Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики
1.2. Основные направления социальной политики
2 Социальная политика России на современном этапе развития
2.1 Статистка основных социальных показателей
2.2 Институты социальной политики в России
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Оригинал соц политика.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 

Хотя, надо признать, при  этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2), выросли доходы населения (рисунок 2).

 

Таблица 2 – Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

         

 млн. человек

25,2

25,2

21,5

18,7

18,5

 в процентах от общей численности населения

17,6

17,7

15,2

13,3

13,1

Дефицит денежного дохода:

         

 млрд. руб.

225,6

286,9

276,6

270,3

319,5

 в процентах от общего объема денежных доходов населения

2,1

2,1

1,6

1,3

1,2


 

Рисунок 2 – Динамика основных показателей реальных доходов  населения в России в 2009-2011 г.

 

Так, в 2011г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2010 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2010 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году.

Что касается размера  заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2007 году до 4330 руб. в настоящее время.

По данным Госкомстата  России численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.

Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, в марте 2010г. составил 8,6% (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Уровень безработицы в России в 1999-2010 гг.

 

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в марте 2010г. составил 61,2% (таблица 3).

 

 

Таблица 3 – Экономическая активность населения

Показатели

IV квартал 2009 г.

2010 г.

I квартал 2010 г.

I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-)

январь

февраль

март

Тыс. человек

х

х

х

х

х

х

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая  сила)

75570

74569

74464

74646

74560

-1010

занятые

69503

67737

68028

68228

67998

-1505

безработные

6067

6832

6436

6418

6562

495

Уровень экономической  активности (экономически активное население  к численности населения в  возрасте 15-72 лет)

х

х

х

х

х

х

Уровень занятости (занятые  к численности населения в возрасте 15-72 лет)

67,8

66,9

66,8

67,0

66,9

-0,9

Уровень безработицы (безработные  к численности населения в  возрасте 15-72 лет)

62,4

60,8

61,1

61,2

61,0

-1,4

 

8,0

9,2

8,6

8,6

8,8

0,8


 

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.

По оценке Госкомстата  России численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).

Естественная убыль  населения в январе-ноябре 2009г. уменьшилась  по сравнению с соответствующим  периодом 2008г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4% (рисунок 4, таблица 6).

 

Рисунок 4 – Замещение естественной убыли населения миграционным приростом, %

Таблица 6 – Показатели естественного движения населения

Показатели

Январь-ноябрь

Справочно на 1000человек  населения за 2008г.в целом

тысяч

на 1000 человек населения1)

2009г.

2008г.

прирост (+), снижение (-)

2009г.

2008г.

2009г.  
в % к  
2008г.

Родившихся

1610,3

1566,9

+43,4

12,4

12,1

102,5

12,1

Умерших

1834,6

1904,2

-69,6

14,1

14,7

95,9

14,6

 в том числе детей в возрасте до 1 года

12,9

13,2

-0,3

8,12)

8,72)

93,1

8,52)

Естественная убыль

-224,3

-337,3

 

-1,7

-2,6

65,4

-2,5

Браков

1117,1

1102,3

+14,8

8,6

8,5

101,2

8,3

Разводов

636,9

642,1

-5,2

4,9

4,9

100,0

5,0

1) Здесь и далее в разделе показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год.

2) На 1000 родившихся.


 

В январе-ноябре 2009г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах.

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2008г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.

Естественный прирост  населения в январе-ноябре 2009г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2008г. - в 21 субъекте).

2.2 Институты социальной политики в России

 

К основным государственным  институтам, осуществляющим социальную политику в России, относятся :

  • Президент Российской Федерации;
  • Государственный совет;
  • Государственная Дума;
  • Совет Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства, фонды), осуществляющие государственную политику в социальной сфере в рамках их полномочий и областей компетенции;
  • Общественная палата Российской Федерации;
  • Общественный совет по жилищной политике при Министерстве Регионального развития РФ.

Кроме того, в России существует большое количество исследовательских организаций, занимающихся вопросами социальной политики; ниже приведены лишь некоторые из них :

  • Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ);
  • Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН);
  • исследований Уфимского научного центра РАН (ИСЭИ Уф НЦ РАН);
  • Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН);
  • Институт социологии РАН (ИС РАН);
  • Институт сравнительных социальных исследований (ЦЭССИ);
  • Независимый институт социальной политики (НИСП) и др.

Предприятия как основные хозяйствующие субъекты в экономике  также могут по праву рассматриваться  в качестве участников социальной политики на микроуровне.

К сожалению, в рамках курсовой работы сложно отразить все  многообразие и взаимосвязь функций и направлений деятельности указанных выше субъектов социальной политики. Тем не менее, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России ресурс для развития социального партнерства между властью, бизнесом и гражданским обществом активно развивается.

Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, мною ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые, по моему мнению наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.

Итак, согласно данным Аналитического Центра, регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение Б):

  • в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70% респондентов). И это неудивительно, ведь инфляция в Росси по-прежнему находится на высоком уровне (8,8% по итогам 2009 года);
  • проблема роста безработицы, по сравнению с 2005 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56% опрошенных в июне 2009 г. против 25% в 2008 г.). Такой результат также вполне объясним – в феврале 2009 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4%);
  • проблема бедности в июне 2009 г., несмотря на кризис, волнует меньшее количество людей, чем это было в 2005 г. Статистика, приведенная в курсовой работы полностью объясняет данную динамику.

Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:

  • резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов ;
  • недоступность многих видов медицинского обслуживания;
  • кризис морали, культуры, нравственности;
  • коррупция, взяточничество;
  • рост наркомании;
  • рост платности, недоступность образования.

В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают  власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы :

Вследствие финансового  кризиса и спада производства значительные группы населения наших  стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.

И в этой связи, нам, руководителям  социальных министерств, приходится решать сложную задачу. С одной стороны, мы должны смягчить удары кризиса по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, в дискуссиях с представителями финансовых и экономических министерств, отстоять объемы финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств.

Информация о работе Социальная политика государства