Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 19:27, контрольная работа
Социальная работа - деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник, - это высокие морально-нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях.
Введение.
1. Соотношение понятий «социальная деятельность» и «профессиональная деятельность».
2. Этапы становления социальной работы как профессионального вида деятельности.
3. Основные функции и принципы профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
4. Толерантность как ведущий принцип в деятельности социального работника.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание
Введение.
1. Соотношение понятий «социальная деятельность» и «профессиональная деятельность».
2. Этапы становления социальной работы как профессионального вида деятельности.
3. Основные функции и принципы профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
4. Толерантность как ведущий принцип в деятельности социального работника.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Социальная работа - деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник, - это высокие морально-нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет права приносить зло. Невежество и душевная черствость - черты, для социального работника просто неприемлемые.
Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, участвуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.
Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Чем выше степень его нравственной свободы, тем непреложнее его долг. [2,с. 4]
Именно нравственно-
Профессионализм личности социального работника - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но непременно и наличие психологических компонентов — внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний.
На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств. Будущий социальный работник должен быть достаточно развитым в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном и волевом планах. Личность социального работника включает также понимание своих личностных характеристик, реальную оценку своих возможностей и уровня квалификации, способность к объективной самооценке, ситуативное самопознание - постоянную рефлексию при взаимодействии с клиентом и самоорганизацию.
Профессионально-личностные качества социальных работников наиболее активно формируются в рамках высшей профессиональной школы. Следовательно, повышенное внимание должно уделяться именно профессиональному образованию и воспитанию. В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов социальных работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.
1. Соотношение понятий «социальная деятельность» и «профессиональная деятельность».
Чтобы понять специфику социальной
работы, нужно соотнести ее с благотворительностью,
религиозной и светской, т. е. определить
деятельность социальных работников как
«профессиональную». Именно слово «профессионализм»
и является ключевым при определении
сути социальной работы ее элитой. В
современном понимании
Личность специалиста и ее профессионально-значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий связана прежде всего с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой — являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это дает основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.
Характер профессиональной
деятельности требует от социального
работника знакомства с широким
кругом вопросов, начиная с организации
системы социального
Квалифицированное содействие
людям в решении их жизненных
проблем определяет профессиональные
особенности социальной работы. Профессия
социального работника
Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии — на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий Оно не нацелено на «оккупацию» соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету.
Важно понять следующее отличие
социального работника от педагога,
психолога, социолога. Если психолог имеет
дело с психикой человека, социолог
— его социальными отношениями,
медик — состоянием его физического
и психического здоровья, а юрист
— его правовым поведением, т. е.
каждый из них приходит к человеку
с какой-то одной, причем, «своей»
стороны, то социальный работник воспринимает
его как целостного индивида, в
единстве его различных сторон. Можно
сказать так, что в первом случае
реализуется абстрактный подход
к человеку, во втором — конкретный.
Это целостное видение человека
позволяет в какой-то степени
уравнивать тенденцию его частичной
«репрезентации» в отдельных
науках и профессиях. Ценностная направленность
действий психолога или социолога:
от профессиональных ценностей к
человеку как к ценности, в действиях
социального работника
Для социальной работы характерна
ориентация на Реальных людей с их
жизненными заботами и трудностями,
для смежных профессий — на
выполняемые ими социальные функции,
реализуемые психические
Специализированная социальная работа используется в сфере труда и занятости, в здравоохранении и медико-реабилитационных службах, в системе образования, правозащиты, пенитенциарных учреждений, в вооруженных силах.
Социальная работа осуществляется
через деятельность системы социальных
служб и социальных учреждений, в
индустриально развитых странах
называемых институтом социального
благосостояния. Его основная задача
состоит в том, чтобы проводить
в жизнь социальную политику государства,
содействовать нормальному
В основе социальной работы
— профессии находится
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы — это добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
2. Этапы становления социальной работы как профессионального вида деятельности.
Как уже упоминалось, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной, причем последняя значительно преобладает на ранних этапах развития любого общества, в том числе и российского. Из этого можно сделать общий вывод, что началом социальной работы в России следует считать не конец 1990 г., а начало нынешнего тысячелетия (более того, конец 1-го тысячелетия). По мнению специалистов", история формирования социальной работы начинается с 1750 г. до н. э. в Вавилоне, где были созданы коды справедливости, т.е. гражданские акты, призывающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. Историки социальной работы в России правомерно выделяют несколько этапов ее становления и развития.
Первый этап – развитие
благотворительности после
Второй этап – возникновение и развитие системы общественного призрения. Вокруг монастырей складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни.
Информация о работе Социальная работа как профиссиональный вид деятельности