Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:20, реферат
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его пермещении в социальном пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе от-
ношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.
В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.
Введение:______________________________________3стр.
I. Природа социальной мобильности.____________4стр.
II. Характеристики социальной мобильности.___________7стр.
III. Проблемы социальной мобильности.________________8стр.
IV. Каналы социальной мобильности.__________________10стр.
V. Индивид и социальная мобильность._________________12стр.
Заключение:__________________________________________14стр.
Список литературы:___________________________________15стр.
Но даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения наилучшего образования и т.д.
В обществах существуют некоторые
социальные статусные группы, вертикальная
мобильность в которых крайне затруднена
в силу замкнутости и барьеров, создаваемых
на пути представителей других
социальных групп. Вместе с тем, как бы
ни была замкнута группа, все равно существует
хотя бы незначительное число членов других
групп, проникающих в нее. Видимо, есть
определенные пути вертикальной социальной
мобильности, которые практически
невозможно перекрыть, и представители
низших слоев всегда имеют шанс проникнуть
в высший слой.
IV.
Каналы социальной мобильности.
Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных , открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоватьс сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.
Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблем вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
1. Изменение образа жизни.
2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренно-
го обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.
3. Изменение социального
4. Брак с представителем более
высокого статусного слоя. Во все времена
такой брак служил наилучшим
средством преодоления барьеров, стоящих
на пути социальной мобильности. Во-первых,
он может в значительной степени способствовать
проявлению талантов, если дает материальное
благополучие. Во-вторых, он предоставляет
индивиду возможность быстрого подъема,
часто минуя несколько статусных уровней.
В-третьих, брак с представителем или
представительницей более высокого статуса
в значительной степени разрешает
проблемы социального окружения и быстрого
освоения образцов культуры высшего
статусного слоя. Подобного рода браки
позволяли людям преодолевать самые трудные
социальные барьеры в «кастовом
обществе», а также проникать в элитные
слои. Но такой брак может быть полезен
только в том случае, если индивид из
более низкого статусного слоя подготовлен
к быстрому усвоению новых образцов
поведения и образа жизни нового для него
социального окружения. Если он не может
быстро усваивать новые культурные
статусы и стандарты, то этот брак ничего
не даст, так как представители
высшего статусного слоя не будут считать
индивида "своим"
V.
Индивид и социальная
мобильность.
Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Относительно простые общества, которые существовали в XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди во средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовился с самого детства. В таком простом обществе для качественного исполнения даже роли лидеров, определяющих правила и ритуалы, необходимы скорее тщательность и длительность обучения, чем необыкновенные способности. Неотъемлемыми качествами общества с закрытой социально-классовой структурой являются ее внутренняя простота и
стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и без притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне адекватно.
Быстрота изменения общества требует от лидера большего , нежели способность механически исполнять определенные ритуалы. Кроме того, для технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система - это необходимость для современного общества. Однако культивирование и развитие открытой системы может иметь неприятные последствия для некоторых из входящих в нее индивидов.
Восходящая вертикальная социальная мобильность
приводит не только к получению новых
благ и привилегий, но и к появлению большей
ответственности и к новым ограничениям.
Случается, что некоторые люди отклоняют
предложенное повышение статуса потому,
что при занятии новой должности
возникают добавочная напряженность и
новые обязанности, увеличивающие
неудовлетворенность. Нервная дрожь
стрессы среди вновь назначенных на более
высокие должности - далеко не
исключения. Кроме того, напряжение
возникает из-за достаточно трудного
процесса обучения образцам новой для
индивида субкультуры: новым манерам,
этикету, типам взаимоотношений. Процесс
приспособления к новой субкультуре бывает
очень сложным. Это иногда проявляется
так сильно, что грозит нервными расстройствами
и низким снижением мотивации исполнения
своей роли.
Заключение
Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам "выбился" в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждаются в том, что между ними и детьми появилась пропасть. Для обеих сторон это очень болезненно.
Нисходящая мобильность также может вызывать крайне неприятные последствия для индивидов и в еще большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми.
В целом социальная мобильность
общества - противоречивый процесс.
Если сложное общество позволяет индивидам
относительно свободно миновать барьеры
между социальными классами и слоями,
то это вовсе не означает, что всякий индивид,
обладающий талантами и мотиваций, может
безболезненно и легко двигаться по ступеням
лестницы социального восхождения. Мобильность
всегда трудно переносится всеми индивидами,
так как им приходится адаптироваться
к новой субкультуре, налаживать новые
связи и бороться со страхом,
потерять свой новый статус. Вместе с тем
для сложного общества открытый путь наверх,
большое число достигаемых статусов
- единственный путь развития, ибо
в противном случае возникают
социальные напряжения и конфликты.
Список
литературы
1. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.
1. Ануфриев Е.А. Политология в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. – М., 1994.
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие. – М., 1996.
3. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие для X–XI классов средней школы, гимназий, лицеев и несоциологических факультетов. – М., 1995.
4. Кравченко А.И. Социология: Справ. пособие. – М., 1996.
5. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. – М., 1997.
6. Медушевский
А.Н. История русской социологии: Учеб.
пособие для вузов. – М., 1993.