Социальная роль мифа, религии, идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:40, реферат

Краткое описание

Миф, религия и идеология – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, создавая свою систему ценностей, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа, религии и идеологии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Миф………………………………………………………………………... 4
2. Религия……………………………………………………………………..8
3. Идеология………………………………………………………………… 10
Заключения……………………………………………………………………….... 12
Список литературы………………………………………………………………... 14

Файлы: 1 файл

Реферат социологии.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………. 3

     1. Миф………………………………………………………………………... 4

     2. Религия……………………………………………………………………..8

     3. Идеология………………………………………………………………… 10

Заключения……………………………………………………………………….... 12

Список литературы………………………………………………………………... 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Миф, религия и идеология – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, создавая свою систему ценностей, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа, религии и идеологии. Религия как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения, центрированного на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозные взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии и идеологии, ибо он обладает имманентной логикой само развертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность - непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии.

     Связь идеологии и мифа неразрывна, что подтверждают следующие аргументы. Трансформации мифа в сказки аналогично декларированию идеологии в качестве самостоятельной части духа. Существование мифа содержит в себе некую общую универсальную основу - миф коллективен, но существует через уникально единичное. 
 
 
 

1. Миф

     Мифы  – неизменная деталь человеческой культуры. Часто мы воспринимаем «миф» как объединенное представление с далеким прошлым. Но мифы возникают в общественном разуме постоянно. В науке принято разделять архаические и современные мифы. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.

     Конечно, современная мифология не равна  архаической уже хотя бы потому, что существует она рядом с  бурно развивающимся позитивным знанием, из арсенала которого имеет возможность черпать материал для построения своих образов и аргументов.

     Изучая  современные мифы, мы наблюдаем осмысленность мифологизации. Каждый исторический этап формирует и пропагандирует свои мифы. Новые политические и исторические персонажи, новые элиты в любой стране требуют развенчания старых мифов и создания новых.

     Мифологию невозможно относить к историческим заблуждениям людского разума. В результате научных исследований стала очевидной регулятивная (а не только объяснительная) функция мифа, выступающего как один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива. Миф удовлетворяет потребность в целостном знании о мире, организует и регламентирует жизнь общественного человека.

     Миф предписывает людям правила социального  поведения, обуславливает систему  ценностных ориентаций, облегчает переживание  стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума. В современном глобализирующемся обществе часто миф обесценивается, обнаруживается неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа в нынешней социо-культурной действительности. Тем не менее, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в нынешней культуре формирует средства и методы символического мышления, истолковывая ценности современной культуры сквозь идею «героического», что, к примеру, науке недоступно. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны в совокупности, что мало возможно для других средств культуры XXI века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощаются и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости.

     Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

     Мифология часто используется как усилитель  ценностей. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности.

     Так, атеистическая по форме и устремлениям советская идеология во многих отношениях может быть охарактеризована как  религиозно-мифологическая.

     Аналогичные представления лежат в основе и постсоветского обыденного мышления. Например, западный мир оказывается  воплощенным земным раем, где мечта  о грядущем блаженстве предстоит  уже осуществленной, точнее перенесенной из плоскости временной в пространственную.

     Окончательный распад «классового» мифа привел к выдвижению на идеологическую арену мифа национального.

     Так в последние 20 лет в России переживается процесс демифологизации советского периода, но и одновременно процесс  создания новых мифов.

     А.Л. Топорков говорит о том, что современные  мифы в отличие от мифов тоталитарной системы охватывают не всё общество в целом, а отдельные группы населения, и на основе этого выделяет 4 вида мифов:

     1. Мифы политической и общественной  жизни, которые создаются политиками, партиями и СМИ.

     2. Религиозные и этнические мифы, связанные с самоидентификацией  этноса или верующих

     3. Мифы, связанные с «внерелигиозными  верованиями» (о пришельцах, например)

     4. Мифы массовой культуры, в центре  которых стоит миф об Америке.

     Исследователи мифа говорят о том, что стать  мифом может всё: история, литература, наука, очень трудно классифицировать «всё». Отдельно выделяется группа мифов  массового сознания – мифы, существующие в объединённом сознании множества  людей.

     Например, среди современных мифов массового сознания выделяют мифы для власти и мифы для масс, которые создаются властью. Часто говорят о мифах, об искусстве и мифах искусства, выделяют мифы о политике и мифы политики, т.е. мифы о какой-либо сфере человеческой деятельности и те мифы, которые бытуют внутри неё.

     Мифы  создавались, и непременно будут  создаваться в дальнейшем, в зависимости  от конкретных потребностей и стратегии  социума и отдельных его индивидуумов.

     Современные мифы нацелены на создание определенного  образа реальности, который бы совпадал с желаниями, целями и ожиданиями людей – членов данного общества. Причем миф всегда претендует на истинность, на авторитарность, что способствует освобождению от каких-либо сомнений. Мифы обладают способностью проникать в наше сознание без соответствующего критического анализа и владеют нами под влиянием чисто психологических факторов, мешая адекватному восприятию других, даже более обоснованных, мифов. Вот здесь и кроется опасность: миф может «ослепить» человека, выдать желаемое за действительное, дезинформировать.

     В настоящее время заметная активность политико-правового, религиозного мифотворчества, появились новые мифы в экономике, науке, медицине, естествознании, новые  формы мифа – телевидение, кино, фотография, реклама. Мы живем в пространстве мифа, оно понятно и беспроблемно. Но его деструктивности должна быть противопоставлена конструктивная сила. Для этого необходимо понять, что миф есть отражение в нашем сознании реального бытия и сам миф реален, закономерен, символичен, социально необходим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Религия

     Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак религии — вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи.

     Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение.

     В классовом обществе религия как элемент социальной структуры выполняет обусловленные этим социальные функции, является одним из инструментов, при помощи которых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Религия в определённых обстоятельствах может выражать и выражала интересы и стремления эксплуатируемых масс.

     Можно много спорить о положении  религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту не возможно. Весь опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого или близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и неотразимые изменения.

     На  положение религии в современном  обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности – наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в XX веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании – понимании Бога, мира, человека. Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. И эти вечные человеческие ценности неразрывно связаны с религиозным мировосприятием и мироощущением.

     В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально – экономических и общественно – политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентирует церковь на повышение нравственного потенциала человека.

     Итак, религия в течение своей истории  в разные периоды развития постоянно влияло на процессы формирования и функционирования различных видов интеллектуальной деятельности, других разнообразных форм социальной активности. 
 

     3. Идеология

     Идеология, система взглядов и идей, в которые осознают и оценивают отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.

     В развитии идеологии накапливается определённый запас понятий и представлений — мыслительный материал, и каждая новая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей идеологии. Поэтому в сфере идеологии существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии — не просто случайные заблуждения, что идеология выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.

Информация о работе Социальная роль мифа, религии, идеологии