ььььК причинам неравенства
в распределении доходов кроме отсутствия
условий для зарабатывания дохода
относятся различия в способностях, уровень
образования, профессиональные вкусы,
владение собственностью, степень рыночной
власти, а также удача, связи, несчастья
и дискриминация. Как показывает анализ
причин неравенства в распределении доходов,
они наносят как объективный, так и субъективный
характер. К чему же должно стремиться
общество: к выравниванию доходов или
к их дифференциации? ььььАргументом в пользу
равенства доходов является принцип максимизации
полезности. Дело в том, что потребители
тратят свои доходы в первую очередь
на те товары, которые обладают наибольшей
предельной полезностью. После удовлетворения
первичных потребностей оставшийся
доход тратится на товары с меньшей
предельной полезностью. Поэтому оптимальное
распределение доходов означает распределение
поровну, приносящее максимально возможную
совокупную полезность в обществе. [12,
стр. 281]
III. Социальная политика
и ее особенности в зарубежных
странах ииииВ социальной сфере
господствующее положение занимает государственный
сектор (в отличие от экономики, где главные
функции выполняют рыночные структуры).
В зависимости от величины государственного
сектора в той или иной стране социальная
политика имеет свои особенности. На практике
это выражается в разных масштабах социальной
политики государства. Расширенная социальная
политика означает универсальность социальных
выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной
деятельности государства. Ограничительная
социальная политика означает сведение
ее к минимуму, к функции дополнять традиционные
институты социальной сферы. Ььььььь
ииииСистема
социальной защиты в России. ььььФормирование рыночной
экономики в России невозможно без действенной
социальной политики.
ттттСоциальная
защищенность населения в условиях перехода
к рынку требует разграничения социальной
поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности,
а в отдельных случаях – по принципу занятости
в общественном производстве. Некоторые
слои населения нуждаются в специальный
социальных программах..
ИииФинансирование
социальных программ осуществляется не
только за счет государственных средств,
но и за счет местных бюджетов, средств
предприятий, организаций, населения.
Определенную роль в социальной защите
населения могут сыграть благотворительные
фонды социальной помощи. Политика социальной
защиты населения в условиях перехода
к рынку включает систему социального
страхования и общественное вспомоществование. Ттттттт тттттттттт
ттттВ современных
условиях особую сторону приобрели проблемы
безработицы и инфляции. Социальная защищенность
от безработицы реализуется через подготовку
кадров, организацию фонда помощи безработным
с установлением величины пособия. Защитой
от растущей инфляции, ощутимо снижающей
уровень жизни населения, является индексация
доходов, т.е. увеличение их номинальной
величины для предотвращения снижения
реального их уровня. Ттттттттттттттттт
т тт ттттПроводимая
ныне социальная политика характеризуется
спонтанностью и зачастую бессистемностью.
Ее суть сводится к попыткам нейтрализации
уже возникшей социальной напряженности.
Принимаемые правительством решения по
защите населения отстают от рыночных
недугов. Между тем уровень жизни населения
является важнейшим показателем правильности
экономического курса. Падение благосостояния
населения недопустимо не только по гуманным
соображениям, но и по экономическим, так
как подрывает стимулы к эффективной деятельности.
Поэтому социальные гарантии со стороны
государства являются важнейшими факторами
успешного перехода России к рыночным
отношениям. Ттттттттттттттт
ттттПереход
системного кризиса в России в августе
1998г. в открытую форму обусловил необходимость
корректировки проводимой социальной
политики. Такая корректировка окажется
эффективной лишь в том случае, если будет
учитывать не только негативные, но и позитивные
результаты реформ 1992-1998гг. ттттттттттттттттттттттттттттттттттт
тттттттт ттттПринятая
в 1993г. Конституция Российской Федерации
установила, что Россия является социальным
государством. Построение государства,
которое могло бы быть с полным на то основанием
названо социальным, - задача, не решаемая
в один день. Переход от страны "развитого
социализма" с низким уровнем жизни
населения к богатому и процветающему
социальному государству очень сложен. Тттттттттттт
ттьььтттттттттттттттттт тттттт ттттПосле финансового кризиса
августа 1998г. в России увеличились количество
жителей с денежными доходами ниже прожиточного
минимума и их доля в общей численности
населения страны - соответственно с 32,1
млн. и 21,8 % в июле до 43,3 млн. человек и 29,5
% в ноябре. Вывод кажется однозначным
проводившаяся социальная политика потерпела
полный крах.
