Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 10:12, реферат
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифициру¬ет: социальные группы, социальные институты, соци¬альные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество соци¬альных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной систе¬мы, но è сам он представляет систему, имеющую слож¬нейшую структуру.
Человек одновременно и субъект и объект всех общест¬венных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про¬дукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп¬ределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, кото¬рые определяют общество.
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В
настоящее время существуют две
основные концепции личности: личность
как функциональная (ролевая) характеристика
человека и личность как его сущностная
характеристика. Первая концепция опирается
на понятие социальной функции человека,
а точнее сказать, на понятие социальной
роли. При всей значимости этого аспекта
понимания личности (он имеет большое
значение в современной прикладной социологии)
он не позволяет нам раскрыть внутренний,
глубинный мир человека, фиксируя только
внешнее поведение его, которое в этом
случае не всегда и не обязательно выражает
действительную сущность человека. Более
глубокая интерпретация понятия личности
раскрывает последнюю уже не в функциональном,
а в сущностном плане: она здесь — сгусток
ее регулятивно - духовных потенций. центр
самосознания, источник воли и ядро характера,
субъект свободных действий и верховной
власти во внутренней жизни человека.
Личность — индивидуальное средоточие
и выражение общественных отношений и
функций людей, субъект познания и преобразования
мира, прав и обязанностей,, этических,
эстетических и всех иных социальных норм.
Личностные качества человека в таком
случае есть производное от его социального
образа жизни и самосознающего разума.
Личность поэтому есть всегда общественно
развитый человек. Личность есть совокупность
трех ее основных составляющих: биогенетических
задатков, воздействия социальных факторов
(среда, условия, нормы, регулятивы) и ее
психосоциального ядра — «я». Оно представляет
собой как бы внутреннее социальное личности,
ставшее феноменом психики, определяющее
ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся
в определенной направленности, способ
соотнесения своих интересов с общественными,
уровень притязаний, основу формирования
убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения.
Человек как личность не есть некая законченная
данность. "Он — процесс, требующий
неустанной душевной работы. Главным результирующим
свойством личности выступает мировоззрение.
Оно являет собой привилегию человека,
поднявшегося до высокого уровня духовности.
Одновременно с формированием мировоззрения
складывается и характер личности — психологический
стержень человека, стабилизирующий его
социальные формы активности. «Только
в характере индивидуум приобретает свою
постоянную определенность». Признается,
что великим характером обладает тот,
кто своими поступками добивается великих
целей, соответствуя требованиям объективных,
разумно обоснованных и социально значимых
идеалов, служа маяком для других. Если
же характер человека теряет свою объективность,
размельчаясь в случайных, мелких, пустых
целях, то он переходит в упрямство, становится
деформировано субъективным. Упрямство
— это уже не характер, а пародия на него.
Препятствуя общению человека с другими,
оно обладает отталкивающей силой. Особым
компонентом личности является ее нравственность.
Только высоконравственные и глубоко
интеллектуальные личности испытывают
острое чувство трагизма от сознания своей
«не - личности», то есть неспособности
совершать то, что диктует сокровенный
смысл «я». Таким образом, личность — это
мера цельности человека, без внутренней
цельности нет личности. В личности важно
видеть не только единое и общее, но и уникальное,
своеобразное. Углубленное постижение
сущности личности предполагает рассмотрение
ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного
существа. Но вместе с тем личность есть
нечто уникальное, что связано, во-первых,
с ее наследственными особенностями и,
во-вторых, с неповторимыми условиями
микросреды, в которых она взращивается.
Таким образом, понятие человеческой уникальности
имеет существенное значение в социальном
познании, в постижении социальных явлений,
событий, в уяснении механизма функционирования
и развития общества, эффективного управления
им. Однако личность не растворяется в
обществе: сохраняя значение неповторимой
и самостоятельной индивидуальности,
она вносит свою лепту в жизнь общественного
целого.
Формирование
личности.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.
Невозможно поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда
подросток задаёт подробные вопросы,
это верный признак завершающего
этапа становления социального
«Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается
личность. Развитая индивидуальность
рождает пока ещё не развитую личность.
Дальнейший процесс развития собственно
личности может продолжаться как угодно
долго. Наука не установила никаких количественных
границ. До глубокой старости человек
меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы,
правила поведения. Процесс социализации
объясняет то, каким образом человек из
существа биологического превращается
в существо социальное, общественное,
становиться личностью.
Социализация, как процесс формирования
личности.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.
В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Основным органом первичной социализации cчитается семья, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.
Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества
В процессе
социализации человек формируется как
творец материальных благ, активный субъект
социального отношения. Сущность социализации
можно понять при условии, что личность
рассматривается одновременно как объект
и субъект социального воздействия.
Воспитание, как процесс формирования
личности.
На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.
Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.
Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».