Социализация личности: цели, идеалы, ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:02, реферат

Краткое описание

В более позднем возрасте приобретает определенное значение понятие ресоциализации, о котором также будет говориться ниже. Человек переоценивает свою жизнь, приобретает новые социальные роли и отказывается от прежних. Даже в старости процесс социализации продолжается: появляются новые интересы, хобби. Возникают новые социальные роли, такие как бабушка или дедушка.

Оглавление

Введение 3
I. Понятие социализации 4
II. Процесс социализации 5
III. Механизмы и формы социализации 9
IV. Институты социализации 12
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Реферат социолгия .doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Российский  государственный Социальный Университет

     Факультет Охраны Труда и Окружающей Среды 
 
 
 
 

Реферат по социологии на тему:

     «Социализация личности: цели, идеалы, ценности» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка группы ЗОС-Д-2:

     Белова  Наталья

     Проверил: преп. Долгорукова И.В. 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В современном меняющемся обществе большое  значение для человека приобретает реализация себя и своих возможностей. Для этого необходимо гармоничное развитие личности, усвоение культурных норм, ценностей и социальных ролей. Другими словами необходима социализация личности.

     С рождения до глубокой старости человек  усваивает новое, приобретает социальные роли или отказывается от них взамен новых. Особенно интенсивный период социализации приходится на детство. В это время ребенку важно оказаться в благоприятной социальной среде – благополучной семье, среди сверстников, оказывающих положительное влияние на развитие человека, в противном случае возникают проблемы. Не случайно многие проблемы из детства переходят во взрослый период так и нерешенными, перерастают в комплексы, неуверенность.

     В юности большое значение имеет выбор жизненного пути, отношения с противоположным полом. Социализация в этот период играет особую роль. Определяется как профессиональная деятельность человека, так и его семейная, личная жизнь.

     В более позднем возрасте приобретает  определенное значение понятие ресоциализации, о котором также будет говориться ниже. Человек переоценивает свою жизнь, приобретает новые социальные роли и отказывается от прежних. Даже в старости процесс социализации продолжается: появляются новые интересы, хобби. Возникают новые социальные роли, такие как бабушка или дедушка.

     Я выбрала тему социализации личности, потому что мне интересно как происходит наша адаптация в обществе. Какие механизмы и процессы позволяют нам усваивать ценности, нормы, идеалы.

     Таким образом, тема социализации личности актуальна в любое время, так как для успешного развития личности важно усваивать нормы, ценности, социальные роли в обществе. На всех этапах развития человека большое значение имеет приобщение его к новым условиям, идеалам, нормам современного общества.

    1. Понятие социализации

     В условиях усложнения социальной жизни  актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является "социализация", позволяющая человеку стать членом общества.

     Социализация  — начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

     Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.

     Развитие  человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни. 

II. Процесс социализации

     Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

     Первое  детство. Наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из его родителей имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Известно также, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого.

     Между 8-м и 12-м месяцами жизни начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним), чтобы передать в чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не столько страх перед незнакомым человеком, сколько неузнавание в нем знакомых черт материнского лица. Этот этап тесно связан с развитием представления о постоянстве (перманентности) предметов когнитивного процесса, который был изучен Пиаже и состоит в том, что с 8-го месяца жизни ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет. Представление о постоянстве, вначале связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты, в особенности на другие «социальные объекты». Кроме того, постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка на 8-м или 9-м месяце жизни представления о собственной перманентности.

     Было  показано также большое значение надежной социальной привязанности как для освоения ребенком незнакомых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери, так и для налаживания ранних социальных контактов с другими детьми.

     Детство и отрочество. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Согласно Соренсену (1973), подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и они сами. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно связаны. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола. Если в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и свое собственное «Я», и других людей преимущественно через суждения, оценки, поступки родителей, то в отрочестве его решения уже в той или иной мере находятся в зависимости и от сверстников, и от моды, и от общественного мнения.

     Зрелость. Обычно больше всего друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем их число составляет семь человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом отношении и по взаимному уважению.

     В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

     С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на пенсию, составляет приблизительно 6 человек).

     Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

  1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
  2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
  3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

     Социализация  в детстве строится на полном повиновении  взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться  к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

     4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы по 
мочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию 
их поведения.

     Каждый  раз, переходя на новую ступеньку, вступая  в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

     Отучение  от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

     Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

     Десоциализация  и ресоциализация — две стороны  одного процесса, а именно взрослой, или продолженной социализации.

     В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

     Хотя  процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый этап выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

     Десоциализация  может быть столь глубокой, что  позитивная ресоциализация уже не поможет — разрушенными окажутся основы личности.

     В тех случаях, когда человек что  называется "надломился", происходит негативная ресоциализация: мальчик  из благополучной семьи становится бандитом.

     Если  десоциализация может быть глубокой, то и позитивная ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Де- и ресоциализация — две тени, два крыла нормальной социализации.

     III. Механизмы и формы социализации

 

     Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы  социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

     К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

     Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Информация о работе Социализация личности: цели, идеалы, ценности