ттттКонцепция
управления социальным развитием России
призвана наметить контуры общественного
устройства России как социального государства
и обосновать необходимые действия, которые
должны быть осуществлены в ближайшем
будущем, так и в более отдаленной перспективе.
Все социальные мероприятия имеющихся
программ должны быть проверены на предмет
их соответствия модели социального государства. Тттттттттттттттттт
тттт ттттДалее,
необходимо сохранить все положительное,
что было накоплено в стране в 90-е годы,
и, прежде всего: демократические в целом
процедуры управления российским обществом;
новый тип экономически активного гражданина,
рассчитывающего на свои собственные
силы и стремящегося видеть государство
в качестве защитника своих экономических
и социальных прав; новый негосударственный
сектор отечественной экономики; ориентированный
на платежеспособный спрос потребителя. Ттттттттт
ттттт ттттСледующим
шагом должно стать коренное изменение
существующей схемы финансирования социальной
политики. Остаточный принцип в этой области
главенствует и поныне. Между тем можно
изыскать источники дополнительного финансирования
решения социальных проблем, если проявить
известную политическую волю и ввести
сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет
о реальном, а не символическом налогообложении
вновь приобретенных или пристроенных
объектов недвижимости и дорогостоящего
движимого имущества, а также скрываемых
ныне от налогообложения личных доходов
граждан. [2, стр. 78] Тттттттттттттттт
ттттСреди частных
проблем совершенствования социальной
политики основными являются следующие:
стабилизация финансового положения государственных
внебюджетных социальных фондов; погашение
задолженности работникам по заработной
плате; расширение источников финансирования
социальных услуг; внедрение адресной
системы социальной поддержки населения;
введение единого порядка корректировки
шкалы и ставок подоходного налогообложения. Ььььььььььььььььььь
ьььььььь ььььПо
новой методике, которая в начале ноября
1998 г. рассматривалась правительством,
прожиточный минимум рассчитывается на
основе реальной потребительской корзины.
В нее входит не только минимум продовольственных
товаров, но и набор промышленных товаров,
необходимых услуг и впервые включены
даже некоторые товары длительного пользования.
В новом варианте потребительской корзины
присутствуют 33 вида продовольственных
товаров и 79 позиций, составляющих минимальный
непродовольственный набор товаров для
взрослых, и 69 позиций - для детей. Таким
образом, прожиточный минимум на указанный
период времени (ноябрь 1998 г.) определялся
по новой методике в 642 руб. в месяц на человека,
что по обменному курсу 16 руб./lUSD в то время
соответствовало 40 долл. (для сравнения
- в США прожиточный минимум для семьи
из 4-х человек в 1992 г. определялся как 14335
долл. в год).ьььь
ььььььььььььь ьььььььььььььььььььььь
ьььььььь ььььВ
России вплоть до конца 1998 г. порог бедности
определяли по схеме, установленной еще
в начале рыночных реформ в 1992-1993 гг. Тогда
это делалось так: бралась стоимость минимального
набора продуктов и умножалась на коэффициент
1,46. При этом исходили из того, что бедная
семья в России тратит на питание в среднем
68,3 % семейного бюджета; умножив стоимость
этого продовольственного набора на коэффициент
1,46, получали стоимость прожиточного минимума. ьььььььььььььь
ььь ььььСоциальная
защита населения в странах рыночной экономики
достигает значительных размеров. Так
в США расход на социальное страхование
составляет 40 % федерального бюджета, а
на вспомоществование – 16 %. Система социальных
услуг (здравоохранение, образование,
профессиональная подготовка, служба
занятости) опираются на государственный
сектор отраслей социальной инфраструктуры,
хотя в каждой из них есть и частные предприятия,
государство участвует в финансировании,
производстве и распределении социальных
услуг, увеличивая тем самым их доступность
населению.Ь[2, стр. 98]тттттттттт ттттТаким образом, как слишком
глубокое неравенство подрывает стабильность
общества, так и нивелировка доходов подрывает
эффективность, а также стимулы к труду
и предпринимательству.
IV.
Проблемы социальной
политики и особенности
ее реализации в Республике
Беларусь (в контексте
«белорусской модели
развития»).ььь
ььььПолитика
в области оплаты труда будет формироваться
с учетом того, что заработная плата должна
стать важнейшим фактором экономического
роста и повышения эффективности производства.ьььььььььььььььььььь
ььььРегулирование
оплаты труда работников бюджетной сферы
государством предусматривается осуществлять
путем выработки обоснованной политики
в определении минимальной заработной
платы, размера тарифной ставки первого
разряда; упорядочения системы надтарифных
выплат и совершенствование параметров
Единой тарифной сетки; разработки более
эффективного порядка формирования средств
на оплату труда в бюджетных организациях.
