Социальная дифференциация общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:08, реферат

Краткое описание

Данная курсовая работа основана на работах социологов Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля.
Проблема социальной дифференциации в обществе была и является актуальной как для социологии, так и для истории социологии. «Социальная дифференциация — деление соц. целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Использование категории социальной дифференциации в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»..........................................6
Глава II. Использование категории социальной дифференциации в работе Г. Зиммеля «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования»......................................................................11
Глава III. Сравнительный анализ использования категории социальной дифференциации в работах Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля….………………22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2 курс..doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Курсовая  работа  по курсу «История социологии» 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I. Использование категории социальной дифференциации в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»..........................................6

Глава II. Использование категории социальной дифференциации в работе Г. Зиммеля «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования»......................................................................11

Глава III. Сравнительный анализ использования категории социальной дифференциации  в работах Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля….………………22

Заключение…………………………………………………………………….24

Список  использованной литературы………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Данная  курсовая работа основана на работах социологов Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля.1

   Проблема  социальной дифференциации в обществе была и является актуальной как для  социологии, так и для истории  социологии. «Социальная дифференциация — деление соц. целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Дифференциация, прежде всего, включает в себя разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп и т. д.»2.  Это понятие используется в рамках теорий социального изменения, а также для обозначения процесса, в котором различные группы в обществе разделяются одна от другой, и выстраиваются в иерархию согласно социальному статусу. Для классической социологии XIX века это понятие играло важную роль при анализе социального изменения и при сравнении индустриального и доиндустриального обществ. При этом приводилась аналогия между социальным и биологическим. Проблема социальной дифференциации также являлась актуальной среди таких социологов, как Г. Спенсера, Т. Парсонса, Н. Смелзера и др. Проблема социальной дифференциации довольно широкая, но данная курсовая работа написана в узких рамках двух работ.

   Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) – французский  социолог, основатель французской социологической  школы. Один из крупнейших представителей классической социологии. Методологический подход Э. Дюркгейма именуется «социологизмом» и относится к  «социологическому реализму», согласно которому общество является целостным субъектом, который отличается от простой суммы индивидов. Э. Дюркгейм воспринял подход Конта к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями Г. Спенсера3. Для Э. Дюркгейма была актуальна проблема разделения труда в рамках социальной дифференциации. Сущность разделения труда заключается в профессиональной интеграции. Индивиды начинают контактировать, обмениваться опытом и таким образом создают единое целое, в следствии все увеличивающейся специализации труда. Работа «О разделении общественного труда» была написана в 1893 году. Эту работу на русский язык перевел А. Б. Гофман. Книга была издана в 1996 году.

   Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий философ и социолог, основоположник «формальной социологии». Предметом «формальной социологии» является выделение из общественной жизни форм обобществления. Этот раздел социологии занимается изучением того, как возникает общественная жизнь. Г. Зиммель ввел термин «обобществление» или «социализация» — процесс, посредством которого содержания индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в процессе взаимодействия с другими. Впоследствии этот термин стал использоваться в социологии.

   Общество  для Г. Зиммеля — это совокупность форм взаимодействий, и они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого. Главный объект исследования Г. Зиммеля — обобществление или взаимодействие, и оно первично по отношению к обществу. Его труд «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования» был написан в 1890 году, книга «Избранное. Том 2: Созерцание жизни» опубликована издательством «М: Юрист» в 1996 году. Это ранняя работа Г. Зиммеля, которая характеризует позицию позитивизма. Согласно Г. Зиммелю, общественная жизнь рассматривается как нечто уже существующее. Для Г. Зиммеля в работе «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования» была актуальна проблема процесса обобществления, или социализации.

   Объект: Использование категории социальной дифференциации Э.Дюркгейма и Г. Зиммеля.

   Предмет: сходства и различия использования категории социальной дифференциации в работах Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля4.

   Целью данной работы является выявление различий в трактовке социальной дифференциации в работах Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля.

   В соответствие с данной целью, поставлены следующие задачи:

  • Описать процесс и механизмы социальной дифференциации, исходя из концепций Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля;
  • Выявить сущность использования категории социальной дифференциации Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля;
  • Выявить различия использования категории социальной дифференциации Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля;

   Гипотеза: можно ли объяснить разность подходов Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля к определению соотношения социальной дифференциации всеобщного и индивидуального сознания, исходя из их методологических взглядов.

   Данная курсовая работа содержит: Введение, Глава I. Использование категории социальной дифференциации в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда», Глава II. Использование категории социальной дифференциации в работе Г. Зиммеля «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования», Глава III. Сравнительный анализ использования категории социальной дифференциации Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, Заключение, Список использованной литературы.

   Глава I. Использование категории социальной дифференциации в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»5. 

   Социальная  дифференциация, прежде всего, включает в себя разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп. Разделение функций и труда повышает эффективность общества, поэтому оно существует во всех обществах. Но члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры так, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

   Сущность  разделения труда заключается в  профессиональной интеграции. Посредством увеличивающейся специализации труда, индивиды начинают контактировать и создают единое целое. Разделение труда является необходимым условием материального и интеллектуального развития общества, и цивилизации в целом. Истинной функцией разделения труда является создание между личностями чувства солидарности, которая является причиной разделения труда. Оно не только увеличивает производительность разделенных функций, но и делает их солидарными между собой. Индивиды объединяют свои усилия, вместо того, чтобы развиваться отдельно. Они находятся один вне другого, взаимодействуют между собой и связаны, лишь потому, что различны.  Такую же роль играет разделение труда в масштабных политических обществах. Они могут удерживаться в равновесии только благодаря специализации занятий, а разделение труда главный источник общественной солидарности. Разделение труда носит моральный характер, так как потребность в гармонии, порядке и общественной солидарности считаются моральными. Разделение труда стремится стать существенным условием социальной солидарности.

