Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:40, реферат
Миф, религия и идеология – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, создавая свою систему ценностей, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа, религии и идеологии.
Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Миф………………………………………………………………………... 4
2. Религия……………………………………………………………………..8
3. Идеология………………………………………………………………… 10
Заключения……………………………………………………………………….... 12
Список литературы………………………………………………………………... 14
Признание классового характера идеологии не означает, что класс в целом творит свою идеологию. Из условий жизни класса стихийно возникает не идеология, а общественная психология данного класса, создающая определённую почву для распространения и усвоения его идеологии. Распространяясь в обществе и приспосабливаясь к уровню массового сознания, идеология соответствующим образом воздействует на него, влияет на общественную психологию.
Идеология выступает в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, эстетических и философских взглядов.
В
рамках идеологии содержатся цели и программы
активной деятельности, направленной
на закрепление или изменение данных общественных
отношений.
Заключение
Мифы, религии и идеологии будут продолжать жить в этом мире в качестве автономных стран или материков, но при необходимом общении между собой они вынуждены будут говорить на языке ценностей.
Таким образом, можно сделать вывод о том что, миф, религия и идеология играют немаловажную роль в жизни человека. Все три формы сознания – мифологическая, религиозная и идеологическая - достаточно самостоятельны, несмотря на их переплетение.
Миф актуализирует мир значений, придавая им витальность, превращая их в соучастника человеческой деятельности. Действия мифических персонажей расшифровывают для человека окружающий мир, объясняют его происхождение через деятельность первопредка, какое-либо событие, обозначение и т.д. Мифологическое боги и герои вступают между собой в сложные отношения, что порождает смешение мифов, в результате чего возникают пантеоны и циклы, дающие всестороннее объяснение мира. Миф используется как для подтверждения высокого статуса религиозных ценностей, так и для их ниспровержения. Именно через мифологические сюжеты и мотивы велась в литературе борьба за снижение статуса религиозных установок и за утверждение иных, прямо им противостоящих.
Очевидно, что миф может стать вторичным порождением как религии, так и идеологии, если в них усиливается тенденция внушения в сознание общества превратного понимания действительности. Примеры такого рода внушения можно черпать не только в древности или средневековье. Новейшее время содержит достаточно таких примеров.
Следовательно, религиозно-мифологические представления специфичны своей направленностью на непостижимое, принципиально находящееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшую инстанцию по отношению к любым теологическим аргументам.
Из
вышеизложенного следует, что религия
- весьма многогранное, разветвленное,
сложное общественное явление, представленное
различными типами и формами, самыми
распространенными из которых являются
мировые религии, включающие многочисленные
направления, школы и организации.
Список литературы
1. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Гардарики, 2003. - 280 с.
2. Доброва
Е.В. Популярная история
3. Миронова М.Н., Кефели И.Ф. Религия в системе культуры // Социально-политический журнал. - 1998. - № 1. - С. 100
4. Радугин А.А. Культурология. - М., 2005. - 348 с.
5. Тимощук А.С. Мировоззренческие основания традиционной культуры // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 3. - С. 303
6. Мифологический словарь. - М., 2000. - 545 с.
Информация о работе Социальная роль мифа, религии, идеологии