Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:55, реферат
Изучение проблемы социализации общества, и в частности, детей, является одним из значимых направлений социологии - которая в современном мире становится очень актуальной для общества.
Введение
1. Структура процесса социализации личности
2. Функция социализации
3. Специфика социализации детей
Заключение
Список использованных источников
Социализация и ее
функции в социальном воспроизводстве общества
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Структура процесса социализации личности
2. Функция социализации
3. Специфика социализации детей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблемы социализации общества, и в частности, детей, является одним из значимых направлений социологии - которая в современном мире становится очень актуальной для общества.
Анализ концепций социализации сводится к двум подходам. Сторонники первого рассматривают социализацию как процесс адаптации индивида к обществу, при этом предполагают пассивную позицию личности в социализации. Типичным представителем этого направления является французский социолог конца ХIХ века Э. Дюркгейм. Суть позиции Э. Дюркгейма – признание за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации.[11, 12-13с.] Исследователи, стоящие у истоков теории социального развития, полагали, что социализация представляет собой лишь аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Американский ученый Т. Парсонс определял социализацию как интернализацию культуры общества. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». По Т. Парсонсу, социализированный индивид может не только исправно функционировать в общественной системе, но и находит в этом функционировании удовлетворение своих индивидуальных потребностей. Сторонники второго направления подчеркивают активную позицию человека в процессе социализации. Основоположниками этой теории можно считать американских ученных Ф. Знанецкого, Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Дж.Г. Мида.
Социологи (П. Бурдье, В.Л. Сандригайло и др.) называют социализацией индивида процесс включения в систему общественных отношений посредством наделения его общественными свойствами, процесс духовного воспроизводства и развития общества с помощью социального становления молодого поколения. В «Энциклопедическом социологическом словаре» социализация определяется как «процесс включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, приобретение им социальных качеств, необходимых для успешного функционирования и развития в данном обществе».[2, 686с.]
Представленное многообразие точек зрения на проблему социализации свидетельствует о сложности данного социального феномена. Можно выделить следующие черты в данных определениях:
во-первых, социализация понимается как процесс взаимодействия личности и общества;
во-вторых, констатация того, что человек в ходе социализации усваивает, приобретает качества, позволяющие ему приобщить к сложившимся формам общественной жизни.
Существует много различных концепций социализации личности: социологические, социально-психологические, антропологические, культурологические и др. Среди социологических можно назвать теорию перенятия социальных ролей, структурно-функциональную, теорию социального действия, теорию социальной дифференциации и интеграции и др.
Социальное самоопределение
Проблемами и вопросами
Цель данной работы - определить структуру процесса социализации личности, функции социализации, а также рассмотреть особенности, возникающие у детей в процессе социализации.
Задачи работы следующие
- раскрыть понятие социализации,
- охарактеризовать структуру процесса социализации
- выявить функции социализации ;
- выделить особенности в процессе социализации детей;
В работе были использованы учебная литература, статьи, монографии, авторефераты диссертаций.
1. СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ
структура процесса социализации личности
первичная социализация
вторичная социализация /ресоциализация/
Социализация является одной из основных функций социальных институтов общества.
Социализация — это передача молодому поколению установленных в обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и т.п.).
В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по:
- усвоению индивидом на
- усвоению и дальнейшему
- становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;
- включению человека в
Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
К середине ХХ века социализация превратилась в самостоятельную меж-дисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.
Попутно отметим, что почти до 60-х годов ХХ века, говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.
В структуру процесса социализации входят следующие составляющие: 1) стихийная социализация – процесс развития и саморазвития человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества; 2) относительно направляемая социализация – когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, объективно влияющих на жизненный путь человека и его развитие; 3) относительно социально контролируемая социализация – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека; 4) сознательное самоизменение человека.
Процесс социализации надо рассматривать в единстве его двух основных компонентов – адаптации (унификации) и интериоризации (индивидуализации).