Предполагаемый рост заработной платы
как основного источника доходов населения
обеспечит повышение ее покупательской
способности. Если в 2000г. на среднемесячную
заработную плату можно было пробрести
два набора товаров и услуг, входящих
в бюджет прожиточного минимума, то в 2005
г. – уже более трех. Это позволяет снизить
за пятилетие долю населения с уровнем
доходов ниже бюджета прожиточного минимума
в два раза. ИИИВ
целом намечается в течение 2001-2005 гг.
обеспечить в прогнозируемом периоде
рост реальных денежных доходов населения
на 58 - 63 %, снизить уровень бедности,
а также повысить реальную заработную
плату на 80 - 85 %. [7, стр. 111]ИИИИИИИИИИИИИИ
ииииСоздание
системы социальной защиты является одной
из основных функций социальной политики.
Под социальной защитой понимают определенные
обязательства общества по отношению к
своим гражданам в рамках существующей
конституции. Система социальной защиты
представляет собой совокупность мер,
направленных на выполнение этих обязательств.
Действенность и масштаб системы социальной
защищенности во многом зависят от экономического
потенциала той или иной страны, всей совокупности
макроэкономических условий осуществления
социальной политики. иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии
ииииЦелью социальной
защиты в среднесрочной перспективе является
недопущение снижения жизненного уровня
населения, и прежде всего наименее защищенных
категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности,
многодетных и неполных семей).иииииииииииииииииииииииииииииииииии
ииииОсновные
направления и задачи социальной защиты предусматривают
усиление государственной поддержки социально
уязвимых слоев и групп населения, повышения
эффективности социальных программ и
рациональной использование выделяемых
государством средств на социальную
защиту.ии ииииВ этих целях предполагается:ььььььььььььььььььььььььььььььььь
ьььь1) обеспечение
финансирования социальных программ
за счет республиканского и местных бюджетов,
а также негосударственных финансовых
институтов;ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии
иии2)
совершенствование пенсионного обеспечения; ииииииииииииииииии
иии3)
более широкое использование социального
страхования и страховых выплат в сфере
социальной защиты населения; ииииииииииии
Ии
и иии4)
проведение политики, ориентированной
на повышение реальных денежных доходов
населения;
ииии и 5) социальное
страхование на случай потери работы,
временной или постоянной нетрудоспособности. Иии
ииииВ основу
реформирования системы социальной
поддержки граждан положен принцип
адресного представления социальной помощи
отдельным категориям семей и одиноких
лиц, совокупный доход которых ниже прожиточного
минимума. [6, стр. 123] Иииииииииииииииииииииииииии
ииииВ настоящее
время в республике проводится работа
по созданию системы адресной социальной
помощи населению. Значительное
внимание уделяется разработке
научно обоснованных подходов, требований
к объему и качеству оказываемых услуг,
социальной помощи, порядку и условиям
их оказания. Иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии
и
Расширяется ресурсное обеспечение программ
адресной помощи за счет поэтапного сокращения
перекрестного субсидирования и бюджетных
дотаций производителями товаров и услуг,
а также отмены социально неоправданных
льгот и выплат, предоставляемых отдельным
категориям граждан. В связи с этим предполагается: Ии И 1) упорядочить систему
пособий, выплат и льгот; ббб бб 2) законодательно закрепить
право на получение социальной помощи; рр рр 3) постепенно заменить
большинство льгот, предоставляемых различным
категориям граждан, адресными формами
социальной помощи; ОО4)
перевести некоторые виды льгот, установленных
отдельным категориям граждан в натуральной
форме, в форму денежных выплаты. Ллл л При этом будут сохранены
льготы для групп населения, имеющих
особый статус в соответствии с законодательством
(инвалиды, ветераны ВОВ, ликвидаторы катастрофы
на ЧАЭС, жертвы политических репрессий
и др.) юю Выплаты из общественных фондов
потребления - это в основном пенсии, стипендии
и различные пособия, получаемое гражданином
после достижения им установленного законом
возраста и при условии, что он отработал
определенное число лет по найму. Пенсия
не только решает проблему гуманности,
но и является стимулом к лучшей работе
в трудоспособном возрасте. Государством
назначаются трудовые и социальные пенсии.
