Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:32, реферат
Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны.
Введение с. 3
Глава 1. Основные системы стратификации с. 5
Глава 2. Традиционные стратификационные
общества с. 8
Глава 3. Социальная стратификация в наши дни с. 14
Заключение с. 20
Список использованной литературы с. 22
Именно этот принцип, доведенный до логического конца, лег в основу подразделения варн и общества в целом на касты, или джати, которое сложилось в более поздние времена, в ходе дальнейшей эволюции индуистских культур. Все без исключения члены данной касты характеризуются вполне определенным уровнем наследственной чистоты-нечистоты, что раз и навсегда определяет место этой касты в иерархии общества. Степень чистоты определяется в первую очередь родом деятельности: если любая каста из варны брахманов, стоящей на страже чистоты всего общества, по определению относится к наиболее чистым, то касты прачек либо золотарей оказываются среди наиболее нечистых, коль скоро они по роду своих занятий всегда и везде непосредственно соприкасаются с «грязью», с отходами человеческой жизнедеятельности. Она передается через воду, пищу и даже через прикосновение.
Чистота — состояние неустойчивое,
а нечистота вездесуща и
Разные этносы, придерживающиеся индуизма, могут подразделяться на неодинаковое количество каст — в соответствии с национальными традициями либо локальными обычаями данной местности. Например, у жителей плоскогорий (тераев) Непала варна брахманов делится на три касты, варна кшатриев также на три, варна вайшьев представлена единственной кастой, а шудры распадаются на 13 чистых каст, четыре — нечистых и семь неприкасаемых. Интересно, что к последним относится каста кожевников-сапожников, поскольку они постоянно имеют дело со шкурами павших и убитых животных. Некоторые ученые насчитывают в этом регионе до 59 каст, хотя в пределах одной большой деревни их бывает обычно не более 20. У сингалов, представляющих собой древних первопоселенцев острова Шри-Ланка, известно 25 каст, а у живущих бок о бок с ними более поздних завоевателей тамилов — 48.
Возможно, меньшее число
каст у сингалов по сравнению с
тамилами отчасти объясняется тем,
что первые на протяжении своей истории
испытали значительное влияние буддизма,
который, в отличие от индуизма, формально
не поощряет социальное неравенство. Однако
авторитет индуизма в странах
Южной Азии настолько силен, что
зачаточная система каст возникла местами
даже среди правоверных буддистов.
Например, у монголоидов-неваров, населяющих
высокогорную долину Катманду в Непале,
индуизм и буддизм сосуществуют
в качестве равноправных религий. Индуисты
делятся на 29 каст, а буддисты всего
на три: на две высшие монашеские касты
и низшую касту мирян-удай. Две
высокие касты буддистов
Однако наряду с этой аграрной цивилизацией в Непале существуют и другие. Речь идет о многочисленных племенах с собственными верованиями, весьма далекими от индуизма. Все эти многочисленные этносы так или иначе взаимодействуют друг с другом, шаг за шагом создавая единое «синтетическое» общество, где каждый в большей или меньшей степени зависит от каждого. При этом социальный статус любого участника взаимодействий — будь то буддист, мусульманин или человек с луком и стрелами в руках — оценивается с позиций кастовой системы индуизма, как мировоззрения, абсолютно господствующего в стране».5
С точки зрения рядового
члена открытого
Рассмотрим теперь главные особенности тех обществ, в которых живет человек нового времени и которые в своем развитии устремлены в будущее. Общества этого типа называют либо индустриальными, либо массовыми.
«Необычайно быстрый рост городских социумов привел почти повсеместно к захвату ими фактически всех ключевых позиций внутри общества. Став его экономической опорой, города превратились одновременно и в центры политической жизни, средоточием власти правителей и законодателей. По словам французского социолога Э. Дюркгейма, именно здесь «...вырабатываются идеи, моды, нравы, новые потребности, которые затем распространяется на остальную часть страны»7. Вместе с тем в городах быстрее разрушаются прежние устойчивые традиции, уступая место непостоянной массовой культуре, пребывающей в непрерывном бурном коловращении. Столь мощное и неоспоримое влияние городов-мегаполисов на все стороны жизни современного общества позволяет обозначить последние как урбанизированные общества.
