Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

В данной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации в общем и в
российском обществе последнего времени. Нами будут использоваться учебные
пособия и материалы исследований из периодической печати.

Оглавление

Введение

1. Сущность процесса социализации личности

2. Правовая культура –
3. важнейший фактор социализации личности

4. Проблемы формирования личности
5. в процессе социализации

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

скепсис в оценки настоящего и ностальгия по прошлому.

Свободу молодежь воспринимает как возможность перемещения  человека. Студенты

еще не понимают, что  свобода перемещения в настоящее  время ограничивается

другими рычагами – отсутствие на это денег.

Радует то, что  верховной ценностью молодые  называют «равенство всех перед

законом», необходимость  вознаграждения за добро и возмездности за зло,

Ценность принципа оплаты по труду, по таланту.

К сожалению нарастает  количество таких студентов, которые отдают преимущество

тому, что бы Россия стала подо властной США. В этом большую  роль играет

обманчивое пропагандирование  американского образа жизни. Адекватная оценка

состояния общества США более кризисная и взрывоопасная, чем российского.

Тревожным можно назвать и отношение студентов к войне. Многие (каждый второй)

отмечают, что война  – это гибель людей и в то же время фактор,

обусловливающий прогресс техники.

В повседневном нравственном сознании студентов преобладает  прагматизм, они

выражают беспокойство по поводу социально – политических процессов и не

чувствуют уверенности  в будущем.

Характерно то, что у девушек правовая культура развита намного сильнее, чем  у

юношей. Они выражают большее беспокойство по поводу негативных явлений в

обществе.

Девушки-студентки не столь примирительно относятся к сексуальным меньшинствам,

тем, кто торгуют  собой (проститутки, охранники). Они  на стороне строя, который

защищает жизнь  их тревожат вопросы самосохранения общества и снижение его

качественных характеристик, рост преступности, угроза безработицы, увеличение

числа беспризорных детей и бомжей, нарастание алкоголизма, наркомании,

проституции, угроза СПИДа.[7]

Опросы показывают, что мужчины более терпимы  к социальным меньшинствам  и

проституции. Недаром  социологи отмечают закономерность, состоящую в том, что

в критические  периоды истории проявляется  большая терпимость общества к

всевозможным отклонениям  от норм и традиций.

Воспитывать подрастающее поколение нужно. Но не следует забывать, что человек

– существо мыслящее. На экзамене студент будет говорить, что законы, нормы и

правила необходимо соблюдать. Им будет осознаваться теория правовой культуры.

Но он встретиться с трудностью в практической реализации этого навыка,

столкнувшись с  обществом.

С понятием «рынок»  в России получило развитие прагматическое отношение к

обществу, которое  в рынке усматривает власть наживы и спекуляции.

В целом можно  сказать, что реформа общества не подготовлена теоретически,

организационно, морально, культурно, социально, экономически, политически.

Невозможно развитие правовой культуры в обществе, где  законы не соблюдаются

большинством, где  предвыборные обещания не выполняются  и власть не несет

ответственности за не стабильность в государстве.

Особенно опасно то, что раздвоение личности (разногласие  между словом и

делом) наблюдается  у главы государства. В таком  обществе нормы морали и права

на бессознательном  уровне индивидов сталкиваются с противоречиями.

Следовательно, часть  людей, те, у кого прагматизм и инстинкт самосохранения

доминируют, будут  перешагивать эти нормы, не зависимо от того, что внутреннее

состояние их не всегда будет удовлетворено.

Другая часть  людей, те, у которых доминируют совесть и стыд, будут подвержены

девиации, отстраняясь  от общества, которое не воспринимается ими.

Таким образом, мы можем сказать, что российское общество находится в

критической ситуации, которая не способствует формированию правовой культуры

личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.      ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ     

Во времена советской  власти проблема социализации практически  решалась с

помощью обобществления личности.

Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед

коллективом. Пионерская комсомольская организация так  же обязывали к

определенному стилю  поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя

причастными к  общественной жизни, воспитывались  на примерах патриотизма,

любви к животному и растительному миру.

