Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:34, реферат
Деление общества на слои существовало даже в самых примитивных социальных системах, то есть еще на уровне общественного строя. Чем более высокого экономического и культурного уровня развития достигало общество, тем отчётливее проявлялись различные стороны социального неравенства между людьми. Можно предположить, что основой социальной стратификации послужило разделение общественного труда между людьми, составляющими какую-либо общность, а так же возникновение института частной собственности и связанной с ним возможности накопления богатства и приобретения власти.
Введение
Глава 1. Понятие социальной стратификации
1.1. Стратификация. Её основные понятия
1.2. Модели социальной стратификации
1.3. Исторические типы стратификации
1.4. Сущность социального неравенства и его причины
1.5. Типология классов
Глава 2 . Понятие социальной мобильности: типы, виды, измерение
2.1. Природа социальной мобильности.
2.2. Проблемы социальной мобильности.
2.3. Каналы социальной мобильности.
2.4. Индивид и социальная мобильность.
Заключение
Список использованной литературы
Изучение
социальной стратификации является
одной из самых важных областей социальной
астрологии. Благодаря Оксфордскому
словарю различают три задачи
таких исследований. Первая заключается
в том, чтобы установить статусные
и классовые системы на уровне
общества. Вторая заключается в изучении
статусных и классовых
1.3. Исторические типы
Существует четыре основных
Рабство. Рабство
– это тип стратификации, который
характеризируется
Касты. Кастовая
система не настолько древняя
как рабовладельческий строй. Рабство
наблюдалось практически во всех
странах, а о кастах целесообразно
говорить только в Индии и частично
в Африке. Индия – классическое
кастовое общество. В первые столетия
новой эры оно пришло на смену
рабовладельческого общества. Каста
– это социальная группа (страта),
принадлежать к которой человеку
разрешено исключительно в
Сословия. Сословия
– характеристика феодальных обществ,
которые наблюдались в Европе
в период IV-XIV столетия. Сословие является
социальной группой, где закреплен
обычай и юридический законы, которые
передаются по наследству обязанностями
и правами. Сословная система
включает несколько страт и имеет
иерархическую структуру, которая
определяется неравенством привилегий
и положения. Европа на рубеже XIV и XV
веков – классический образец
сословного общества. Основой распределения
на сословия была земельная собственность.
В каждом сословии права и обязанности
фиксировались юридическим
Классы.
Существует широкое и узкое
понятие класса. Класс в широком
смысле – это большая
1.4. Сущность социального неравенства и его причины
В каждом конкретном обществе наблюдается разнообразие в отношениях, социальных ролях, которые исполняют люди, их позициях и личных различиях. Неравенство определяется различными условиями доступа людей к ресурсам духовного и материального потребления, которые имеют ограниченный характер. Именно социальная стратификация как нельзя лучше описывает систему неравенства между социальными группами. Проблема социального неравенства – следствие социальной и экономичной неоднородности труда, которая является причиной приобретения власти, престижа и собственности одними людьми и отсутствие указанных категорий у представителей других общественных групп. В каждой группе выработаны свои нормы и социальные ценности, которые размещены согласно иерархическому принципу.
В социальной стратификации
Для социальной стратификации
свойственный традиционный
Истоки неравенства имеют
У каждого класса существует
свой определенный признак,
Сущность неравенства
1.5. Типология классов
Первым составителем типологии в США в 40-е годы ХХ столетия был Ллойд Уорнер.
В его теории в каждом классе были подгруппы или вернее существовали разделения класса
на верх и низ. Позднее многие американские социологи предлагали свои теории типологии, в которых было до семи социальных страт:
- верхний-
верхний класс – «старые семьи»
- нижний- верхний класс не включал родовые старые семьи, имел высокий уровень материального благополучия;
- верхний- средний класс составляли собственники и профессионалы, которые тоже имели достаточно высокий уровень материального достатка, были активными участниками городской общественной жизни, проживали в развитых районах;
- нижний- средний класс состоял из служащих и квалифицированных рабочих;
- верхний- нижний класс – малоквалифицированные рабочие, которые работали на фабриках, жили в относительно обеспечено;
- нижний -нижний класс, либо же социальное дно – типичные бездомные дворняги, униженные обществом.
Каждое двусоставное слово
Однако общим у них было
то, что вне зависимости от
названия основных класса было
три: бедные, зажиточные и богатые.
Образование среднего класса
произошло только в двадцатом
веке и его роль в общем
мировом социуме определена
По сути, средний класс является
уникальным понятием в мировой
истории. Его стали различать
только в двадцатом веке. Его
роль в обществе достаточно
специфическая. Средний класс
является неким стабилизатором
общества. Устойчивый средний класс
– залог стабильности в
Глава 2 . Понятие социальной
2.1. Природа социальной
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и
социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения,
можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро
поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.
Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу
индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров
возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами,
готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой
субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи
представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет
усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином
или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве
крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только
писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто
для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в
другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей
министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных
статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что
для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь
способности, оказывается несостоятельной.