Колоссальная численность
людских масс, вовлеченных в жизнь
современных политических организмов
— это первое, что бросается
в глаза при их сопоставлении
с архаическими социумами стратификационного
типа. Численность населения
Разумеется, индустриальное
массовое общество сохраняет
в себе многие черты
Однако страты
в современном обществе, в отличие
от архаичных, не отделены друг от друга
непроницаемыми перегородками. Напротив,
в жизни современного общества, именуемом
иногда «обществом равных возможностей»,
огромную роль играет явление социальной
мобильности: преуспевающий индивид
способен быстро подняться по этажам
социальной иерархии, а неудачнику
грозит падение с высокой статусной
позиции на самое дно. Сорокин
писал в “Социальной
Вот что пишет о социальной мобильности
Гидденс: «Существуют два пути изучения
социальной мобильности. Первый состоит
в том, что мы можем наблюдать
карьеру людей: как далеко они
продвинулись или опустились на социальной
шкале в течение
«Необходимость постоянно
менять свою социальную роль и контактировать
с огромным количеством социально
анонимных партнеров создает
обстановку непредсказуемости для
индивида. А коль скоро каждый в
большей или меньшей степени
зависит от каждого, непредсказуемость
становится фоном жизни целых
корпоративных групп общества как
такового. Все это заставляет признать,
что общественный порядок, который
представляется нам изначально данным
и более чем естественным —
вещь чрезвычайно хрупкая. И если
взглянуть глубже, кажущаяся гармония
общества — это по существу игрушка
в руках слепых стихийных сил,
рождаемых столкновением
Именно это имеет в
виду П. Сорокин, говоря о закономерностях
изменений политической стратификации
в современном обществе. Чем крупнее
политический организм, тем, при прочих
равных условиях, более выражена и
политическая стратификация. Однако в
каждом отдельном случае существует
некая «точка перенасыщения», при
которой ставшая
Однако чем же определяется
нормальное для общества «состояние
равновесия»? По мнению П. Сорокина, оно
диктуется численностью населения,
вовлеченного в жизнь общества. «Увеличение
размеров политической организации
увеличивает стратификацию
«Конкретные ипостаси социальной
стратификации многочисленны. Однако
все их многообразие может быть сведено
к трем основным формам: экономическая,
политическая и профессиональная стратификации.
Как правило, все они тесно
переплетены. Люди, принадлежащие к
высшему слою в каком-то одном
отношении, обычно принадлежат к
тому же слою и по другим параметрам,
и наоборот. Представители высших
экономических слоев
Изучение динамики колебаний политической стратификации разных обществ в ходе истории человечества позволило П. Сорокину придти к пессимистическому заключению, что людям трудно ожидать закономерного развития общества от одних устойчивых форм к другим. Хотя, по его словам, в последнее время на всех континентах наблюдается явная волна перехода от деспотического к демократическому устройству обществ, было бы наивной иллюзией считать, что движение вспять невозможно».15 Напоминая о длительном господстве тоталитарных деспотических режимов в «странах народной демократии» во главе с бывшим СССР, в нацистской Германии и в других странах, П. Сорокин пишет: «Народы, познавшие и чтившие свободу, отрекались от нее, не сожалея, и напрочь забывали о ней...» Поэтому, констатирует он, «не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственного вмешательства в жизнь общества ко всестороннему государственному контролю. Нет также и обратных тенденций».16
Помимо политической стратификации в каждом современном обществе резко выражены экономическая стратификация (деление на бедных и богатых) и профессиональная, связанная с существованием более и менее престижных профессий. При этом именно политическая стратификация определяет лицо общества, и она же подвержена наиболее кардинальным изменениям в периоды социальной нестабильности.