   Э. Дюркгейм рассматривает два вида общественной солидарности: механическую и органическую. Первая основана на сходствах. Такая солидарность имеется тогда, когда коллективное сознание возвышается над индивидуальным. Индивид становится полностью коллективным существом, без каких либо отличительных характеристик.  Этот вид солидарности называется механическим, люди в обществе такого рода связаны чисто механически. Э.Дюркгейм сравнивает индивидов с молекулами неорганических тел.

   Органическая  солидарность основана на разделении труда6. Она характеризует организованный тип структуры общества. Такая солидарность предполагает, что индивиды различны между собой. Эта форма зависит от составляющих общество частей, включающие в себя систему различных специальных функций, соединенных определенными отношениями. Эта солидарность происходит впоследствии разделения труда. Разделение труда устанавливает индивидуальные особенности, соответствующие профессиональной роли. Разделение труда настаивает на индивидуальности частей. Солидарность, происходящая от разделения труда, называется органической, т. к. единство организма тем больше, чем явнее индивидуализация частей. Она представлена организованным типом общества, основанном на слиянии рынков и росте.

   Э. Дюркгейм утверждает, что органическая солидарность пришла на смену механической. Механическая солидарность не связывает людей с такой силой, как разделение труда, и солидарность стремится стать только органической. Разделение труда исполняет роль, которую ранее исполняло коллективное сознание, оно удерживает социальные агрегаты высших типов.

   Исчезновение  сегментарного типа общественного устройства, по мнению Э.Дюркгейма, провоцирует большую специализацию. Разделение труда ─ главный фактор освобождения индивидуального сознания от коллективного сознания. Он считает, что прогресс индивидуализации личности и прогресс разделения труда взаимосвязаны. Если индивиды образуют общество, то происходят новые явления, и, воздействуя на индивидуальные сознания, образуют их в большей их части. Вот почему ─ хотя общество ничто без индивидов ─ каждый из этих последних скорее продукт общества, чем виновник его. Таким образом, Дюркгейм показывает роль индивидуального сознания в обществе как в целом.

   Помимо  нормальных форм разделения труда существуют также анормальные или патологические.  Существует 3 исключительные формы разделения труда. Они являются наиболее важными и распространенными7.

   Первая  патологическая форма представлена ситуацией, когда солидарность не выполняет всех функций, ей принадлежащих ─ аномическое разделение труда. Разделение труда не приводит к солидарности, отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов, они находятся в состоянии аномии. Состояние аномии появляется в том случае, если солидарные органы находятся в недостаточном соприкосновении, не осознают себя частями единого целого, между ними отсутствуют правила, устанавливающие равновесие. Антагонизм труда и капитала ─ яркий пример этого явления. По мере того, как все больше специализируются промышленные занятия, вместо возрастания солидарности замечается обострение борьбы. Если разделение труда имеет приписываемые ему рассеивающие действия, они должны без сопротивления развиваться в этой части общества, так как ни одно препятствие не может удержать их. Однако, единство организованных обществ, как и всякого организма, создает внутреннюю солидарность, которая не менее необходима, чем регулирующее действие центров. Говоря о необходимости воздействия целого на части, Э. Дюркгейм настаивает, что части должны были быть солидарны между собой, чтобы целое стало осознавать себя и соответственно реагировать. Но по мере развития организованного типа общества, взаимное слияние сегментов влечет за собой слияние рынков в один рынок, обнимающий почти все общество. Он стремится стать универсальным, ведь исчезают границы, отделяющие сегменты каждого из них. Соприкосновение получается не достаточным.

   Деятельность каждой специальной функции требует, чтобы индивид не замыкался на ней, а поддерживал постоянные сношения с соседними функциями. Разделение труда предполагает, что работник не только не занят исключительно своим занятием, но чтоб его действия имели цель вне его самого. Тогда, какой бы специальной ни была его деятельность, ─ она имеет смысл, и он знает его. Э. Дюркгейм неоднократно доказывает, что разделение труда, преимущественно,  является источником солидарности.

   Принудительное разделение труда ─ вторая аномальная форма развития общества8. Она проявляется в классовой борьбе. Речь идет о расстоянии между наследственными склонностями индивида и приписанной ему функцией. Принудительное разделение труда мешают нормальному развитию индивида и приводят его в патологическое состояние. Распределение функций в касте или классе не всегда соответствует распределению талантов и наклонностей. В высших обществах обязанность каждого состоит не в объединении сходств, а в возможности расширить свою деятельность и максимально специализировать ее. И разделение труда не ведет к переоценке индивидуальной личности. Э.Дюркгейм считает, что индивидуальная личность развивается вместе с разделением труда. Личность предполагает быть самостоятельным источником действия при условии, что разделение труда устанавливается в силу индивидуальной инициативы. Автор считает, что между индивидуальными природами и социальными функциями существует гармония. А вследствие различия способностей осуществляется гармония между способностями индивида и его положением. Патология в том случае, когда потребности человека не пропорциональны его средствам. Э. Дюркгейм указывает, что в организованных обществах необходимо, чтобы разделение труда все более приближалось к идеалу самопроизвольности. Общества должны стремиться уничтожать внешние неравенства. Солидарность возможна только при условии, когда все образующие части общества солидарны между собой.

Информация о работе Социальная дифференциация общества