Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.
Введение
1 Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики
1.2. Основные направления социальной политики
2 Социальная политика России на современном этапе развития
2.1 Статистка основных социальных показателей
2.2 Институты социальной политики в России
Заключение
Список литературы
Приложения
Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2), выросли доходы населения (рисунок 2).
Таблица 2 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|||||
млн. человек |
25,2 |
25,2 |
21,5 |
18,7 |
18,5 |
в процентах от общей численности населения |
17,6 |
17,7 |
15,2 |
13,3 |
13,1 |
Дефицит денежного дохода: |
|||||
млрд. руб. |
225,6 |
286,9 |
276,6 |
270,3 |
319,5 |
в процентах от общего объема денежных доходов населения |
2,1 |
2,1 |
1,6 |
1,3 |
1,2 |
Рисунок 2 – Динамика основных показателей реальных доходов населения в России в 2009-2011 г.
Так, в 2011г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2010 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2010 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году.
Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2007 году до 4330 руб. в настоящее время.
По данным Госкомстата России численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.
Уровень безработицы, исчисленный
как отношение численности
Рисунок 3 – Уровень безработицы в России в 1999-2010 гг.
Уровень занятости населения
(отношение численности
Таблица 3 – Экономическая активность населения
Показатели |
IV квартал 2009 г. |
2010 г. |
I квартал 2010 г. |
I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-) | ||
январь |
февраль |
март | ||||
Тыс. человек |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) |
75570 |
74569 |
74464 |
74646 |
74560 |
-1010 |
занятые |
69503 |
67737 |
68028 |
68228 |
67998 |
-1505 |
безработные |
6067 |
6832 |
6436 |
6418 |
6562 |
495 |
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
67,8 |
66,9 |
66,8 |
67,0 |
66,9 |
-0,9 |
Уровень безработицы (безработные к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
62,4 |
60,8 |
61,1 |
61,2 |
61,0 |
-1,4 |
8,0 |
9,2 |
8,6 |
8,6 |
8,8 |
0,8 |
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.
По оценке Госкомстата России численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).
Естественная убыль населения в январе-ноябре 2009г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2008г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4% (рисунок 4, таблица 6).
Рисунок 4 – Замещение естественной убыли населения миграционным приростом, %
Таблица 6 – Показатели естественного движения населения
Показатели |
Январь-ноябрь |
Справочно на 1000человек населения за 2008г.в целом | |||||
тысяч |
на 1000 человек населения1) | ||||||
2009г. |
2008г. |
прирост (+), снижение (-) |
2009г. |
2008г. |
2009г. | ||
Родившихся |
1610,3 |
1566,9 |
+43,4 |
12,4 |
12,1 |
102,5 |
12,1 |
Умерших |
1834,6 |
1904,2 |
-69,6 |
14,1 |
14,7 |
95,9 |
14,6 |
в том числе детей в возрасте до 1 года |
12,9 |
13,2 |
-0,3 |
8,12) |
8,72) |
93,1 |
8,52) |
Естественная убыль |
-224,3 |
-337,3 |
-1,7 |
-2,6 |
65,4 |
-2,5 | |
Браков |
1117,1 |
1102,3 |
+14,8 |
8,6 |
8,5 |
101,2 |
8,3 |
Разводов |
636,9 |
642,1 |
-5,2 |
4,9 |
4,9 |
100,0 |
5,0 |
1) Здесь и далее в разделе показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год. 2) На 1000 родившихся. |
В январе-ноябре 2009г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах.
В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2008г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.
Естественный прирост населения в январе-ноябре 2009г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2008г. - в 21 субъекте).
К основным государственным институтам, осуществляющим социальную политику в России, относятся :
Кроме того, в России существует большое количество исследовательских организаций, занимающихся вопросами социальной политики; ниже приведены лишь некоторые из них :
Предприятия как основные хозяйствующие субъекты в экономике также могут по праву рассматриваться в качестве участников социальной политики на микроуровне.
К сожалению, в рамках курсовой работы сложно отразить все многообразие и взаимосвязь функций и направлений деятельности указанных выше субъектов социальной политики. Тем не менее, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России ресурс для развития социального партнерства между властью, бизнесом и гражданским обществом активно развивается.
Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, мною ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые, по моему мнению наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.
Итак, согласно данным Аналитического Центра, регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение Б):
Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:
В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы :
Вследствие финансового кризиса и спада производства значительные группы населения наших стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.
И в этой связи, нам, руководителям социальных министерств, приходится решать сложную задачу. С одной стороны, мы должны смягчить удары кризиса по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, в дискуссиях с представителями финансовых и экономических министерств, отстоять объемы финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств.