85). Каждое суверенное общество строится в принципе из типовых блоков, конечно, приспособленных к конкретным условиям, или видоизмененных, порой до неузнаваемости, по субъективному усмотрению. Так, например, общество уровня суверенной страны в своем основании имеет (должно иметь) две фундаментальные структуры – государство и гражданское общество. Государство как воплощение властного начала организационно-управленческих и нормативно-контрольных функций олицетворяет всеобщие (универсальные) интересы социума и каждого отдельного человека (в том числе и тех, кстати, кто твердо убежден, как в свое время М.Бакунин, что государство им не нужно и только мешает). Это оборона страны, поддержание законности и правопорядка, безопасности граждан и социального мира, реализация социальных программ и уникальных проектов, формирование нормативной базы, макроэкономическое регулирование экономики (но не управление на микроэкономическом уровне), налоговая и таможенная политика и т.д.

Гражданское общество – сфера представления и реализации особых (частных, индивидуальных, групповых) интересов людей, – через добровольные, самодеятельные объединения (союзы, клубы, ассоциации и т.д.), освобождающие государственные органы от непосильной нагрузки по всеобщей регламентации и создающие систему сдержек и противовесов от посягательств государства на частную жизнь и права граждан, обеспечивая тем самым функциональное равновесие общественной системы.

Возникает вопрос: если это типовые фундаментальные структуры, то как существуют страны, в которых нет гражданского общества? Во-первых, там, где государство подавляет гражданское общество (этатизм в социальной жизни), оно все-таки не исчезает, а трансформируется в различные превращенные (неестественные, полулегальные, скрытые) формы, создавая, так называемую, «теневую социальность» – родственно-клановые, приятельские группировки, реципрокные (услуга за услугу, т.е. «ты мне, я тебе») объединения, «тусовки», криминальные структуры и прочее. Во-вторых, поскольку такое состояние противоестественно, то оно не может быть устойчивым и длительным. Ведь то, что человек может стоять и даже передвигаться на одной ноге, нельзя считать аргументом для отказа от заложенного природой. Другое дело, что при определенном стечении обстоятельств у некоторых людей возникают стереотипы и предрассудки преимуществ «одноногости». Мы имеем в виду тех, кто считает (искренне или лукаво), что все эти общественные объединения граждан только мешают государству стабилизировать ситуацию, навести порядок и т.п. Но если искренние просто временно заблуждаются, то лукавые понимают, что развитое гражданское общество способно устранить различные виды теневой социальности. Итак, общество – страна состоит из государства и гражданского общества, которые в свою очередь структурированы. Государственное устройство включает всю совокупность органов государственной власти в центре и на местах. Строительство правового государства, в котором верховенствует закон, установлена ответственность государства перед народом, обеспечено соблюдение прав и свобод человека, требует изменения прежних принципов и подходов, повышения роли и ответственности местной власти, социальных институтов и органов государственного управления.

Гражданское общество в Беларуси находится сегодня в стадии самоорганизации. Возникли многочисленные самодеятельные формирования, по некоторым данным их в настоящее время более тысячи, функционируют десятки партий, множество негосударственных фондов, ассоциаций и т.д.

Совокупность всех элементов системы государственного устройства и, соответственно, гражданского общества, а также взаимосвязей между ними представляет собой структуру конкретного общества. Ее называют социальной структурой, исходя из этимологии слова (socialis – общественный). Но термин «социальное» имеет и другое значение. Им обозначают ту часть общества (социальная сфера), ту сторону общественной жизни (социальное обеспечение) или вид деятельности (социальная работа), которые связаны положением людей в обществе, его поддержанием или изменением.

 

Исходя из этого, понятие социальная структура в узком смысле слова есть совокупность социальных групп, выделенных (ранжированных) по критериям, отражающим их положение в обществе, и систему связей между группами, характерных для того или иного уровня расслоения.

Описать положение человека (группы) в таком многомерном пространстве, каким является общество, далеко не так просто, как, например, место точки в системе декартовых координат или в трехмерном пространстве. Главная трудность в определении критериев. Во-первых, необходимо учесть все существенные признаки, т.е. реально дифференцирующие людей по социальному положению в конкретном обществе. Во-вторых, исключить те, которые не имеют прямого отношения к дифференциации, хотя, быть может, интересны и важны в каком-то ином отношении, Например, в бывшем СССР форма собственности потеряла дифференцирующее значение в начале 60-х годов (после ликвидации единоличников, кустарей, промыслов), но по идеологическим соображениям учитывалась в качестве критерия социального положения. Так, члены колхозов относились к крестьянам, совхозов – к рабочим, хотя существенных различий между ними не было.

Необходимо также учитывать различия терминов «положение», «позиция» и «статус».

 

Социальное положение – это объективное место человека в обществе, определяемое по существенным критериям.

Позиция – это результат самоидентификации, т.е. то место, на которое ставит себя сам человек. В большинстве случаев они совпадают, но могут и различаться.

Статус – относительная величина, он может быть определен только по сравнении с другими людьми или в рамках уже проранжированных общественных положений. Статус, в отличие от положения, учитывает не только объективные показатели, но и авторитет должности, звания и т.д., который автоматически переносится на личность и существует до тех пор, пока индивид своими действиями (или бездействием) не подорвет доверие и уважение окружающих.

Универсальных и единых для «всех времен и народов» критериев общественного положения быть не может. Это связано с тем, что как только люди выравниваются по какому-то признаку, в положительном или отрицательном смысле, – например, по образованию, доходу, собственности, – он теряет дифференцирующее значение.

Американский социолог Бернард Барбер выделил шесть таких признаков применительно к современному американскому обществу. Среди них такие, как 1) престиж профессии, 2) власть и могущество, 3) доход или богатство, 4) образование или знание, 5) религиозная или ритуальная чистота, 6) родственные и этнические связи. Не трудно заметить, что в атеистическом обществе не имела бы значения ритуальная чистота, в мононациональном – этнические связи.

В Советском Союзе социальное положение, записываемое в паспорт, определялось по классовой принадлежности: рабочие – крестьяне – служащие (хотя служащие считались не классом, а учетной категорией). В свою очередь классовая принадлежность финансировалась по признакам: 1) форма собственности (о слабости данного критерия мы говорили); 2) содержание и характер труда – двусмысленность этого признака рассмотрим позже; 3) роль в общественной организации труда, т.е. должность в системе управленческого аппарата; 4) образование, по которому выделялась интеллигенция. По этим критериям фактически проектировалась некоторая идеализированная социальная структура, далеко не отражающая реальное расслоение общества.

Вместе с тем, имеются и сквозные критерии социального положения и дифференциации. К ним можно отнести следующие:

1) собственность, 2) доход, 3) престиж  профессии, должности, группы, 4) власть  как законную форму влияния, 5) образование или знания, квалификация, 6) репутация. Эти критерии значимы  в любом обществе, ибо с ними  связано самоопределение личности. И какие бы способы самоопределения  ни выбрал тот или иной индивид, его социальное положение может  быть оценено достаточно точно  по совокупности названных признаков. Скажем, вор может накопить много  денег, но его престиж и репутация  отрицательны, как и статус в  обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная структура современного белорусского общества