Социальная работа как профиссиональный вид деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Социальная работа - деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник, - это высокие морально-нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях.

Оглавление

Введение.
1. Соотношение понятий «социальная деятельность» и «профессиональная деятельность».
2. Этапы становления социальной работы как профессионального вида деятельности.
3. Основные функции и принципы профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
4. Толерантность как ведущий принцип в деятельности социального работника.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

кантрольная соц история.doc

— 41.17 Кб (Скачать)

Петр I считал необходимым  развернуть борьбу с попрошайничеством. Просящих и дающих милостыню наказывали кнутом. Петр I вводит общественное призрение – больницы, богадельни, сиротские, смирительные дома для призрения незаконнорожденных младенцев.

В начале 20-х гг. XVIII в. изданы указы о призрении младших  офицеров, это праобраз российского пенсионного законодательства. При Екатерине II в основном сложилась система общественного призрения. Екатерина пишет в Указе: «Заниматься надо образованием ума и нравов». Сложилась система общественного призрения, были созданы приказы общественного призрения по устройству народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо больных. Складывается добровольно-обязательное попечительство.

Третий этап – послереволюционный и советский периоды. Складывается государственная система социального  обеспечения – инвалидов, стариков, сирот, вдов. Государственное обеспечение  было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан в старости, по болезни, многодетных семей.

Социальная помощь нуждающимся  сводится к формам филантропии (благотворительности, покровительству социально незащищенным).

Благотворительность – оказание частными лицами или организациями  безвозмездной помощи нуждающимся.

Милостыня –  древнейшая форма проявления гуманного  отношения к человеку, выраженная состраданием убогим и нищим.

Призрение общественное и  просто призрение. Общественное призрение  осуществляется государством, церковью, обществом, просто призрение – это внимание, сочувствие, милосердие. На Руси призрение сначала осуществляется церковью, затем становится функцией государства.

Попытка научно-теоретического осмысления различных форм помощи нуждающимся предпринималась уже в XIX в. как в России, так и на Западе, оно нашло отражение и в работах, касающихся "проблем социальной жизни людей (условий формирования и реализации жизнедеятельности, свободы и равенства, равенства и справедливости), и в конкретных направлениях социальной работы в современном понимании. В России эти проблемы в философско-социологическом плане рассматривались в работах Г.В. Плеханова («Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.), В.И. Ленина(«Развитие капитализма в России», 1899; «Империализм как высшая" стадия капитализма», 1916; «Государство и революция», 1917, Н.А. Бердяева («Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», 1918; «О рабстве и свободе человека», 1939, и др.); П.А. Сорокина. («Социальная и культурная мобильность», 1927; «Человек, Цивилизация, Общество», 1992, и др.), а в социально-политическом плане — в трудах В. Н. Воронцова («Судьба капитализма в России», 1882; «Очерки политической экономии», 1895; «Наши направления», 1893), VLH. Каблицы («Основы народничества», 1882—1885), СЮ. Южакова («Социологические этюды», 1892—1895), П.А. Карпоткина («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907), П.Н. Ткачева («Законы общественного самосохранения», 1870), П.Л. Лаврова («Философия и социология»), Н.В. Михайловского («Что такое счастье?», 1872; «Герои и толпа», 1882), М.М. Ковалевского («Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства, религии», 1914) и др.

За рубежом истоками возникновения  социальной работы как теории, науки  были идеи об обществе вообще и гражданском  обществе, о правовом государстве, человеке и личности, сходстве и различии биологического и социального организмов, социальной справедливости — несправедливости, социальном равенстве — неравенстве  и др. Выразителями этих идей были О.Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс  и др.

Различные аспекты социальной помощи (экономические, психологические, медицинские, педагогические и др.) рассматривались в работах ученых Европы и Америки (конец XIX — начало XX вв.), в частности з. Фрейда, Б. Ф. Скиннера, К. Левина, Ж. Пиаже, А.Ч. Кули, Ф. Хаидера, Д. Хауманса, А Зандера, Р.  Мертона, М. "Залда, Р. Кантера и др. Особую роль в теоретическом обобщении и анализе практики социальной работы сыграли труды женщин-ученых — Д.Ш. Лоуэлл, М. Ричмонд, Д. Адаме, Б. Рейнолдс.

