Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 11:46, контрольная работа
Деление общества на слои существовало даже в самых примитивных социальных системах, то есть еще на уровне общественного строя. Чем более высокого экономического и культурного уровня развития достигало общество, тем отчетливее проявлялись различные стороны социального неравенства между людьми.
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Понятие социальной стратификации общества. Причины социальной стратификации. Типы стратификационных систем………………………….4
3. Западные социальные теории социальной стратификации……………….9
4. Заключение…………………………………………………………………..12
5. Список литературы………………………………………………………….13
Другая функционалистская версия природы социального неравенства, выдвинутая Т. Парсонсом, объясняет неравенство существующей в каждом обществе собственной иерархизированной системой ценностей. Например, в американском обществе, где главной социальной ценностью является успех в бизнесе и карьере, более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д.; в Европе, где господствующей ценностью остается «сохранение культурных образцов», общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров. Недостаток теории Парсонса состоит в том, что она не дает четкого ответа на вопрос, почему системы ценностей в разных обществах так отличаются друг от друга.
Теория П. Сорокина.
В 1927 году вышла книга П. Сорокина «Социальная мобильность» , которая и поныне считается классическим трудом по проблемам стратификации. Эта работа стимулировала последующие многочисленные разработки проблем социальной стратификации.
В своей теории П. Сорокин указывает на наличие такого явления, как социальное пространство, внутри которого перемещаются индивиды. Чтобы установить социальное положение индивида в социальном пространстве, необходимо указать, во-первых, отношение индивида к конкретным группам; во-вторых, отношение этих групп друг к другу внутри популяции и,
в-третьих, отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество. Отсюда П. Сорокин определяет «социальное пространство» как народонаселение Земли; «социальное положение» - как целостность его связей со всеми группами населения.
П. Сорокин выделяет два параметра социальной вселенной: вертикальный и горизонтальный. Перемещение индивида по социальной лестнице вверх считается социальным восхождением, а перемещение вниз – спуском.
В концепции социальной стратификации выделяется три вида дифференциации населения: экономическая, политическая, профессиональная. Именно к этим трем видам социальной стратификации может быть сведено все многообразие ее проявлений. В социальном мире эти виды дифференциации, как правило, тесно переплетены.
Сегодня ясно, что социология не в состоянии
выработать единой теории стратификации
и, возможно, поиск такой теории обречен
на провал. Существование систем стратификации
не может быть исчерпывающе объяснено
ни функциональной необходимостью различных
социальных позиций, ни иерархий социальных
ценностей, ни структурой производственных
отношений.
Заключение
Социальная стратификация выражает социальную
неоднородность общества, существующее
в нем неравенство, неодинаковость социального
положения людей и их групп. Под социальной
стратификацией понимается процесс и
результат дифференциации общества на
различные социальные группы (слои, страты),
отличающиеся по своему общественному
статусу. Критерии подразделения общества
на страты могут быть самыми разнообразными,
притом как объективными, так и субъективными.
Но чаще всего сегодня выделяются профессия,
доход, собственность, участие во власти,
образование, престиж, самооценка личностью
своей социальной позиции. По мнению исследователей,
средний класс современного индустриального
общества определяет стабильность социальной
системы и в то же время обеспечивает ей
динамизм, поскольку средний класс - это
прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный,
инициативный и предприимчивый работник.
Россию относят к смешанному типу стратификации.
У нас средний класс находится на стадии
становления, и этот процесс имеет ключевое
и широкое значение для формирования новой
социальной структуры.
Список литературы
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В И. Добренькова — М. Гардарики, 2001.
2. Волков Ю. Г. Социология: лекции и задачи: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.
3. Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хренов А. Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей редакцией Г. С. Батыгина, 1999.
4. Кравченко
А. И. Социология: Общий курс: Учебное
пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002
5. Харчева В. Г. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997.