[7, стр. 117]
иииии ииииК трудовым
пенсиям относятся пенсии по возрасту,
инвалидности, в случае потери кормильца
и за выслугу лет. Право на пенсию в
странах СНГ по возрасту имеют мужчины
по достижению ими 60 лет и при стаже
работы не менее 25 лет и женщины по достижению
ими 55 лет и при стаже работы не менее 20
лет. Некоторым категориям
граждан пенсии назначаются на льготных
условиях. К ним относятся лица,
ранее работавшие в районах Крайнего
Севера или в особых условиях труда (тяжелые,
вредные для здоровья, опасные), многодетные
матери, родители инвалидов с детства. Ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
т Пенсии
по инвалидности назначаются при наступлении
инвалидности в результате трудового
увечья, профессионального заболевания
или вследствие общего заболевания. Тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
тттттПенсии
по случаю потери кормильца получают
нетрудоспособные члены семьи умершего
кормильца, состоявшие на его иждивении. Тттттт
тттттПенсии
за выслугу лет устанавливаются тем
категориям граждан, которые заняты на
работах, ведущих к утрате трудоспособности
или пригодности до наступления возраста,
дающего право на пенсию по возрасту.
Право на пенсию за выслугу лет имеют
работники авиации, локомотивных бригад,
шахтеры, геологи и др. [7, стр. 117]т
т Социальные
пенсии назначаются неработающим
гражданам при отсутствии права на трудовую
пенсию. Они выплачиваются инвалидам,
мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного
возраста, детям в случае потере кормильца. Ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
тттттВыплата
пенсий осуществляется из специального
фонда, который образуется за счет
взносов работодателей, обязательных
страховых взносов граждан, средств государственного
бюджета. Ььь ььььГосударственные
стипендии выплачиваются учащейся
молодежи. Размер стипендии периодически
корректируется с учетом инфляции и зависит
от типа учебного заведения и степени
успеваемости учащего. Отдельные категории
студентов получают именные стипендии. Ььььь ииииВ целях обеспечения
благоприятных условий для развития
семьи и стабилизации рождаемости намечается: бббб
тттт1) совершенствование
системы государственных пособий семьям,
воспитывающим детей; ьььь
тттт2)
развитие социального обслуживания семьи; мм тттт3) содействие
всем формам предпринимательской семей; ттт тттт4) совершенствование
налоговой политики в интересах семьи; тт тттт5) проведение ежегодного
мониторинга социально-экономического
потенциала семьи. Размеры пособий будут
увеличиваться в зависимости от среднедушевого
бюджета прожиточного минимума. ТтттМолодежная политика
будет направлена на решение насущных
проблем жизни молодежи – образование,
занятость, улучшение жилищных условий,
поддержку учащихся и студентов, воспитание
патриотизма и добросовестного отношения
к труду, повышение престижности труда
молодежи в реальном секторе экономики.
[7, стр. 119] Ттттттттттттттт
ттттМеханизм
социальной защиты включает меры, касающиеся
всех членов общества, и меры, адресованные
отдельным социальным группам. К числу
первых относятся обеспечение системы
эффективной занятости, которая бы позволила
каждому человеку находить применение
своим личным способностям в соответствующей
сферы деятельности; официальное установление
реального уровня прожиточного минимума
как в денежной форме, так и форме «потребительской
корзины» с учетом дифференциации
доходов и потребления населения; защита
интересов потребителя; компенсация, адаптация
и индексация доходов. Меры социальной
защиты отдельных групп населения
включают обеспечение социальной помощи
бедным и выплаты из фондов общественного
потребления. иииК
определению минимального потребительского
бюджета сложились два подхода: нормативный
и генетический. Нормативный подход
основывается на установлении нормативов
минимально допустимого потребления
основных видов благ и услуг. Генетический,
или статистический, подход состоит в
расчете минимальной величины расходов
на питание в соответствии с биологическими
требованиями. Величина прожиточного
минимума служит ориентиром при определении
минимальной заработной платы, различных
пособий. Установление минимальной заработной
платы на уровне прожиточного минимума
дискредитирует труд как источник получения
дохода, теряются экономические стимулы
к труду, что может привести к люмпенизации
определенной части общества. Проблема
заключается в том, как сохранить стимулы
к труду при данной системе социальной
поддержки. Если коэффициент снижения
пособия будет слишком высоким, то бедному
гражданину будет выгоднее получать гарантированный
минимум и не искать работу. В целом же
семьи будут по-разному реагировать на
отрицательный подоходный налог в зависимости
от того, каков будет сам гарантированный
минимум, величина заработка и коэффициент
снижения пособия, выступающий как отрицательная
предельная налоговая ставка. [7, стр. 122]
ттттттттттттттттттттттттт ттт ьСегодня при существующей
неэффективной системе занятости,
низкой доле оплаты труда в национальном
доходе и высокой доле малообеспеченных
семей такое участие невозможно, так как
у основной массы населения нет достаточных
доходов, чтобы производить систематические
отчисления в фонды страховой медицины,
в страховой пенсионный фонд, фонд страхования
от безработицы и на другие цели. Поэтому
такие пассивные формы социальной
политики, каковыми являются выплаты
из общественных фондов потребления, должны
сочетаться с созданием условий для
эффективной работы и получения соответствующих
доходов. Тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
тт тттттттт тттт тттт Итак, экономическую
базу социальной политики государства
составляет перераспределение индивидуальных
доходов населения через государственный
бюджет. Изымая часть доходов населения
в виде налогов частично возвращается
государством населению в виде денежных
выплат по различным социальным программам.