Социализация – двусторонний
процесс, в ходе которого общество передает,
а индивид усваивает
Необходимость социализации с одной стороны обусловлена тем, что общество стремится сохранить свою целостность. С другой стороны, каждый индивид стремится интегрироваться в систему общественных отношений и систему общественного воспроизводства. Содержательно, процесс социализации предполагает:
1) развитие самосознания и мировоззрения у индивида.
2) Усвоение индивидом знаний о структуре общества, роли и значения каждого социального института.
3) Усвоение индивидом доминирующих в обществе ценностей, на основе которых он формирует собственные ценностные ориентации.
4) Усвоение индивидом знаний, умений и навыков, которые позволят ему достичь определенного социального статуса и самореализоваться.
Конечным итогом процесса социализации является формирование личности и смена поколений в обществе. Поскольку социализация представляет собой процесс, она включает в себя следующие элементы:
1) этапы социализации.
2) Агенты социализации.
3) Механизмы социализации.
4) Условия социализации.
Социализация как условие социального порядка, согласно Т. Парсонсу, основана на приобщении индивидов к нормам, стандартам, паттернам, ценностям, культурным образцам и на признании их. Социализация и процесс взаимопроникновения между социальной системой и системой личности, согласно Т. Парсонсу, есть условие упорядоченности системы. С точки зрения системы личности, социализация есть усвоение системы культурных символов посредством интеракции. Благодаря стандартизации система сохраняет свою устойчивость. Культурные образцы рассматриваются им как основные условие устойчивости системы социального действия.
Продолжая тему активности—пассивности
человека как субъекта и объекта
процесса социализации, целесообразно
выделить две стороны этого процесса:
психологическую и социально-
Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс, и для которых человек оказывается прежде всего объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые - неформальные институты - имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. л.).
Цели и способы воздействий формальных и неформальных институтов социализации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Результаты этой борьбы носят самый различный характер: здесь и «дети улицы» как свидетельство поражения семьи и школы в борьбе с «референтными» группами улицы; здесь правонарушители и бунтовшики (подлинные по убеждениям или мнимые), здесь и объяснение «двойной морали» граждан, отражающей разные системы ценностей, существующие в обществе.
Уже упоминалось о том, что в разные отрезки своего жизненного никла человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида. В этой связи целесообразно разделить процесс социализации на возрастные периоды, в которых психологическая и социально-психологическая стороны процесса отличаются какой-то спецификой. Ранний период можно ограничить первыми 12 годами жизни человека, вторым будет отрезок между 12 и 18 годами, а третий займет всю оставшуюся жизнь. Следует подчеркнуть, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, даже если в старости он приобретает иногда регрессивный характер. Возрастные вехи периодов довольно относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и окружения.
Особенности возрастных периодов. С
психологической точки зрения для
раннего периода социализации характерна
недостаточная развитость когнитивной
сферы личности, в результате чего
социализирующие воздействия воспринимаются
индивидом неосознанно или недостаточно
осознанно. Усваивается прежде всего оценочное
отношение к тем или иным социальным объектам
без должных представлений об их сущности
и смысле. Психологическими механизмами
усвоения соответствующих воздействий
являются страх наказания, желание заслужить
одобрение, подражание, идентификация
с родителями и т. д.
Особенность социально-психологической
стороны процесса социализации в ранний
период заключается в том, что в нормальных
условиях сначала единственным, а затем
доминирующим институтом социализации
являются родители. С 3-4 лет начинает оказывать
свое влияние на ребенка телевидение,
а во второй половине периода в процесс
включаются школа и «группы сверстников»,
друзья.
Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием когнитивной сферы личности (психологическая сторона), а также расширением круга социальных связей и отношений и изменением роли и авторитета различных институтов социализации (социально-психологическая сторона). Как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс - зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида.
Информация о работе Социализация и ее функции в социальном воспроизводстве общества