Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:21, курсовая работа
Цель работы – ознакомиться с понятиями «социальная стратификация» и «неравенство»; выявить причины, которые способствуют возникновению неравенства в обществе, и обозначить проблемы, порождаемые неравенством. Также необходимо рассмотреть социальную стратификацию современного российского общества и ознакомиться с её особенностями.
Стратификация и неравенство существовали на протяжении практически всей разумной истории человечества. Несмотря на то, что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию “совершенных” обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими
Введение
Глава I. Социальная стратификация
1.1. Критерии стратификации и социальный статус личности
1.2. Социальная мобильность
1.3. Системы социальной стратификации
1.4. Стратификация современного российского общества
Глава II. Проблема неравенства в современном обществе
2.1. Сущность неравенства и его причины
2.2. Бедность и неравенство
2.3. Депривация как вид неравенства
2.4. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального
неравенства
Заключение
Список литературы
Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездоленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.
Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие надежду выбраться из него.
Поэтому можно считать, что бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непрестижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дискомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.
В этих условиях формируется особый
образ жизни и система
- экономическая и социальная зависимость;
- отсутствие четких моделей ролевого поведения;
-девиантное поведение:
- отчуждение и политическая пассивность;
- отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;
- повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы) ;
- доминирующее положение женщины в семье;
-ранний секс;
- преклонение перед физической силой.
2.3. Депривация как вид неравенства
Под депривацией следует
понимать любое состояние,
Можно выделить пять типов депривации:
Проистекает из неравномерного распределения
доходов в обществе и ограниченного
удовлетворения потребностей некоторых
индивидов и групп. Степень экономической
депривации оценивается по объективным
и субъективным критериям. Индивид,
по объективным критериям
Объясняется склонностью общества
оценивать качества и способности
некоторых индивидов и групп
выше, чем других, выражая эту
оценку в распределении таких
социальных вознаграждений, как престиж,
власть, высокий статус в обществе
и соответствующие ему
Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит “выше” на социальной и экономической шкале, чем необразованный.
Существует ещё такое понятие как организмическая депривация. Она связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.
Она связана с ценностным конфликтом,
возникающим при несовпадении с
идеалами общества идеалов отдельных
индивидов или групп. Такого рода
конфликты могут возникать по
многим причинам. Некоторые люди могут
ощущать внутреннюю противоречивость
общепринятой системы ценностей, наличие
негативных латентных функций
Возникает в результате образования
у индивида или группы ценностного
вакуума - отсутствия значимой системы
ценностей, в соответствии с которой
они могли бы строить свою жизнь.
Это преимущественно бывает следствием
острого и не разрешенного в течение
долгого времени состояния
Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. В противоположность этой категории, лица, переживающие этическую депривацию, демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям.
Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.
2.4. Ценностные и
неравенства
В последнее время проблемы социальной дифференциации и, в особенности, социального неравенства, привлекают пристальное внимание российских социологов. Это определяется не только чисто научным интересом, но и гражданской озабоченностью ученых состоянием российского общества, перспективами развития страны и ее положением в мире. Ведь складывавшийся в последние годы образ современной России как страны, разделенной на очень богатых и очень бедных, отнюдь не способствует ни поддержанию достигнутой в последние годы относительной социальной стабильности, ни укреплению авторитета страны как одного из ведущих членов мирового сообщества.
Не остается в стороне от этой очень актуальной проблематики и Институт социологии РАН. В апреле - мае 2006 г. его сотрудниками было проведено масштабное исследование "Социальное неравенство в социологическом измерении". Эмпирическую базу его составил всероссийский социологический опрос, в котором участвовало 1750 респондентов, проживающих в 58 поселениях различных типов (в 19 субъектах федерации). Исследование касалось широкого круга вопросов - от структуры потребления различных слоев населения до их политических ориентации. Мы рассмотрим лишь один из них - воздействие происходивших в последние годы процессов интенсивной социальной дифференциации на национальный менталитет и определяющие его особенности и базовые ценностные ориентации.
