Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:14, реферат
В данной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации в общем и в
российском обществе последнего времени. Нами будут использоваться учебные
пособия и материалы исследований из периодической печати.
Введение
1. Сущность процесса социализации личности
2. Правовая культура –
3. важнейший фактор социализации личности
4. Проблемы формирования личности
5. в процессе социализации
Заключение
Список литературы
скепсис в оценки настоящего и ностальгия по прошлому.
Свободу молодежь воспринимает как возможность перемещения человека. Студенты
еще не понимают, что
свобода перемещения в
другими рычагами – отсутствие на это денег.
Радует то, что верховной ценностью молодые называют «равенство всех перед
законом», необходимость вознаграждения за добро и возмездности за зло,
Ценность принципа оплаты по труду, по таланту.
К сожалению нарастает количество таких студентов, которые отдают преимущество
тому, что бы Россия стала подо властной США. В этом большую роль играет
обманчивое пропагандирование американского образа жизни. Адекватная оценка
состояния общества
США более кризисная и
Тревожным можно назвать и отношение студентов к войне. Многие (каждый второй)
отмечают, что война – это гибель людей и в то же время фактор,
обусловливающий прогресс техники.
В повседневном нравственном сознании студентов преобладает прагматизм, они
выражают беспокойство по поводу социально – политических процессов и не
чувствуют уверенности в будущем.
Характерно то, что у девушек правовая культура развита намного сильнее, чем у
юношей. Они выражают большее беспокойство по поводу негативных явлений в
обществе.
Девушки-студентки не столь примирительно относятся к сексуальным меньшинствам,
тем, кто торгуют собой (проститутки, охранники). Они на стороне строя, который
защищает жизнь их тревожат вопросы самосохранения общества и снижение его
качественных характеристик, рост преступности, угроза безработицы, увеличение
числа беспризорных детей и бомжей, нарастание алкоголизма, наркомании,
проституции, угроза СПИДа.[7]
Опросы показывают, что мужчины более терпимы к социальным меньшинствам и
проституции. Недаром социологи отмечают закономерность, состоящую в том, что
в критические периоды истории проявляется большая терпимость общества к
всевозможным отклонениям от норм и традиций.
Воспитывать подрастающее поколение нужно. Но не следует забывать, что человек
– существо мыслящее. На экзамене студент будет говорить, что законы, нормы и
правила необходимо соблюдать. Им будет осознаваться теория правовой культуры.
Но он встретиться с трудностью в практической реализации этого навыка,
столкнувшись с обществом.
С понятием «рынок» в России получило развитие прагматическое отношение к
обществу, которое в рынке усматривает власть наживы и спекуляции.
В целом можно сказать, что реформа общества не подготовлена теоретически,
организационно, морально, культурно, социально, экономически, политически.
Невозможно развитие правовой культуры в обществе, где законы не соблюдаются
большинством, где предвыборные обещания не выполняются и власть не несет
ответственности за не стабильность в государстве.
Особенно опасно то, что раздвоение личности (разногласие между словом и
делом) наблюдается у главы государства. В таком обществе нормы морали и права
на бессознательном уровне индивидов сталкиваются с противоречиями.
Следовательно, часть людей, те, у кого прагматизм и инстинкт самосохранения
доминируют, будут перешагивать эти нормы, не зависимо от того, что внутреннее
состояние их не всегда будет удовлетворено.
Другая часть людей, те, у которых доминируют совесть и стыд, будут подвержены
девиации, отстраняясь от общества, которое не воспринимается ими.
Таким образом, мы можем сказать, что российское общество находится в
критической ситуации, которая не способствует формированию правовой культуры
личности.
3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с
помощью обобществления личности.
Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед
коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к
определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя
причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма,
любви к животному и растительному миру.
В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в
условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы.
[8]
Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на
самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной
деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы
личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя
институциональные
формы образования как
самоактуализации, самосовершенствования.
Эта проблема еще
более актуализируется в
экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его
интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.
Основным субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет
ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация
характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается
к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом,
человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.
Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной
группы), характеризующейся
ее свободным выбором и
удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного,
образовательного, профессионального и научного уровней, получение
удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.
В рамках социально-философской характеристики самообразование – это то, что
создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса
«самосоциализации».[9]
Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную
самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации
личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется в
первую очередь посредством деятельности человека одним из видов которой
является самообразование.
В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации
посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с
потребностями личности.
В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет
социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально-
политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает
равенство возможностей
на получение образования и
подготовке.
В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует
понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных
организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре
образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.
В статье Здоровского настораживает то, что проблемой, требующей изучения,
выдвигается типология
самообразовательной
критерии, то есть – уровни самообразования. Мы считаем, что ориентация на
социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и
«индивидуализация».
Авторы ниже отмечают, что другой проблемой выступают потребности, интересы,
мотивы самообразовательной деятельности, ориентации на нее различных групп
населения российского общества.
На наш взгляд ориентация на социальные группы при решении вопроса о
самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может
сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом.
Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной
личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям
населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой
криминализации общества, то следует сделать вывод, что высшее образование
будут получать люди, близкие к криминалу.
Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность
образования способствуют дальнейшей криминализации общества. Поэтому поводу
можно понять обеспокоенность директора Международного института планирования
образования ЮНЕСКО Жака Аллака, который считает, что «правительство. должно
финансировать все уровни и типы как формальной, так и неформальной системы
образования и профессиональной подготовки для тех, кто хочет и способен
воспользоваться ими, но не может за них заплатить».
Выше мы говорили о важности правовой культуры в процессе социализации.
Однако, не только сфера права является показателем цивилизованности общества.
Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление девиантного
поведения. Например, в Государственной Думе все чаще и чаще всплывает вопрос
о легализации проституции вместо того, чтобы искать методы ее снижения.
Люди, которые серьезно рассуждают о том, что порок должен пополнять бюджет,
способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы официально иметь от
нее выгоду.
Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие
ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в
настоящее время
криминализируется и
Подготовлен Национальный доклад ООН о развитии человеческого потенциала за
2002 – 2003 годы. В докладе подчеркивается, что на человеческое развитие
государство воздействует прежде всего своей бюджетной политикой.
ООН рекомендует России переориентировать бюджетную политику на решение
социальных, гуманитарных и интеллектуальных целей. В докладе говорится, что на