Социальная работа как профиссиональный вид деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Социальная работа - деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник, - это высокие морально-нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях.

Оглавление

Введение.
1. Соотношение понятий «социальная деятельность» и «профессиональная деятельность».
2. Этапы становления социальной работы как профессионального вида деятельности.
3. Основные функции и принципы профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
4. Толерантность как ведущий принцип в деятельности социального работника.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

кантрольная соц история.doc

— 41.17 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение.

1. Соотношение понятий «социальная деятельность» и «профессиональная деятельность».

2. Этапы становления социальной работы как профессионального вида деятельности.

3. Основные функции и принципы профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

4. Толерантность как ведущий принцип в деятельности социального работника.

 Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение

Социальная работа - деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник, - это высокие морально-нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет права приносить зло. Невежество и душевная черствость - черты, для социального работника просто неприемлемые.

Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, участвуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

Социальный работник в  некоторой степени действует  на пересечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Чем выше степень его нравственной свободы, тем непреложнее его долг. [2,с. 4]

Именно нравственно-гуманистические истоки заставляют людей выбирать трудную социальную работу, имеющую единственное, но важнейшее отличие от других видов деятельности: возможность помочь людям, отдать свои силы, знания, приобрести уверенность слабым.

Профессионализм личности социального работника - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но непременно и наличие психологических компонентов — внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний.

На социального работника  возлагается особая миссия, выполнить  которую он может только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств. Будущий социальный работник должен быть достаточно развитым в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном и волевом планах. Личность социального работника включает также понимание своих личностных характеристик, реальную оценку своих возможностей и уровня квалификации, способность к объективной самооценке, ситуативное самопознание - постоянную рефлексию при взаимодействии с клиентом и самоорганизацию.

Профессионально-личностные качества социальных работников наиболее активно формируются в рамках высшей профессиональной школы. Следовательно, повышенное внимание должно уделяться именно профессиональному образованию и воспитанию. В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов социальных работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.

 

 

 

 

1. Соотношение понятий «социальная деятельность» и «профессиональная деятельность».

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как  «профессиональную». Именно слово «профессионализм»  и является ключевым при определении  сути социальной работы ее элитой. В  современном понимании используя  термин «профессия», указывают на некий  круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким  образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе  знаний как теоретического, так и  практического характера, а также  на своих критериях успешного  разрешения заданных проблем. Кроме  того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы  взаимоотношений с клиентами, коллегами  и внешними инстанциями. Образовательные  учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая  их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые  принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь  в духе научной объективности, часто  ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все  имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия  и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению  через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется  выработке практических навыков, а  также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.

Личность специалиста  и ее профессионально-значимые качества формируются в процессе многоступенчатого  отбора, под непрерывным давлением  профессионального сообщества как  группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий связана прежде всего с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой — являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это дает основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.

Характер профессиональной деятельности требует от социального  работника знакомства с широким  кругом вопросов, начиная с организации  системы социального обеспечения  в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими  знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». Идея «профессионализма», задающая соответствующую модель и  стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы — от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное  единство, которое характеризует  профессиональную группу как некое  «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили  работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые  позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым  перечнем функций и организаций.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных  проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия  социального работника несколько  тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности  как особой профессии, основательности  ее претензий на равноправное положение  среди «собратьев». От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции  и т. д.), социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник поступает  в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или  нейтрализации его сопротивления  предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются  им при воздействии на установки  и поведение клиента. Он выступает  и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине — не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.). Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые  с полным основанием можно отнести  и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина «патронаж», то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.

Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем  клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога  или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии — на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий Оно не нацелено на «оккупацию» соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету.

Важно понять следующее отличие  социального работника от педагога, психолога, социолога. Если психолог имеет  дело с психикой человека, социолог — его социальными отношениями, медик — состоянием его физического  и психического здоровья, а юрист  — его правовым поведением, т. е. каждый из них приходит к человеку с какой-то одной, причем, «своей»  стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в  единстве его различных сторон. Можно  сказать так, что в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором — конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени  уравнивать тенденцию его частичной  «репрезентации» в отдельных  науках и профессиях. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей к  человеку как к ценности, в действиях  социального работника наоборот: от человека как высшей ценности —  к ценностям профессиональным.

Для социальной работы характерна ориентация на Реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий — на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы  и т. д.

Специализированная социальная работа используется в сфере труда  и занятости, в здравоохранении  и медико-реабилитационных службах, в системе образования, правозащиты, пенитенциарных учреждений, в вооруженных  силах.

Социальная работа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальных учреждений, в  индустриально развитых странах  называемых институтом социального  благосостояния. Его основная задача состоит в том, чтобы проводить  в жизнь социальную политику государства, содействовать нормальному функционированию социальной среды и поддерживать социальную стабильность в обществе посредством оптимизации жизнедеятельности  человека. В данный социальный институт входят: государственные учреждения, общественные и частные организации, составляющие целостную систему  социальной защиты, социального обеспечения  и социального обслуживания населения; высшие и средние специальные  учебные заведения, готовящие специалистов для данной отрасли.

В основе социальной работы — профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный  с оказанием конкретных видов  помощи разнообразным группам в  соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально  ориентированного государства. В связи  с введением образовательного стандарта  по подготовке социальных работников в него включен и специальный  предмет — «социальная работа», задачи которого связаны с формированием  профессионального самоопределения.

Социальная работа как  практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы — это  добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализуется  через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).

 

2. Этапы становления социальной работы как профессионального вида деятельности.

Как уже упоминалось, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной, причем последняя  значительно преобладает на ранних этапах развития любого общества, в  том числе и российского. Из этого  можно сделать общий вывод, что  началом социальной работы в России следует считать не конец 1990 г., а  начало нынешнего тысячелетия (более  того, конец 1-го тысячелетия). По мнению специалистов", история формирования социальной работы начинается с 1750 г. до н. э. в Вавилоне, где были созданы  коды справедливости, т.е. гражданские  акты, призывающие людей к любви  к ближнему, заботе о бедных. Историки социальной работы в России правомерно выделяют несколько этапов ее становления  и развития.

Первый этап – развитие благотворительности после крещения Руси. Духовенство занималось общественным призрением: строили церкви, школы, училища, устраивали для бедных людей пиршества на княжеском дворе, раздавали хлеб, рыбу, мясо, овощи нищим и убогим. На Руси складывается правовая основа социальной помощи детям и женщинам. Так в «Русской правде» рассматривались вопросы о разделе наследства между детьми (в пользу младшего сына) и вдовствующей матерью, её нельзя было прогнать со двора и отнять то, что было передано ей супругом. Восемь из 37 статей «Русской правды» были посвящены вопросам детской защищенности.

Второй этап – возникновение  и развитие системы общественного  призрения. Вокруг монастырей складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни.

Информация о работе Социальная работа как профиссиональный вид деятельности