В настоящее время  во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в

условиях создания разнообразной социокультурной  и образовательной сферы.

[8]

Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос  акцента на

самообразование, актуализацию личностного момента  в образовательной

деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы

личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя

институциональные формы образования как инструмент самореализации,

самоактуализации, самосовершенствования.

Эта проблема еще  более актуализируется в условиях перехода к рыночной

экономике, поскольку  здесь требуется соответствие человека, его

интеллектуального, образовательного потенциала новым  требованиям.

Основным субъектом  самообразования является личность, которая удовлетворяет

ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация

характеризуют функции  самообразования, на основе которых личность приобщается

к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким  образом,

человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.

Самообразование выступает как вид свободной  деятельности личности (социальной

группы), характеризующейся  ее свободным выбором и направленный на

удовлетворение  потребностей социализации, повышение  культурного,

образовательного, профессионального и научного уровней, получение

удовлетворения  от реализации личностью ее духовных потребностей.

В рамках социально-философской  характеристики самообразование –  это то, что

создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса

«самосоциализации».[9]

Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную

самореализацию, тесно  связан с процессом социализации и индивидуализации

личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме  и проявляется в

первую очередь  посредством деятельности человека одним из видов которой

является самообразование.

В самообразовании  проявляется индивидуальный характер социализации

посредством свободного выбора видов самообразования в  соответствии с

потребностями личности.

В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет

социальной заботы и внимания, требующий соответствующих  социально-

политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает

равенство возможностей на получение образования и профессиональной

подготовке.

В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует

понимать целенаправленную деятельность государственных и  негосударственных

организаций по созданию благоприятных условий для его  развития в структуре

образа жизни  отдельных групп (общностей) и их представителей.

В статье Здоровского  настораживает то, что проблемой, требующей изучения,

выдвигается типология  самообразовательной деятельности социальных групп и ее

критерии, то есть – уровни самообразования. Мы считаем, что ориентация на

социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и

«индивидуализация».

Авторы ниже отмечают, что другой проблемой выступают  потребности, интересы,

мотивы самообразовательной  деятельности, ориентации на нее различных  групп

населения российского  общества.

На наш взгляд ориентация на социальные группы при решении вопроса о

самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может

сказаться отрицательно на уровне образованности государства  в целом.

Уже сейчас система  платного образования ограничивает право индивидуальной

личности на выбор  профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям

населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно  высокой

криминализации  общества,  то следует сделать  вывод, что высшее образование

будут получать люди, близкие к криминалу.

Из этого следует  вывод, что ориентация на социальные группы и платность

образования способствуют дальнейшей криминализации общества. Поэтому поводу

можно понять обеспокоенность  директора Международного института  планирования

образования ЮНЕСКО Жака Аллака, который считает, что  «правительство. должно

финансировать все  уровни и типы как формальной, так  и неформальной системы

образования и  профессиональной подготовки для тех, кто хочет и способен

воспользоваться ими, но не может за них заплатить».

Выше мы говорили о важности правовой культуры в процессе социализации.

Однако, не только сфера права является показателем  цивилизованности общества.

Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление девиантного

поведения. Например, в Государственной Думе все чаще и чаще всплывает вопрос

о легализации  проституции вместо того, чтобы искать методы ее снижения.

Люди, которые серьезно рассуждают о том, что порок должен пополнять бюджет,

способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы официально иметь от

нее выгоду.

Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие

ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в

настоящее время  криминализируется и деградирует.

Подготовлен Национальный доклад ООН о развитии человеческого потенциала за

2002 – 2003 годы. В  докладе подчеркивается, что на  человеческое развитие

государство воздействует прежде всего своей бюджетной  политикой.

ООН рекомендует  России переориентировать бюджетную  политику на решение

социальных, гуманитарных и интеллектуальных целей. В докладе  говорится, что на

Информация о работе Социализация личности