Социальная стратификация и мобильность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:34, реферат

Краткое описание

Деление общества на слои существовало даже в самых примитивных социальных системах, то есть еще на уровне общественного строя. Чем более высокого экономического и культурного уровня развития достигало общество, тем отчётливее проявлялись различные стороны социального неравенства между людьми. Можно предположить, что основой социальной стратификации послужило разделение общественного труда между людьми, составляющими какую-либо общность, а так же возникновение института частной собственности и связанной с ним возможности накопления богатства и приобретения власти.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие социальной стратификации
1.1. Стратификация. Её основные понятия
1.2. Модели социальной стратификации
1.3. Исторические типы стратификации
1.4. Сущность социального неравенства и его причины
1.5. Типология классов
Глава 2 . Понятие социальной мобильности: типы, виды, измерение
2.1. Природа социальной мобильности.
2.2. Проблемы социальной мобильности.
2.3. Каналы социальной мобильности.
2.4. Индивид и социальная мобильность.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

По сорокину.docx

— 48.35 Кб (Скачать)

       Приведенные примеры свидетельствуют  о том, что всякое социальное  перемещение

происходить не беспрепятственно, а путем преодоления  более или менее

существенных  барьеров. Даже переезд человека с  одного места жительства на

другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс

мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью

понимается  любой переход индивида, или социального  объекта, или ценности,

созданной или  модифицированной  благодаря деятельности, от одной социальной

позиции к другой».

      П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и

вертикальную. Горизонтальная мобильность – это  переход индивида или

социального объекта от одной социальной позиции  к другой, лежащей на том же

уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому

он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является

вертикальная  мобильность, представляющая собой  совокупность взаимодействий,

способствующих  переходу индивида или социального  объекта их одного

социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение,

существенное  улучшение благосостояния или переход  в более высокий социальный

слой, на другой уровень власти.

      Общество может возвышать статус  одних индивидов и понижать  статус других. И

это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны

вытеснять с  высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами.

В зависимости  от этого различают восходящую и  нисходящую социальные

мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения

профессиональной, экономической и политической мобильности  существуют в двух

основных  формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из

низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением

групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них.

Аналогично  нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания

отдельных индивидов  с высоких социальных статусов на более низкие, так и

понижение социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей

мобильность может служить падение социального  статуса группы инженеров,

которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или

снижение  статуса политической партии, теряющей реальную власть по образному

выражению П.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с

корабля; второй – корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». 

      Для того чтобы понять, как  происходит процесс восхождения,  важно изучить, каким образом  отдельный индивид может преодолеть  барьеры и границы между группами  и подниматься вверх, то есть  повышать свой социальный статус. Это стремление достичь более  высокого статуса обусловлено  мотивом достижения, который в  той или иной

степени имеется  у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться

успехов и  избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива

порождает в  конечном итоге силу, с которой  индивид стремится к достижению

высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не

скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит  от многих причин, в

частности от ситуации, складывающейся в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2.2. Проблемы социальной мобильности.

  Характер  процессов мобильности во многих  обществах и социальных группах  различен и зависит от особенностей  структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся  социальные структуры, препятствующие  различным видам социальной мобильности,  другие более или менее свободно  допускают как социальные подъемы,  так и социальные падения. В  открытых классовых обществах  каждый их член может подниматься  и опускаться по статусам, составляющим  структуру, на основе собственных  усилий и способностей. В закрытых  классовых обществах каждая социальная  позиция предписана индивиду  от рождения, и какие бы усилия  он ни предпринимал, общество  исключает для него достигаемый  социальный подъем или социальное

падение.

     Очевидно, что оба эти общества  представляют собой идеальные  типы структур и в

реальной  жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные

структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым

обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в

Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала

собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди

других каст.

