Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:08, реферат
Данная курсовая работа основана на работах социологов Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля.
Проблема социальной дифференциации в обществе была и является актуальной как для социологии, так и для истории социологии. «Социальная дифференциация — деление соц. целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Использование категории социальной дифференциации в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»..........................................6
Глава II. Использование категории социальной дифференциации в работе Г. Зиммеля «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования»......................................................................11
Глава III. Сравнительный анализ использования категории социальной дифференциации в работах Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля….………………22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы
Г.
Зиммедь продемонстрировал
Деньги также возникли в процессе дифференциации, считает Г. Зиммель. Функция, которую деньги приобретают наряду с другими своими свойствами, должна была отделиться от них и обрести в сознании самостоятельность. Экономия сил, которая достигается в результате этой дифференциации, тоже состоит в восхождении к понятиям и нормам более высокого порядка, которые обретаются одинаковым образом.
К экономии сил приводят соединение индивидуальных функций в одну центральную силу. В основании такой централизации всегда лежит дифференциация, что для экономии сил всегда объединяет лишь выделенные стороны общественного развития. Только возрастающая дифференциация может устранить трения, возникающие из-за конкуренции между индивидами. Г. Зиммель указывает на процессы внутри индивида, которые следует рассматривать. Только два вида дифференциации могут дать индивиду возможность сберечь те силы, которые в нем растрачиваются: или он дифференцируется как целое, или индивид дифференцируется соответственно своим отдельным сторонам. Дифференциация, как в смысле вычленения всего целого, так и в смысле дифференциации его частей, равным образом приводит к экономии сил. Если подчинить дифференциацию принципу экономии сил, то противоположные ей движения и ограничения должны будут при случае служить этой высшей цели20.
Принцип экономии сил также часто устанавливает ограничения в изъятии известных функций у индивидов и перенесения их на центральный организм, насколько он, с другой стороны, вызывает процесс, обратный дифференциации. Если естественная деятельность отделяется от индивида и получает самостоятельность в особом образовании, то это означает уже высокую степень дифференциации и особенно большую экономию сил.
Аналогичное развитие, в замещении друг друга различными дифференцированными органами. Г. Зиммель снова привел пример из физиологии21, выявив аналогию по отношению к обществу. В жизни тела можно часто видеть, что одна функция замещает другую, и что чем менее дифференцировано строение организма, тем легче его части могут заменять друг друга. Дифференциация перешла от целого, от которого она требует одностороннего развития частей, к самой части и сообщила ей внутреннюю разносторонность. В этом заключено обратное движение дифференциации.
Дифференциация социальной группы прямо противоположна дифференциации индивида. Дифференциация группы предполагает, что индивид односторонен, единичная задача заполняет его целиком, и вся совокупность его способностей настроена на нее, но по характеру отличается от односторонности другого индивида. Так отношения общественного хозяйствования специализируют индивида на всю жизнь в самые узкие рамки. Дифференциация индивида, напротив, означает отсутствие односторонности. Она развязывает сплетение волевых и мыслительных способностей и образует из каждой самостоятельное свойство. Тот член, который хочет развиваться в гармонии с целым, отказывается тем самым от роли части этого целого. Противоположность этих двух тенденций имеет с различных сторон свои границы. Само влечение к дифференциации должно остановиться в каждом данном единичном или коллективном организме там, где начинается действие противоположного влечения. При определенной степени индивидуализации членов одной и той же группы либо прекращается их способность действовать даже в рамках своего особого призвания, либо распадается вся группа, потому что члены ее больше не находятся ни в каких отношениях друг к другу. Итак, интерес индивида дифференцироваться как целое, будет вести к интересу совокупности, чтобы он был дифференцирован именно как член целого22. Таким образом, предел совпадения стремления отдельного человека к внутреннему разнообразию с теми требованиями, которые предъявляет к нему совокупность, длится, пока дифференциация социального целого касается еще не индивидов, а скорее целых подразделений этого целого. Только при большом росте социального целого происходит такое смешение элементов, который заставляет его требовать от своих членов все большей специализации.
Стремление к дифференциации целого и части, становится противоположностью экономии сил. Дифференциация в рамках последовательного возникновения оказывается в несоответствии с дифференциацией в рамках одновременного сосуществования. Причиной противоречия является реальное сосуществование дифференциаций в индивиде, в котором заключены скрытые силы и способности. Дифференциация состояний обеспечивает большую надежность в рамках сосуществования и более высокий процент в рамках последовательности.
