Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:40, реферат
Миф, религия и идеология – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, создавая свою систему ценностей, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа, религии и идеологии.
Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Миф………………………………………………………………………... 4
2. Религия……………………………………………………………………..8
3. Идеология………………………………………………………………… 10
Заключения……………………………………………………………………….... 12
Список литературы………………………………………………………………... 14
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.
Миф………………………………………………………………………
2.
Религия……………………………………………………………
3.
Идеология………………………………………………………
Заключения……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Миф, религия и идеология – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, создавая свою систему ценностей, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа, религии и идеологии. Религия как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения, центрированного на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозные взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии и идеологии, ибо он обладает имманентной логикой само развертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность - непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии.
Связь
идеологии и мифа неразрывна, что подтверждают
следующие аргументы. Трансформации мифа
в сказки аналогично декларированию идеологии
в качестве самостоятельной части духа.
Существование мифа содержит в себе некую
общую универсальную основу - миф коллективен,
но существует через уникально единичное.
1. Миф
Мифы – неизменная деталь человеческой культуры. Часто мы воспринимаем «миф» как объединенное представление с далеким прошлым. Но мифы возникают в общественном разуме постоянно. В науке принято разделять архаические и современные мифы. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.
Конечно, современная мифология не равна архаической уже хотя бы потому, что существует она рядом с бурно развивающимся позитивным знанием, из арсенала которого имеет возможность черпать материал для построения своих образов и аргументов.
Изучая современные мифы, мы наблюдаем осмысленность мифологизации. Каждый исторический этап формирует и пропагандирует свои мифы. Новые политические и исторические персонажи, новые элиты в любой стране требуют развенчания старых мифов и создания новых.
Мифологию невозможно относить к историческим заблуждениям людского разума. В результате научных исследований стала очевидной регулятивная (а не только объяснительная) функция мифа, выступающего как один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива. Миф удовлетворяет потребность в целостном знании о мире, организует и регламентирует жизнь общественного человека.
Миф предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума. В современном глобализирующемся обществе часто миф обесценивается, обнаруживается неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа в нынешней социо-культурной действительности. Тем не менее, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в нынешней культуре формирует средства и методы символического мышления, истолковывая ценности современной культуры сквозь идею «героического», что, к примеру, науке недоступно. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны в совокупности, что мало возможно для других средств культуры XXI века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощаются и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости.
Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется как усилитель ценностей. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности.
Так, атеистическая по форме и устремлениям советская идеология во многих отношениях может быть охарактеризована как религиозно-мифологическая.
Аналогичные представления лежат в основе и постсоветского обыденного мышления. Например, западный мир оказывается воплощенным земным раем, где мечта о грядущем блаженстве предстоит уже осуществленной, точнее перенесенной из плоскости временной в пространственную.
Окончательный распад «классового» мифа привел к выдвижению на идеологическую арену мифа национального.
Так
в последние 20 лет в России переживается
процесс демифологизации
А.Л. Топорков говорит о том, что современные мифы в отличие от мифов тоталитарной системы охватывают не всё общество в целом, а отдельные группы населения, и на основе этого выделяет 4 вида мифов:
1.
Мифы политической и
2.
Религиозные и этнические мифы,
связанные с
3. Мифы, связанные с «внерелигиозными верованиями» (о пришельцах, например)
4. Мифы массовой культуры, в центре которых стоит миф об Америке.
Исследователи мифа говорят о том, что стать мифом может всё: история, литература, наука, очень трудно классифицировать «всё». Отдельно выделяется группа мифов массового сознания – мифы, существующие в объединённом сознании множества людей.
Например, среди современных мифов массового сознания выделяют мифы для власти и мифы для масс, которые создаются властью. Часто говорят о мифах, об искусстве и мифах искусства, выделяют мифы о политике и мифы политики, т.е. мифы о какой-либо сфере человеческой деятельности и те мифы, которые бытуют внутри неё.
Мифы
создавались, и непременно будут
создаваться в дальнейшем, в зависимости
от конкретных потребностей и стратегии
социума и отдельных его
Современные мифы нацелены на создание определенного образа реальности, который бы совпадал с желаниями, целями и ожиданиями людей – членов данного общества. Причем миф всегда претендует на истинность, на авторитарность, что способствует освобождению от каких-либо сомнений. Мифы обладают способностью проникать в наше сознание без соответствующего критического анализа и владеют нами под влиянием чисто психологических факторов, мешая адекватному восприятию других, даже более обоснованных, мифов. Вот здесь и кроется опасность: миф может «ослепить» человека, выдать желаемое за действительное, дезинформировать.
В
настоящее время заметная активность
политико-правового, религиозного мифотворчества,
появились новые мифы в экономике,
науке, медицине, естествознании, новые
формы мифа – телевидение, кино,
фотография, реклама. Мы живем в пространстве
мифа, оно понятно и беспроблемно. Но его
деструктивности должна быть противопоставлена
конструктивная сила. Для этого необходимо
понять, что миф есть отражение в нашем
сознании реального бытия и сам миф реален,
закономерен, символичен, социально необходим.
2. Религия
Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак религии — вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи.
Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение.
В классовом обществе религия как элемент социальной структуры выполняет обусловленные этим социальные функции, является одним из инструментов, при помощи которых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Религия в определённых обстоятельствах может выражать и выражала интересы и стремления эксплуатируемых масс.
Можно
много спорить о положении
религии в современном
На
положение религии в
В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально – экономических и общественно – политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентирует церковь на повышение нравственного потенциала человека.
Итак,
религия в течение своей
3. Идеология
Идеология, система взглядов и идей, в которые осознают и оценивают отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.
В развитии идеологии накапливается определённый запас понятий и представлений — мыслительный материал, и каждая новая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей идеологии. Поэтому в сфере идеологии существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии — не просто случайные заблуждения, что идеология выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.
Информация о работе Социальная роль мифа, религии, идеологии