      Касты относятся к социальным  системам, в которых занятие индивидами  позиций

основано  на происхождении и исключена  всякая возможность достижения более

высоких статусов при строгих правилах, запрещающих  браки между

представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью

религиозных верований. В Древней Индии социальные барьеры между кастами были

очень значительными переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались

чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические  виды профессий,

использовала  отдельные дороги для передвижения, а так же создавала свои типы

внутренних  связей. Ранговое место касты в  обществе строго соблюдалось. Так,

представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и

высоким уровнем  образования. Однако, даже если представитель  этой высшей

касты становился банкротом или по какой-то причине  оставался неграмотным, он

все равно  не мог опуститься в нижнюю касту.

    Современные  общества в целом не могут  быть организованы по кастовому  типу по

ряду социальных и экономических причин, к которым  относятся прежде всего

потребности общества в квалифицированных и  компетентных исполнителях, в

людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими

и экономическими процессами.

     Но даже в современных обществах  существуют социальные группы "закрытого"

типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах  такой относительно

закрытой  группой является элита - верхний  слой социальной структуры, имеющий

преимущества  при занятии наиболее высоких  социальных статусов и преимущества

при распределении  общественного продукта, власти, получения  наилучшего

образования и т.д.

     В обществах существуют некоторые  социальные статусные группы, вертикальная

мобильность в которых крайне затруднена в силу из замкнутости и барьеров,

создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как

бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число

членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути

вертикальной  социальной мобильности, которые практически  невозможно

перекрыть, и представители низших слоев  всегда имеют шанс проникнуть в высший

слой.

 

 

 

 

 

 

 

     2.3. Каналы социальной мобильности.

     Доступность путей для социальной  мобильности зависит как от  индивида, так и

от структуры  общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного

значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных

ролей. С  другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не

подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах

амбиции молодых  людей могут находить один или  два возможных, открытых для них

канала мобильности. В то же время в других обществах  молодежь может

воспользоваться сотней путей для достижения высшего  статуса. Одни пути

достижения  высшего статуса могут быть закрыты  в связи с этнической или

социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за

индивидуальных  особенностей просто не способен применить свои таланты.

      Однако для того чтобы полностью  изменить социальный статус, у  индивидов часто

возникает проблема вхождения в новую субкультуру  группы с более высоким

статусом, а  также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями

новой социальной среды. Для преодоления культурного  барьера и барьера общения

существует  несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в

процессе социальной мобильности.

      1. Изменение образа жизни. Недостаточно  просто зарабатывать и тратить  большие

деньги в  том случае, когда индивид сравнялся  в доходах с представителями

более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему

необходимо  принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню.

Устройство  квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно

соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура

- это и  не очень заметный, но весьма  значительный способ приобщения  к более

высокому  статусному уровню. Но материальный образ  жизни - только один из

моментов  приобщения к новому статусу и  сам по себе, без изменения других

компонентов культуры немного значит.

     2. Развитие типичного статусного  поведения. Ориентированная на  вертикальную

мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый

слой до тех  пор, пока не усвоит образцы поведения  этого слоя настолько, чтобы

следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты,

проведение  досуга, манера общаться - все это  подвергается пересмотру и должно

стать привычным  и единственно возможным типом  поведения. Детей часто готовят

специально  к усвоению поведения, характерного для высокого социально-

классового  слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим  манерам. Правда, не все

аспекты субкультуры  социального слоя или группы могут  быть освоены в

результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия

могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры  более высокого

социального слоя.

     3. Изменение социального окружения.  Этот способ основан на налаживании

контактов с  индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который

социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой

является  положение? когда индивид полностью  окружен представителями того

слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень

быстро. Однако положительным моментом налаживания  связей всегда служит то,

что новое  знакомство может создать благоприятное  общественное мнение в

пользу новичка.

     4. Брак с представителем более  высокого статусного слоя. Во  все времена такой

брак служил наилучшим средством преодоления  барьеров, стоящих на пути

социальной  мобильности. Во-первых, он может в  значительной степени

способствовать  проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-

Информация о работе Социальная стратификация и мобильность