Давно уже доказано, что люди, принадлежащие к одному социуму, но занимающие в нем разные социальные (или, если пользоваться традиционной терминологией, классовые) позиции, обычно неодинаково воспринимают едва ли не все стороны общественной жизни. То, что для одних выступает как ценность, в другой социальной среде может рассматриваться нейтрально или даже негативно.
Если
учитывать цивилизационные
В проведенном исследовании респондентам предлагались три пары альтернативных тезисов, характеризующих указанную аксиологическую антиномию. Что кажется сегодня россиянам более правильным - известная пословица "Человек - сам кузнец своего счастья" (а это значит, что и успех, и неудачи - все в его руках) или противоположная этому максима "Жизнь человека в гораздо большей степени определяется внешними обстоятельствами, чем его собственными усилиями" (а стало быть, старайся или не старайся, но результат все равно в конечном счете от этого не зависит)? Эта альтернатива позволяет выявить мировоззренческий аспект - уровень своего рода "жизненной мудрости". За утверждение "человек сам кузнец своего счастья" в ходе проведенного опроса высказалось в общей сложности 42% респондентов, а в поддержку противоположной этому точки зрения - 58%. Итак, большие способности и усилия не всегда дают пропорциональные результаты. Когда вопрос переходит из философско-мировоззренческой плоскости в сферу практических соображений, позиция изменяется в сторону повышения роли индивидуальных усилий человека, а значит, и индивидуального начала вообще.
В этой связи весьма примечательным является распределение мнений по поводу второй альтернативы, касающейся стратегии, на которую ориентируются социальные практики. Как лучше действовать, чтобы отстоять свои интересы и добиться чего-то важного, - сообща или рассчитывая исключительно лишь на свои силы! В данном вопросе респонденты разделились практически поровну: 51% - за коллективные действия, 49% - за чисто индивидуальные.
На протяжении ряда лет в ходе
социологических опросов
Но здесь придется отметить некое противоречие в ценностных ориентациях россиян. С одной стороны, им хотелось бы заниматься тем, что нравится им самим, не особенно думая о самопродвижении и признании со стороны окружающих. Но с другой стороны, большинство наших сограждан не против богатства. Изначальное безразличие к нему продекларировало менее 30% опрошенных, причем есть основания полагать, что сюда вошло и некоторое количество людей, обманывающих самих себя (это психологически понятная форма самозащиты - если благосостояние никак не дается в руки, то... "не очень-то и хотелось"). Таким образом, не менее 70%, по крайней мере косвенно, признали, что данная тема для них была с самого начала небезынтересной.
Все это позволяет сделать вывод о том, что, при сохранении некоторых базовых смысловых констант национального менталитета, в российском социуме в последние 10 - 15 лет произошла своеобразная "революция ожиданий". Под знаком этой революции в жизнь входит новое поколение, которому придется столкнуться с тем, как будут оправдываться усвоенные им жизненные цели на практике. Итоги исследования настораживают: несмотря на наметившиеся в последнее время тенденции экономического роста, значительная часть опрошенных выразила недовольство складывающейся социальной ситуацией. Приблизительно четверть наших сограждан считает, что эта ситуация не улучшается, а ухудшается. В особенности большое недовольство вызывает слишком большой разрыв между богатыми и бедными. О том, что разрыв углубляется, заявили 47% опрошенных. Причем, что особенно интересно, свое неодобрение выражают не только те, кто едва сводит концы с концами, но и вполне обеспеченная в материальном отношении часть граждан. В самой благополучной группе участвовавших в опросе респондентов (ежемесячный душевой доход - свыше 10 тыс. руб.) около 70% выразили мнение, что дифференциация доходов в стране неоправданно велика, и еще примерно 20% "скорее согласны, чем не согласны" с этим тезисом. Таким образом, так или иначе обеспокоены проблемой нарастающего социального неравенства до 90% тех, кто, вроде бы, должен был бы этого "не заметить".