В процессе практики, теоретических  изысканий естественно возникает  мысль о том, что людям, занимающимся оказанием помощи нуждающимся, требуется  профессиональная подготовка. В 90-е  гг. XIX в. в Великобритании организуются лекции, проводится практическая работа, связанная с деятельностью лондонского  благотворительного общества; в 1899 г. в  Амстердаме создается Институт подготовки социальных работников; в начале XX в. в Европе и Америке действуют  уже 14 школ социальной работы.

Это было началом институционализации  социальной работы как важного, необходимого, признанного вида социальной деятельности. Постепенно она становится неотъемлемым атрибутом общественной жизни все  большего числа стран, объединяя  практическую, научную и учебную  деятельность

 

3. Основные функции  и принципы профессиональной  деятельности специалиста социальной работы.

Профессия «социальный работник» введена  в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Социальный  работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся  в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых  случаях выступает в качестве их общественного защитника в  суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам  и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и  реабилитации лиц, вернувшихся из специальных  учебно-воспитательных учреждений и  мест лишения свободы. Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

 диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

организационная способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. [4,с.213]

Деятельность  социального работника, имеющая  в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких  результатов, сопровождающиеся сознанием  личной ответственности за произведенные  действия. Такая деятельность стимулируется  потребностью в самоуважении, поддержании  профессионального авторитета и  личного достоинства, статуса трудового  коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована  на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету  и контролю критерии эффективности  с целью получения поощрений  в любой форме. Деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как  к специалисту, гражданину и человеку.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в  моральном отношениях;

компетентности специалиста;

рационального подхода к решению  поставленных задач;

соответствия полномочий и ответственности;

 правовой регламентации деятельности;

подотчетности;

инициативы, и творческого подхода;

организованности и дисциплины;

контроля и проверки исполнения;

критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и  клиента, доверия и свободы действий; [1,с.103]

4.Толерантность  как ведущий принцип в деятельности  социального работника.

Начало анализа социального содержания понятия «толерантность» относится к периоду 90-х гг. 20 в., когда в российскую социальную практику и в область научной рефлексии вошли многие новые явления и отношения.

Сама социальная работа как  масштабный феномен общественного жизнеустройства конституируется именно в этот период: формируются образовательные программы и возникают высшие учебные заведения, готовящие таких специалистов. Формулируются обобщения в области научного обеспечения социальной работы. Именно в ходе таких исследований был выявлен принцип толерантности как базовый для идеологии, этики и практики социальной работы .

Социальная работа относится к числу таких сфер деятельности, для которых принцип толерантности является одним из основополагающих.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия. [4,с.41]

Границы толерантности у  каждого человека, как и у каждого специалиста, индивидуальны, и помимо некоторых общих положений, определяемых общепризнанными норма ми общества, законами государства (равенство прав в доступе к тем или иным благам и услугам) и нормативными документами ведомства (права различных категорий клиентов и ограничения этих прав; обязанности социальных работников и условия, позволяющие не исполнять эти обязанности), существует достаточно обширная шкала индивидуальных вариаций толерантности - от реакций полного отторжения до абсолютного приятия всех черт и особенностей социальной ситуации,

В обыденном поведении большинства людей, в профессиональной деятельности достаточно большого числа профессий наличие или отсутствие толерантности малозначимо. Если индивид, работающий в системе «человек - техника», интолерантен к пожилым людям или лицам другой расы, нации и культуры, если он негативно относится к подросткам слишком раскованного поведения или к пьющим лицам, он вполне может выбирать свой собственный круг общения и избе гать контактов с людьми, являющимися носителями таких свойств, которые ему неприятны. Социальный работник в своей профессиональной сфере лишен подобной избирательности. Более того, носители социально негативных качеств могут нуждаться в помощи больше, чем люди с позитивными характеристиками. Возможны ситуации, когда помощь социальным отщепенцам вызывает неодобрение социально нормативного большинства или даже мешает оказывать помощь нормальным людям. Так, социальное обеспечение пожилых лиц, не имеющих определенного места жительства, бывших заключенных предусматривает устройство этих граждан, не накопивших к старости никаких социальных ресурсов, в стационарные учреждения для престарелых. Их поведение там (пьянство, воровство вещей, драки) не только причиняет беспокойство персоналу, но также резко ухудшает положение других проживающих. Однако социальное законодательство и нравственные нормы не позволяют лишить таких людей приюта, необходимых социальных услуг. Максимально возможным компромиссом в этой ситуации является организация специализированных стационарных учреждений для лиц с отклоняющимся поведением.

Информация о работе Социальная работа как профиссиональный вид деятельности