При этом практикуется дифференцированный
подход как к налогообложению, так и к
социальным выплатам лицам, находящимся
в различном материальном положении. В
результате социальной политики государства
смягчаются различия в уровне доходов,
так как происходит перераспределение
личных доходов от более обеспеченных
слоев населения к менее обеспеченным,
нетрудоспособным (пенсионерам, больным,
инвалидам).ьььььььььььььььььььььььььььььььь
Заключение
После рассмотрения и анализа вышеизложенных
проблем и предложений по их решению, без
которых немыслимо существование и плодотворная
жизнедеятельность нашего общества, напрашивается
единственно возможный в этой непростой
ситуации вывод, что для нормального функционирования
социально ориентированной рыночной экономики
Республики Беларусь и успешного создания
эффективного социально-защитного механизма
являются следующие конкретные шаги, как
незамедлительное принятие и неукоснительное
претворение в жизнь нормативно-законодательных
актов, направленных на повышение занятости
и обеспечение государством социальной
поддержки населения; оказание государственной
помощи в создании и поддержке таких новых,
присущих рыночной экономике институтов,
как биржы труда, рынок рабочей силы, центры
занятости и повышения квалификации. Иииииииииии
ттттНаиболее
масштабной задачей социально ориентированной
экономики государства в формирующемся
рыночном хозяйстве Беларуси является
деятельность по социальной защите всех
слоев общества и по выработке стратегии
эффективной социальной политики. Формой
ее реализации выступает фактический
образ действий государства, воплощенный
в социальную политику, которая охватывает
все сферы экономических отношений в стране.
Одним из важнейших направлений его деятельности
является регулирование занятости и стимулирование
высококвалифицированного и производительного
труда и, как следствие, увеличения национального
дохода.иииииииииииииииииииииииииииии ииииСуществуют некоторые
проблемы, связанные с регулированием
занятости и обеспечения социальной защиты
населения. В данной работе рассмотрены
такие немаловажные проблемы, как нестабильность
на рынке труда и невозможность охватить
социальной защитой все слои населения,
обусловленные отсутствием нормативно-законодательной
базы и прочими трудностями.тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
Приложение
1
Рисунок
1
Рис. 1. Кривая Лоренца
Список
использованной литературы
- Базылева
Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория.
– Мн.: БГЭУ, 1998.
- Волгин Н.А.
Социальная политика: Учебник.- М.: Изд-во
«Экзамен», 2002.
- Камаева В.Д.
Экономическая теория: Учебник для ВУЗов 5-е издание.
М.: «ВЛАДОС», 1999.
- Модель устойчивого
развития Республики Беларусь//Белорусская
экономика, анализ, прогноз. Регулирования
– 2002-№8.
- Морова
А.П. Социальная политика в сфере трудовых
отношений/Под научной ред. П.Г. Никитенко/Мн.
ИСПИ, 2000.
- Муталимов
М.Г. Мотивация труда и распределительные
отношения.-Мн.: БГЭУ, 2000.
- Программа
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001-2005 годы. – Мн.: «Беларусь»,
2001.
- Подузов А.А.
Изменение бедности/ Проблемы прогнозирования
и управления. № 4-5, 1996.
- Самуэльсон
П., Нордхаус В. Экономика. 15 издание. М.
– 1997г.
- Сверж А.
Система социальной защиты и необходимость
ее реформирования// Финансы, учет, аудит,
№4, 2000.
- Социальная
политика: Учебно-методический комплекс
– Мн.: БГУ, 2002.
- Социальная
политика, уровень и качество жизни: Словарь.-М.:
Изд-во ВЦУЖ, 2001.
- Тур А.Н.
Курс экономической теории. – Мн.: «Мисанта»,
1997г.
- Экономическая
теория: Системный курс: Уч. пособие/ Под
ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание»,
2000.