Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:21, реферат
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Введение………………………………………………………………….3
1 Личность и основные факторы ее развития……………………6
2 Социализация личности…………………………………………7
3 Групповой опыт………………………………………………….9
4 Уникальный индивидуальный опыт…………………………..15
5 Социальные роли……………………………………………….16
6 Процесс обучения социальным ролям………………………..17
7 Предписанные и достигаемые статусы и роли……………….19
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………26
Дж.
Мид различал три стадии процесса обучения
ребенка исполнению взрослых ролей. Первая
– подготовительная стадия (в возрасте
от 1 до 3 лет), во время которой ребенок
имитирует поведение взрослых без какого-либо
понимания (например, девочка наказывает
куклу). Вторая стадия, называемая игровой
(в 3-4 года), наступает тогда, когда дети
начинают понимать поведение тех, кого
они изображают, но исполнение роли еще
неустойчиво. В какой-то момент мальчик
изображает из себя строителя и укладывает
игрушечные блоки один на другой, однако
минутой позже он начинает бомбардировать
свои постройки, затем становится милиционером,
после чего космонавтом. Третья – заключительная
стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое
поведение становится собранным и целенаправленным
и проявляется способность ощущать роли
других актеров. Удачным примером или
аналогом такого поведения можно считать
игру в футбол, когда в ходе перемещения
по полю происходит постоянная смена амплуа
игроков. Для взаимодействия с партнерами
каждому из игроков необходимо ставить
себя на место партнера и представлять
себе, что он сделал бы в том или ином игровом
эпизоде. Команда возникает и действует
только тогда, когда каждый усваивает
не только собственную роль, но и роли
партнеров. В ходе подобного процесса
индивид, проходя последовательно все
стадии вхождения в другие роли, развивает
способность видеть свое собственное
поведение во взаимосвязи с другими индивидами
и ощущать на себе их реакции. Через осознание
других ролей, а также чувств и ценностей
других в сознании личности формируется
«обобщенный другой». Он является грубым
сравнением со стандартами и ценностями
общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного
другого», индивид формирует свою концепцию
«Я». Недостаточная способность адаптироваться
к другой точке зрения, принимать на себя
роли других индивидов может отрицательно
сказываться на развитии личности. Так,
у некоторых групп молодежи с заметными
признаками отклоняющегося поведения,
замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано
неумение принимать другие роли, а следовательно,
видеть себя в глазах других, что отрицательно
сказывается на развитии и умственных
способностях личности.
Американский
ученый-социолог А. Халлер в дополнение
к теории Дж. Мида разработал концепцию
«значимого другого». «Значимый другой»
– это та личность, одобрения которой
данный индивид добивается и чьи указания
он принимает. Такие личности оказывают
наибольшее влияние на установки индивидов
и формирование их собственного «Я». В
качестве «значимых других» могут выступать
родители, замечательные учителя, наставники,
некоторые участники детских игр и, возможно,
популярные личности. Индивид стремится
принять их роли, подражать им и таким
образом осуществлять процесс социализации
через «значимого другого».
Два наиболее часто
Под
идентичностью понимается ощущение
существования уникальной индивидуальности,
отделенной, отличной от других индивидов,
или ощущение себя как части уникальной
группы, отличной от других групп в
использовании групповых
«обобщенного
другого». Часто люди определяют
идентичность по признаку расы,
национальности, религии или роду
занятий. Наличие этих
В
истории наблюдаются такие
4 Уникальный индивидуальный
опыт
Почему
дети, выросшие в одной семье, так
сильно отличаются друг от друга, даже
если они имеют сходный групповой
опыт? Потому что у них не было
полностью идентичного
Психоаналитики
утверждают, что некоторые инциденты,
происшедшие в ходе личностного
опыта, могут быть критическими, так
как они придают определенную
окраску всем последующим реакциям
человека на окружающую среду. Известен,
например, случай травматического значения
маленького эпизода, когда у пятилетней
девочки чужой дядя отнял и
выкинул любимую куклу. Впоследствии
этот эпизод повлиял на общение ставшей
взрослой женщины с мужчинами. Таким
образом, если групповой опыт может
быть сходен или даже одинаков у
различных личностей, то индивидуальный
опыт всегда уникален. Именно поэтому
не может быть совершенно одинаковых личностей.
5
Социальные роли
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях.
Однако практически не бывает
такого положения, когда
Социальный статус обычно
Нормы культуры усваиваются в
основном через обучение ролям.
6
Процесс обучения социальным ролям
Каждый индивид в течение
Некоторые люди не могут
Обучение большинству
«разыгрывают»
представления, помогают отцу
и матери, читают истории из
жизни разных социальных групп,
Человеку
в более зрелом возрасте такие
ненастоящие роли помогают
В диагностической и
Понятие роли включает в себя
совокупность ожиданий каждого
индивида в отношении как своего
собственного поведения, так и поведения
других людей при взаимодействии в определенной
ситуации. Играет ли индивид роль на «притворной»,
нереальной основе или в связи с приобретением
им нового статуса, он всегда стремится
аккумулировать установки и поведение
тех людей, которые его окружают, и добиться
наиболее адекватного исполнения своей
роли. Очевидно, что внутреннее «Я» личности
не остается неизменным в результате такого
социального опыта. Девушка, выходя замуж,
будет иметь статус, отличный от прежнего.
Ее роль изменится, и во многих отношениях
она будет выглядеть как совершенно другая
личность. Роли, связанные с определенными
занятиями, в такой степени обусловливают
личностные изменения, что, даже не зная
рода занятий человека, мы можем сказать,
что он ведет себя, как учитель, крестьянин,
предприниматель или министр. Личность
и роль, которую она играет, связаны с некоторыми
психологическими характеристиками, подходящими
для исполнения определенных социальных
ролей. Например, личность общительная,
направленная на мир внешних объектов
может легко приспособиться к роли продавца.
В то же время очевидно, что ежедневное
выполнение обязанностей продавца помогает
становлению общительной личности. Так
постепенно, в ходе ролевого обучения
формируется поведение личности, характерное
для ее статуса, полностью принимается
уготованная ей социальная роль.