Г. Зиммель рассматривает капитал, особенно деньги, как скрытую дифференциацию23. Сущность его состоит в том, что при его помощи может быть выполнено неограниченное число действий, а всякая деятельность вообще является дифференциацией в рамках последовательности. Вся хозяйственная дифференциация является причиной денег, а возможностью для отдельного человека является результат владения ими. Поэтому потенциально деньги являются самым совершенным осуществлением различных дифференциаций. В борьбе между капиталом и трудом, рассматриваемой с определенной стороны, капитал ─ объективированная экономия сил. Деньги появляются в результате труда и дифференциации, и превращаются снова в труд и дифференциацию. Но именно поэтому деньги требуют, чтобы помимо них существовали труд и дифференциация, потому что иначе они составляют общее без единичного.
Г. Зиммель утверждает, что дифференциация в рамках одновременности, по отношению к капиталу, неизбежно указывает на дифференциацию в рамках последовательности. Но действительная дифференциация труда находится в некотором постоянном отношении к скрытой дифференциации капитала.
Развитие
актуальной дифференциации, заключенной
в цивилизованном труде, находится в постоянном
соотношении с развитием его накопления
в капитале, которое определяется объективной
связью самих этих факторов.
Глава
III. Сравнительный анализ использования
категории социальной дифференциации
в работах Э. Дюркгейма и Г.
Зиммеля
Э. Дюркгейм принадлежит к позитивистской парадигме. Для него общество это реальность. Он считал общество целостным субъектом и использовал историко-сравнительный и причинный анализ. Г. Зиммель в этой работе является позитивистом. Следовательно, авторы относятся к одной парадигме, но у них несколько отличается использование категории социальной дефференциации и понятия общества. Общество, по концепции Г. Зиммеля, отличалось от множественности и случайности индивидуумов и противопоставлялось им. Он отказывался от приоритета целого (группы, общества), представлявшегося первоначально непосредственным объектом социологического мышления, и исследовал положение и судьбу отдельного человека, обусловленных его взаимодействием с другими, называя эти взаимодействия формами социаций. Они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого.
Использование категории социальной дифференциации и понятие общества в работах Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля24 схожи в том, что они оба проводили аналогии обществ с живым организмом, и приводили примеры из физиологии и биологии. Это объясняется влиянием Г.Спенсера и О. Конта на творчество Э. Дюркгейма, и влиянием Г. Спенсера, Ч. Дарвина на ранее творчество Г. Зиммеля.
Э. Дюркгейм и Г. Зиммель схожи в том, что важным условием социальной дифференциации является социальная солидарность (Э.Дюркгейм), социация или взаимодействие (Г.Зиммель) отдельных функционирующих частей общества как целого. Но Э. Дюркгейм акцентирует внимание на дифференциацию общества как целого, а Г. Зиммель на дифференциацию отдельного индивида.
Главная
идея работы Э. Дюркгейма ─ социальная
дифференциация, в частности разделение
труда которое является причиной социальной
солидарности между частями общества
как целого. Главная идея работы Г. Зиммеля
─ процесс обобществления индивида, как
сущность индивидуального сознания обретает
социальную форму во взаимодействии с
другими индивидами25.
Заключение
В данной курсовой работе была проведена, в основном, описательная работа. Задачи, в соответствие с целью, выполнены. Сходства и различия в использовании категории социальной дифференциации Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля выявлены:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дюркгейм,
Э. О разделении общественного труда
/ Э. Дюркгейм // Пер. с фр. А. Б. Гофмана,
примечания В. В. Сапова. ─ М.: Канон,
1996. ─ 432 с. ─ ISBN 5-88373-036-1.
Зиммель,
Г. Социальная дифференциация: Социологические
и психологические исследования / Г. Зиммель
// Избранное. В 2 т. 2Т: Созерцание жизни.
─ М: Юрист. ─ 1996г. ─ 164 с.
Аберкромби,
Н. и др. Социологический словарь
/ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер // Пер.
с англ.; под ред. С.А. Ерофеева. ─ М.:
ОАО «Изд-во «Экономика»», 1999. ─ 428с. ─
ISBN 5-282-01942-6.
Гофман,
А. Б. Семь лекций по истории социологии:
Учебное пособие для вузов / А. Б. Гофман
/5-е изд. ─ М.: Книжный дом «Университет»,
2001. ─ 216 с. ─ ISBN 5-8013-0137-2