Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 01:35, реферат
Термин “социология” - производное от двух слов: латинского слова Societas - общество и греческого Logos - слово, понятие, учение, т.е. социология (фр. sociologie) - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей.
Французский мыслитель Огюст Конт является основоположником социологии и ввел понятие социологии в науку ещё в XIX веке.
Введение
Глава 1.Социальная организация
1.1 Определение организации
1.2 Классификация организаций
1.3 Организация как управляемая система
Глава 2. Социализация личности
2.1 Понятие личности
2.2 Виды социализации
2.3 Десоциализация и ресоциализация
Заключение
Понятие социальной
организации непрерывно связано
с понятием коллектива. Состав коллектива
и направления его
Управление - это
целенаправленный, планируемый, координируемый
и сознательно организуемый процесс,
способствующий достижению максимального
эффекта при затрате
Понятия организационной системы и коллектива взаимосвязаны, но далеко не тождественны. Коллектив -- это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность, без которой она не может существовать. Связь организации с коллективом может быть охарактеризована зависимостью:
Организация = коллектив и МТБ и. Фи П. и ИС и...
Понятие организации,
кроме коллектива, включает в себя
также материально-техническую
Интересы большинства людей объединяются в рамках организации. Там же сосредотачиваются материальные ресурсы, здания и оборудование. Информационная среда, которая определяет коммуникационные связи внутри организации и связи организации с внешней средой, создается в процессе работы организации. Подразделения внутри организации так же могут решать самостоятельные задачи.
Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель - это желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий.
Цель организации зависит не только от желания членов ее коллектива (субъективная сторона), но и от реальных возможностей ее выполнения (объективные условия). Диалектика субъективного и объективного лежит в основе целеполагающей деятельности каждого человека в отдельности, организации и общества.
Применительно к организации можно выделить три основных принципа, характеризующих ее как управляемую систему:
- принцип обоснованности:
организация подчиняется
- принцип целенаправленности:
организации свойственно
Глава 2. Социализация
личности
2.1 Понятие социализации
Процесс социализации - это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым, человек приобретает определенную систему норм и ценностей.
Если процесс развития личности понимать в её активном взаимодействии с социальной средой, то каждый субъект имеет право на рассмотрение. Идея развития личности - одна из ключевых идей отечественной социологии.
Социализация - это двусторонний процесс. Он включает в себя с одной стороны усвоение субъектом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - процесс воспроизводства субъектом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Можно выделить три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении процесса социализации человек имеет дело с расширением “каталога” деятельностей. Общение неразрывно связано с деятельностью. Общение расширяется при контакте человека с другими людьми. Свойство самосознания - это процесс контролируемый. Он определяется постоянным приобретением социального опыта.
Период подготовки человека к взрослой жизни не ограничивается только детством, сегодня в него входят период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации. Иногда полагают, что значение социализации ограничивается обучением детей, подготовкой к взрослой жизни, усвоением элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково лишь узкое значение данного термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм.
И психологи и социологи обращают внимание на то, что процесс социализации длится в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей.
Социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому отношение к ней служит стадий основанием для классификации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.
Дотрудовая стадия социализации - это весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Признание трудовой стадии социализма следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Послетрудовая стадия социализации - это более сложный вопрос. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех людей, которые составляют такую социальную группу как пенсионеры.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду.
Два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных концах этого прогресса. Степень овладения социальными ролями - вот главное различие.
Социализацию
личности можно определить как процесс
усвоения и воспроизводства субъектом
общественного опыта и
Социализация включает в себя усвоение культуры человеческих отношений, норм нравственности и правил поведения среди людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает в себя активное познание человеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы, развитие необходимых коммуникативных способностей.
Для каждого нового поколения открываются все более широкие возможности для социализации, но каждому следующему поколению людей приходится вместе с тем все труднее, так как количество информации, которую необходимо усвоить в процессе социализации, быстро возрастает и уже сейчас намного превышает возможности отдельно взятого индивида. Понятие социализации касается как процесса, так и результатов приобретения человеком жизненного опыта.
В качестве основных источников социализации человека, несущих в себе необходимый опыт, выступают общественные объединения (партии, классы и т.п.), члены его собственной семьи, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.
Те конкретные группы людей, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые взаимные отношения и сделать их обязательными для членов общества.
Выявление роли институтов в процессе социализации опирается на общий социологический анализ социальных институтов в обществе.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами социализации выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль дошкольные детские учреждения. Во втором периоде ранней стадии социализации институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, и школа обязана подготовить человека к жизни в обществе в широком смысле слова. В период высшего образования должен решаться вопрос о таком социальном институте, как ВУЗ. Сама проблема студенчества, как особой социальной группы, занимает более значительное место в системе общественных наук. Институты социализации на трудовой стадии - это трудовые коллективы или его современные разновидности - организации, команды. Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации.
Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.
Социальные институты способны выполнять своё предназначение за счёт упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.
Каждый из названных
институтов социализации обладает рядом
других функций, его деятельность не
может быть сведена только к функции
передачи социального опыта. Для
личности небезразлично, в условиях
какой группы осуществляется процесс
социализации. Сам институт социализации,
осуществляя свое воздействие на личность,
как бы сталкивается с системой воздействия
через традиции, обычаи, привычки, образ
жизни.
2.2 Виды социализации
Социализация - принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий.
Различают:
- первичную социализацию в родительском доме;
- вторичную социализацию в детском саду и школе;
- третичную социализацию
в профессиональной
На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это люди и учреждении, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
- агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящихнянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
- агентов вторичной социализации (институты социализации) - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.п.
Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредствованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), вторичную - те, кто связан формально-деловыми отношениями.
Каждый агент
социализации дает для становления
личности то, чему может научить
и воспитать. Агенты первичной социализации
универсальны, они выполняют множество
разных функций. Родители с родственниками,
друзья, внося вклад в процесс становления
личности, часто пересекаются в своих
функциях. Агенты вторичной социализации
влияют в узком направлении, они выполняют
одну-две функции. Школа дает знания, предприятия
- средства существования, церковь - духовное
общение и т.п. Каждый институт нацелен
на решение своих задач в соответствии
со своими функциями.
2.3 Десоциализация
и ресоциализация
Социализация проходит этапы, совпадающие жизненными циклами.
Жизненные циклы в судьбе человека - это периоды жизни, изолированные друг от друга существенными событиями: поступлением в вуз, замужеством и т. д., связанные с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, со сменой социальных ролей, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться.